Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техники визуально-нарративного подхода на основе фотографии



Особо следовало бы сказать по поводу ценности использова­ния визуально-нарративного подхода при оказании арт-терапевтической помощи жертвам насилия. Визуально-нарративный подход в психотерапии предполагает сочетание какого-либо ви­зуального материала (фотографий, рисунков, видеозаписей) с по­вествованием. В одних случаях такое повествование представля­ет собой развернутый комментарий автора к фотографии или рисунку; в других случаях повествование представляет собой соз­данный клиентом литературно-художественный текст. Досто­инства визуально-нарративного подхода заключаются в возмож­ности глубокой, всесторонней, опирающейся на активность са­мого клиента проработки проблемного психологического мате­риала. Такой подход позволяет клиенту самому раскрыть зна­чение визуального образа, найти определенные логические связи между элементами образа или несколькими рисунками, организовать свой опыт и т. д. Визуально-нарративный под­ход иногда может быть использован в качестве средства пси­хологической самопомощи. Ведение дневника, включающего фотографии, рисунки и описания разных событий или раз­мышления автора, можно рассматривать в качестве примера подобной психологической самопомощи.

Под нарративом (повествованием) в современной психоте­рапевтической практике нередко имеют в виду применение та­ких форм работы, когда клиент создает свой способ описания жизненного опыта и имеющихся у него проблем, иными слова­ми, применяет или создает собственный дискурс. В отличие от традиционного клинического или психотерапевтического ин­тервью, при использовании нарративного подхода клиент «ве­дет» беседу, а специалист присоединяется к дискурсу клиента, то есть фактически начинает говорить на его «языке».

Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодер­нистским пониманием дискурса как такого способа визуаль­ной и вербальной коммуникации с соответствующей ему сис­темой значений, которая тесно связана с культурными и со­циальными условиями Жизни людей. В практической работе психотерапевта или психолога следование визуально-нарративному подходу может быть связано с созданием клиентом своей личной «истории» (хотя «истории» о других, в частно­сти воображаемых персонажах также могут при этом созда­ваться). Создание таких историй создает ощущение полноты бытия, и проникновение в целостное мировосприятие клиен­та и позволяет увидеть связь его личной истории с культур­ным контекстом.

Большое значение в рамках визуально-нарративного под­хода придается возможности рефрейминга и изменения сис­темы значений визуальных образов, то есть фактическому «переписыванию» представленной на рисунках, фотографи­ях личной истории клиента. Использование нарративных при­емов обеспечивает психологическую целостность клиента, а во многих случаях — также изменение и развитие его образа «я». При этом следует учитывать, что в рамках визуально-нар­ративного подхода психологическая идентичность клиента рассматривается и как реальный, исторический феномен, и как конструкт (Leiblich et al 1998). Идентичность, таким обра­зом, формируется не только на основе интеграции личного опыта, но и благодаря использованию тех «строительных бло­ков», которые предоставляет культура.

Исходя из сказанного, можно признать, сколь важная роль при проведении обсуждений фотоматериала может принадле­жать стимулированию клиента к применению тех форм опи­сания своего опыта, которые представляются ему более есте­ственными и близкими. Психотерапевт также иногда может предлагать клиенту выполнить специальные задания, такие, например, как художественные описания, составление подпи­сей к рисункам или фотографиям и т. д.

Как при использовании готовых фотографий, так и при ак­тивном создании клиентом или участниками группы какого-либо визуального материала, ведущий занятий может также попросить их, взяв фотографии домой, подобрать к ним тот или иной текст из художественной, философской литерату­ры, поэтических сборников и т. д.

Большое значение визуально-нарративный подход может иметь при работе с жертвами насилия. Такие люди, как прави­ло, характеризуются хрупкими границами «я» и определенными сложностями в межличностных отношениях. Нередко такие лица обращаются к той или иной форме творческой дея­тельности как способу опосредованного общения.

Существует также немало таких клиентов, которым труд­но говорить что-либо о своих рисунках и фотографиях. Неко­торые клиенты, испытывая потребность в самовыражении, затрудняются начать рассказ, и им может потребоваться мяг­кая или более активная стимуляция со стороны специалиста для того, чтобы они начали говорить. Следует учесть, что пись­менное высказывание оказывается для некоторых людей бо­лее безопасной и комфортной формой выражения своих пред­ставлений и фантазий, нежели устная речь, поскольку позво­ляет им создать большую межличностную дистанцию, защи­тить свои личные границы в случае недостаточного доверия к арт-терапевту или группе. Кроме того, это также позволяет достичь более высокой концентрации на чувствах и контроля над ними в момент создания повествования. Кроме того, это позволяем им чувствовать, что они могут высказываться та­ким образом наедине с самими собой и сами решать, когда и в какой мере доносить свой опыт до специалиста или группы, зачитывая сочиненное в общении с ними.

