Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕСТЫ СИЛЬВЕР КАК ИНСТРУМЕНТ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПЫТА ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ



Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала не­сколько диагностических, коррекционных и развивающих ме­тодик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (Silver R 1996, 2002; Сильвер Р Копытин А. И 2001), тест «Нарисуй историю» (Silver R 2002} и технику стимульного рисования (Silver R 2002). За последние несколько лет две методики тестов — рисуноч­ный тест Сильвер (далее — РТС) и тест «Нарисуй историю» были переведены на русский язык и стали применяться в на­шей стране. Начиная с 1999 года нами была проведена значи­тельная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).

РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный харак­тер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» испытуемых. Как отмечает Р. Силь­вер, РТС «тест позволяет решать четыре задачи: «обходить» язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных спо­собностей и недостатков, которые могут остаться незамечен­ными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентифика­цию подверженных депрессии детей и подростков и обеспечи­вать оценку динамики когнитивного развития и эффективно­сти образовательных и терапевтических программ» (Копытин, 2001, с. 9). В данной главе будет представлен лишь тот аспект применения данных методик, который связан с диагностикой и коррекцией психологических последствий насилия.

В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инстру­ментом восприятия, переработки и передачи разных представ­лений. Стимульные изображения активизируют у испытуе­мых фантазию, отражающуюся затем в их рисунках. Обсуж­дая использование РТС, Р. Сильвер отмечает, что «выполне­ние задания на воображение может обеспечить доступ к фан­тазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подрос­тков с эмоциональными нарушениями» (Сильвер Р 2001, с. 24]. Диагностика эмоциональных и поведенческих наруше­ний с использованием задания на воображение РТС основа­на на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использовани­ем двух шкал.

В 1980 — 1990-е годы в США неоднократно проверялась валидность тестов РТС и «Нарисуй историю» (Silver R 1988a, 1988b, 1993). Были, в частности, проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисун­ков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) среди депрессивных и агрессивных испытуемых. Было также обнаружено, что среди детей и подростков с эмоцио­нальными и поведенческими нарушениями — как с депресси­ей, так и агрессией — имеется значительное количество тех, кто является жертвой сексуального и физического насилия. Некоторые авторы использовали тесты Сильвер для изучения опыта перенесенного насилия в процессе прохождения жерт­вами насилия терапевтических программ (Turner, 1993). Так, Турнер (1993) использовала тест «Нарисуй историю» с подрос­тками, проходящими психиатрическое лечение, с целью изу­чения их опыта перенесенного насилия. Она стремилась оп­ределить частоту и продолжительность эпизодов, связанных с насилием, а также особенности психологических защит и копинг-реакций у испытуемых, их отношение к себе и дру­гим людям. Полученные данные она затем использовала в сво­их рекомендациях психиатрам и психотерапевтам, проводив­шим работу с этими подростками. Наряду с тестом «Нарисуй историю» она также использовала такие графические мето­дики, как свободный рисунок, рисование каракулей, кинетический рисунок семьи и технику рисуночного автопортре­та. Тест «Нарисуй историю» в батарее этих тестов использо­вался последним.

Турнер обнаружила, что многие подростки при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искрен­ность и свободу самовыражения, что она связывает с преиму­щественно метафорическим характером теста. По ее мнению, это также способствует конденсации сложных чувств и их бо­лее яркому проявлению в тесте «Нарисуй историю» по сравне­нию с другими рисуночными тестами.

Ниже описывается процедура тестирования и оценки ри­сунков в тестах Сильвер. После этого приводятся оригиналь­ные авторские данные, связанные с изучением психологичес­ких последствий насилия путем применения тестов Сильвер.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.