Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИТЧА О ПОСТУПКЕ, СОВЕРШЁННОМ ИЗ ЛЮБВИ



 

Было у матери пять сыновей, четверо работящие, а пятый только читал да что-то вычерчивал. Пока дети маленькие были, в доме был мир и покой. Старшие на земле работали, помогали матери, а младший всё маленьким был, всё при своих детских забавах: то на звёзды смотрит, то рисует что-то. В работе он ничего не смыслил да и не был приспособлен к ней, и считали его бестолковым и тупым, а потому оставили в покое и не трогали.

Настало время, старшие, выпорхнув из родного гнезда, обосновались на земле, обустроились, стали жить богато, и всё у них было, да всё чего-то не хватало. Жил в их душах червячок, который точил одной-единственной мыслью их головы: была у матери земля, которая могла достаться нерадивцу, ни ума он ей не даст, ни толку — загубит кормилицу, — а от неё большая польза была бы.

Пришли они как-то в родной дом и увидели, что мать на земле работает, а брат по-прежнему в небо упёртый сидит. Взбесило это старших братьев, злость и зависть змеёй горло обвили. И начали они убеждать мать, чтобы та выпроводила сына на собственные хлеба — и ей легче будет, и нерадивого сына жизнь работать научит. Долго колебалась мать — жалко ей было своё дитя, — но потом всё-таки согласилась с сыновьями и предложила своему глупому и ленивому последышу начать самостоятельную жизнь. Сын не стал спорить, собрался и покинул родной дом.

Пролетели годы. Снова старшим сыновьям неймётся, видят они: мать старая, землю обрабатывать не может и пропадает добротный кусок земли без сильных рук. И пришли они к матери просить землю.

— Разделите, — предложила мать, — и пусть каждому достанется равная часть.

Но ни одному из сыновей ответ матери не понравился. Они понимали: если разделить землю поровну, то достанется столько, что развернуться, собственно, негде будет. Целый кусок ещё что-то значил, а разделённый — терял свою ценность. Видит мать: недовольны сыновья её ответом.

— Решайте сами, — сказала она, — у кого земли меньше, тому и отдайте.

Стали мерять братья, но, как ни крути, выходит одно и то же: если дать всю землю тому, у кого её сейчас меньше, то у него с новым куском станет земли значительно больше, чем у самого богатого. Так начался спор, который длился бесконечно. И про мать сыновья совершенно забыли. И доживала она свои трудные года в одиночестве и печали, глядя на бесполезные споры своих детей. И чувствовала она вину перед тем, кому, может быть, не хватает сейчас крова, своего клочка земли, любви и заботы. И хотелось ей уже уйти из жизни, но словно что-то удерживало её на этой грешной земле. Не могла она спокойно покинуть этот мир, не зная, что с её младшим сыном. Долго жила она и долго мучилась, глядя на обезумевших в кровавой мести старших детей и не ведая, что с её сыном, которого она из любви выгнала из дому.

Но как бы долго ни длилась жизнь, она не вечна, всему когда-то приходит конец. С тяжёлым, изболевшимся сердцем покинула этот мир уставшая женщина. Немощное тело её схоронили сыновья и облегченно вздохнули: «Отмучилась». И начали они жестокую войну за землю. Только душа мученицы не покинула грешную землю: не было ей дороги ни в ад, ни в рай, потому что осталась она привязанной к земле, где ходил по ней тот, кого она из любви собственной обездолила. И бродила душа по земле и всё чего-то искала. Давно уже не было в живых того, кому причинила она когда-то боль. Давно уже светлая душа её младшего сына светила звездой в небе, которому посвятил он свою жизнь, свой труд, свою безграничную любовь. Давно не было уже и тех, кто породил вечную войну за землю и чёрным ураганом носился над ней. А она в своём тонком теле всё бродила по земле, бродила, всё искала чего-то, искала... Привязавшая сама себя, она не могла разорвать этот узел и подняться туда, где ждал её отдых.

 

Существует поверье: если душа по какой-либо причине привязала себя к земле и не в силах оторваться от неё, то остаётся она на ней вечно, становясь низшим духом, который бродит по земле среди людей и пугает их своим внезапным появлением. И боятся его люди, и зовут привидением, и изгоняют его, применяя магию, не зная вечных мук этой души и причиняя ей боль.

Не так страшен грех, который можно искупить в аду, страшен поступок, который не причислишь ни к грешным, ни к праведным и который не имеет дороги ни в ад, ни в рай.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Согласны ли вы с тем, что поступок матери совершён из любви?

2. В чём трагедия, матери?

3. Почему четверо «работящих» братьев представляют в тексте единое целое?

4. Младший посвятил себя небу, старшие — земле. Даёт ли это какой-либо ключ к пониманию замысла притчи?

5. Что же такое поступок, который не причислишь ни к грешным, ни к праведным?

