Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание на воображение



Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые допол­нительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через неко­торое время.

Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39

 

Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А

 

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41

 

Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б

 

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 4. Продолжение (вариант Б)

Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.

Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании

 

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шка­лы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изоб­ражения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертель­ной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимо­действия между персонажами, связанного с убийством или угро­зой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, не­удовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отража­ющие напряженные или неприятные отношения между персона­жами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержа­нием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пас­сивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спаса­емые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изобра­жение успешных, счастливых или достигающих своих целей пер­сонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими бал­лами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисун­ков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».

Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания

 

1 балл

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.

Балла

Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:

а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |

б) изображение дружественных отношений между персонажами.

Баллов I

Рисунки с выраженным положительным содержанием, напри­мер:

а) изображение счастливых или успешных и предпринимаю­щих активные действия персонажей;

б) изображение отношений любви или заботы.

Таблица 2. Критерии оценки рисунков /" согласно шкале образа «я»

Балл

Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертель­ной опасности персонажем.

Балла

Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с ис­пуганным фрустрированным, несчастным или страшным пер­сонажем.

Балла

Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматри­вается или неясен, а также если испытуемый идентифицирует­ся с рассказчиком.

Балла

Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счаст­ливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

Баллов

Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим сво­ей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает сво­ей цели, а также с тем, кого любят.

Поскольку объем наблюдений связанных с использовани­ем РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты иссле­дования имеют предварительный характер. В то же время, ис­ходя из уже имеющегося материала, можно говорить о неко­торых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-гра­фических реакциях жертв насилия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.