Следует однако признать, что в работе с дошкольниками создание ими письменных, тем более развернутых повество­ваний будет вряд ли возможно. В этих случаях специалист мо­жет записывать то, что говорит ребенок, либо фиксировать его устный рассказ на диктофон. , ;

Примером использования визуально-нарративного подхо­да на основе личных фотографий клиента может быть работа Натальи (имя изменено), 27 лет, созданная ею в ходе арт-терапевтического тренинга. Во время индивидуальной беседы, со­стоявшейся вслед за одним из занятий, Наталья призналась, что в детстве у нее был весьма болезненный опыт физического насилия со стороны отца, а также довольно жесткий контроль и ограничения со стороны матери. На одном из занятий веду­щий предложил участникам арт-терапевтической группы при­нести из дома несколько фотографий, отражающих разные события в их жизни и имеющих для них особую ценность. В ходе следующего занятия, после представления фотографий и их краткого обсуждения, он попросил участников группы выб­рать те снимки, которые показались им особенно важными или вызвали наиболее сильные чувства — положительные или отрицательные — затем создать для них художественные рам­ки, используя для этого любые материалы.

Наталья остановила свой выбор на нескольких фотографи­ях, созданных в разные периоды жизни. Наблюдая за ее дей­ствиями, ведущий заметил, что она сначала пыталась созда­вать рамки для каждой фотографии в отдельности, но потом решила поместить их в одну большую раму. Она работала очень увлеченно, порой были заметны признаки переживания ею сильных чувств.

Когда работа по изготовлению рамок была закончена, веду­щий предложил участникам группы создать тексты, которые могли бы передавать их чувства, мысли и фантазии, связан­ные с выбранными фотографиями. Через некоторое время состоялось чтение текстов в круге. Это делалось добровольно. Подчеркивалось, что каждый может сам решить, какую часть текста он готов представить в группе, и готов ли он читать текст вообще, с учетом возможной интимности тех тем и пережива­ний, которые текст отражает.

Несмотря на волнение, Наталья решилась зачитать свой текст целиком. Она назвала свое повествование «Что же со мной слу­чилось?»: «Живая, озорная, с двумя щенками — черным и бе­лым — как Инь и Ян, я в гармонии с собой и миром. Мне три года» (часть текста, относящаяся к первой фотографии).

«На коне и с фонарем-пистолетом. Хоть и отдала саблю, но вот же, она при мне! Какое счастье быть собой, сидеть на крас­ном коне и светить красным светом! Я в восторге — я могу быть собой!» (часть текста, относящаяся ко второй фотогра­фии, на которой Наталья в возрасте четырех лет).

«День рождения. Мне пять лет. Солнце, весна, зелень. Вроде праздник, а мне плохо. Болит голова. Я не хочу быть кем-то — девочкой красивенькой, ухоженной, сидеть на табуретке, дер­жать куклу. Я ее ненавижу! Я ненавижу кукол. Они мертвые! И меня хотят умертвить — сделать куклой. Завязали банты, дали красивые белые носочки. Я погибаю! Я просто хочу быть собой! Это же мой день рождения! Я хочу влезть на дерево и сказать всему миру, что я есть такая, какая есть. Любите меня такой — с огнем в глазах и чертиками в душе! » (часть текста, относящаяся к третьей фотографии).

«25 лет. Неужели Настя (имя дочери изменено) кукла? Нет, она живая. Я принесла себя в жертву. Дура. Ты — мать! . Ты посвятила себя ребенку, и это свято, это счастье. Я живу. Я сво­бодна. Это — мой выбор. Это моя жизнь!» (часть текста, отно­сящаяся к четвертой фотографии).

Текст является исповедью, наполнен размышлениями о смысле прошлого и настоящего. Он выражает чувства, связан­ные с отношениями с родителями, с дочерью, а также с отно­шением к самой себе. Наталья призналась, что не ожидала, что принесенные фотографии вызовут настолько сильные чувства. В конце занятия призналась, что переживает глубокую удов­летворенность от проделанной работы, что процесс художе­ственного оформления фотографий и создание текста оказал­ся катарсическим и привел к осознанию связи между прошлы­ми и текущими отношениями. На следующее занятие она при­несла поэтический текст, названный «Танец жизни».

Глава 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.