 

Примерный план

I. Мать и пятеро её сыновой.

II. Неприязнь старших братьев к младшему.

III. Мать отправляет младшего сына «в люди».

IV. После ухода младшего сына.

1. Спор сыновей о земле.

2. Переживания матери.

3. Смерть матери.

4. Неприкаянность её души.

V. Авторский итог: «...страшен поступок, который не причис­лишь ни к грешным, ни к праведным...»

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Фольклорные элементы в при­тче».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционный и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Лексические и синтаксичес­кие средства, использованные при изображении страданий матери».

 

 

ПРИТЧА О ЛИЦЕДЕЕ

 

Один человек мечтал дарить людям праздники, делать их счастливыми, веселыми, радостными, преображать их суровые лица. И стал он актёром. Бродил по городам и устраивал на площадях для народа свои представления. Имел крохи, которых с трудом хватало на жизнь. Но не это поддерживало его, а огонь, который горел в глазах людей и оживлял их лица на какое-то время, делая красивыми, светлыми, одухотворенными. Но это преображение длилось недолго. Как только актёр заканчивал представление, люди опускали головы и шли по делам, озабоченные своими трудностями.

Жизнь становилась всё тяжелее и тяжелее: одни безмерно богатели, другие бесконечно беднели, и ни те ни другие не стали счастливее; в глазах и тех и других было одно и то же: забота о хлебе насущном или о богатстве беспредельном. И как ни старался актёр, чего только ни выдумывал, как ни ухищрялся, ничего не получалось. Лица людей становились всё суровее, глаза тусклее, а сами люди злее. Но он не унимался, он всё творил чудеса, призывая на помощь и ум, и талант, и смекалку.

Но однажды после представления из толпы вместо монет кто-то бросил сначала злую шутку, потом раздались крики недовольства, язвительный смех и в завершение полетели в актёра гнилые овощи и тухлые яйца. По лицу отчаявшегося лицедея вместе с гнилым бурым соком текли светлые чистые слёзы.

— Люди! — произнёс мим. — Поднимите глаза к небу!

Толпа стихла, и все как по команде подняли глаза на небо в надежде увидеть чудо.

— Посмотрите в чистую лазурь его, — продолжал лицедей, — вы увидите там необозримый простор, зовущую светлую даль, глубину чистоты, ясный свет и преобразитесь. Вы забудете свои тяготы, оставите непосильные ноши, устремитесь к счастью на крыльях духовной устремлённости и постигнете торжество той жизни, которая существует только в чистых и светлых душах!

Но люди не увидели чуда в небе и не поняли, о чём говорил лицедей; они решили, что он призывает их к безвременной смерти, чтобы подняться к призрачным высотам. В диком безумстве они схватили камни и стали бросать их в бедного актёра.

— Умри сначала ты, — кричали они, — а мы посмотрим, каким счастливым ты будешь на том свете!

И обезумевшая толпа забросала лицедея камнями.

Прошло время, всё забылось, но скука, воцарившаяся в городе, червоточила души людей. Росли злоба, зависть, ненависть, которые привели сначала к вражде, а потом и к войне. Люди стали убивать друг друга. И некому было остановить их...

 

Не будет войны там, где умеют ценить искусство человеческой души, мастерство ума и талант сердца. Не будет её и там, где царит духовность. А духовность приносят те, кто наделён Божьим даром. Убить их — значит уничтожить Дух в собственном сердце. Дух сердца — это магнит, притягивающий духовность, которую принесли на землю более одаренные. Если по какой-то причине не одарён от Бога, одари себя сам — прими духовность, даваемую другими.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Как толкуется слово «лицедей» в словаре С. И. Ожегова? А что сообщает о его происхождении этимологический сло­варь?

2. А что говорят словари о слове «мим»?

3. Почему мим заговорил?

4. А как вы думаете, в чём назначение искусства?

5. Война — следствие бездуховности. Поразмышляйте над этим.

 

Примерный план

I. Актёр и зрители.

II. Толпа забрасывает лицедея гнилыми овощами и тухлыми яйцами.

III. Мим заговорил.

IV. Гибель лицедея.

V. Размышления автора о духовности.

 

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Напишите рассуждение на тему «Душевное и духовное: об­щее и различное».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Выполните мини-исследование: «Языковые средства создания образа лицедея».

 

 

ПРИТЧА О СМЕХОТВОРЦЕ

 

Один человек очень любил посмеяться над другими. У каждого он мог найти какой-то изъян и потешиться над ним. У одного были раскосые глаза, и смехотворец, чтобы высмеять этот недостаток, сводил свои к носу или разводил так, что они то смотрели в разные стороны, то одновременно вверх и вниз. Делал он это комично, и все весело смеялись. У другого был скошен рот, и тут смешливец не упускал возможности, чтобы не исказить в гримасе свой, да так, что толпа заливалась от хохота. У кого-то были неловкие длинные руки, и здесь находился повод для смеха. У кого-то была некрасивая походка, и это с успехом было высмеяно. Кто-то плохо говорил, заикаясь или искажая звуки, и тут талант даровитого смехотворца проявлялся с особой силой. Даже такие человеческие изъяны, как горбинка носа или больших размеров уши, которые невозможно показать, не применяя уловок, когда формы правильны и красивы, смехотворец мог без особых трудностей высмеять, используя свой неотразимый талант.

Долго этот человек смешил толпу, теша при этом то ли её низменные запросы, то ли свою гордыню. Он достиг высокого мастерства, и толпа шла смотреть на него, когда он появлялся, и веселилась, потешаясь над любыми человеческими недостатками. Этим смехотворец зарабатывал себе на хлеб и был счастлив, что ему хватает даже на сладкие булки.

Прошло время. По-прежнему создатель публичного смеха пытался смешить толпу, но видел уже, что народ не смеётся так же задорно, как смеялся немногим раньше, а чаще толпа то ли с жалостью, то ли с грустью смотрела на него, и нередко вместо смеха по щекам людей катились слёзы. Деньги давали, не скупясь, но что-то странное было в этом жесте. Если раньше они бросались игривой рукой и, падая, звенели так, словно заливались смехом, то теперь жалость читалась в полете жертвующей руки, а монеты, ударяясь одна о другую, издавали звук капающих слёз. И хлеб, который ел смешливец, казался теперь горьким.

— Что же случилось? Почему народ стал так странно относиться ко мне? — спрашивал сам себя человек и не находил ответа.

Однажды он брёл по базару и, проходя мимо лавки одного богатого торговца, остановился, увидев в большом зеркале до ужаса смешного человека. Сгорбленный уродец на кривых ножках с развёрнутыми в разные стороны ступнями, с обвисшими длиннющими руками, с яйцеобразной головой, лысой сверху и со всклокоченными волосами на затылке, с взлохмаченными бровями, с глазами непонятного цвета, с неопределенным взглядом от разошедшихся в разные стороны зрачков, со сгорбленным носом, развёрнутым вправо, с раздутыми, вздыбленными крыльями ноздрей, с искривлённым в дикой улыбке ртом — и на этом перечень всех изъянов не заканчивался. Уродец в зеркале был так смешон, что человек долго и безудержно хохотал. Ему было так смешно, что он не мог остановиться.

Из лавки вышел недовольный торговец, протянул человеку монету и сказал:

— Это не лучший способ для выпрашивания денег.

Но смехотворца они интересовали меньше всего, ему было до безумия смешно видеть все уродства одновременно.

— Я ещё никогда не встречал такого изобилия уродства сразу, — сквозь смех пытался объяснить своё состояние человек.

— Но это же — ты! — недоумевая, воскликнул торговец.— Неужели тебя веселит твоё собственное уродство? — возмутился пораженный таким явлением хозяин лавки.

— Я? — удивился человек.

Он внимательно вгляделся в зеркало и понял, что урод, которого он видит и над которым так заразительно смеется, — это его отражение. И вдруг он заплакал. Он так горько плакал, что торговец вынес ему ещё две монеты.

— Мне жаль человека, который зарабатывает таким гнусным способом, — сказал он, бросив деньги.

Никогда так больно и горько не было смехотворцу. Теперь он понял чувства толпы, которая собиралась только для того, чтобы посмотреть на такого уникального урода. Более безобразного человеческого существа смехотворцу никогда не приходилось видеть. А ведь несколько лет назад он был не таким: он был высоким, стройным и красивым, но желание иметь лёгкий заработок изуродовало его до неузнаваемости, и теперь он был обречён на вечное уродство, которое могло вызвать смех только у идиота.

 

Каждый человек сам себе выбирает путь. И если судьба бывает жестока к нему, то не её надо винить, а себя, ибо человек дразнит её играя, а расплачивается страдая.

 

 

Вопросы для предварительной беседы

1. Не напоминает ли герой притчи так называемых писате­лей-сатириков и актеров разговорного жанра, веселящихся на сценах в столь трудное для нашей страны время?

2. Почему смех героя притчи нельзя назвать высоким и очищающим?

3. За что был наказан смехотворец?

4. Каждый человек в ответе за свою судьбу. Согласны ли вы с этим?

5. Стремление к лёгкому заработку — это порок или естест­венное желание?

 

Примерный план

I. Человек, который любил посмеяться над другими.

II. Смехотворец и толпа.

I. Благодарные зрители.

2. Изменение отношения толпы.

III. Смехотворец у зеркала. Разговор с торговцем.

IV. Разочарование.

V. Мораль: «Каждый человек сам себе выбирает путь».

Задания

I вариант

1. Перескажите текст подробно.

2. Выполните мини-исследование: «Портрет героя: средства со­здания».

II вариант

1. Перескажите текст сжато, сохранив при этом его важней­шие жанровые, композиционные и стилистические особеннос­ти.

2. Охарактеризуйте синтаксический строй текста.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.