Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности рисунков детей с диссоциативным расстройством, являющихся свидетелями или жертвами домашнего насилия



Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888). Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает соз­дание отдельного рисунка.

При выполнении первого задания — свободного рисунка — испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, исполь­зуя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисо­вание дерева») испытуемого просят нарисовать дерево, а при выполнении третьего задания испытуемому предлагается: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же на­бор материалов: три листа ватмана (размером 18 х 24 дюйма) — по одному листу на каждое задание; набор художественной пастели, включающий 12 цветов.

Некоторые арт-терапевты начали использовать ДРС в рабо­те с детьми, перенесшими разные формы семейного насилия, а также являющимися свидетелями насилия над матерями (Woodward, 1998). При этом некоторые из них обращают осо­бое внимание на характерные для перенесших насилие детей диссоциативные тенденции, связанные с использованием в психотравмирующей ситуации защитного механизма диссо­циации. Проводя исследования с помощью ДРС, эти авторы используют задания теста для подтверждения и более глубо­кого изучения диссоциативных тенденций ребенка, а также определенных особенностей его поведенческой, эмоциональ­ной и познавательной сфер, являющихся следствием психи­ческой травмы. Так, проводя индивидуальную арт-терапию с детьми, свидетелями домашнего насилия, Woodward (1998) ис­пользовала ДРС наряду с другими арт-терапевтическими ме­тодиками. В своей публикации она приводит пример работы с мальчиком по имени Мэтью, рисунки которого указывают на диссоциативные тенденции. Она пишет, что «наиболее харак­терными проявлениями в изобразительной продукции, создан­ной на основе ДРС, являются в изобилии представленные ма­гические и фантастические персонажи и сцены. Эскапизм и психическая диссоциация в качестве основных защитных ме­ханизмов Мэтью отчетливо проявляются во время использо­вания ДРС» (р. 28).

Согласно данным Кокс и Собол (Сох & Sobol, 1994), рисун­ки детей с диссоциативным расстройством, являющихся сви­детелями или жертвами домашнего насилия, при выполнении ими ДРС характеризуются следующими особенностями:

1.Наличием в изображений объектов, летающих в про­странстве и не расположенных на базовой линии.

2. Неадекватным использованием цвета.

Данные признаки, по мнению Кокс и Собол (1994), указы­вают на аномалии развития познавательной сферы ребенка, связанные с перенесенным насилием. Кроме того, рисунки та­ких детей характеризуются:

1. Сильным нажимом, часто сочетающимся со слабым на­жимом.

2. Прерывистыми, состоящими из точек линиями.

3. «Блуждающими», неуверенными линиями.

4. Размазыванием мелка по поверхности бумаги, нередко приводящим к созданию грязной поверхности.

Данные особенности, по мнению Кокс и Собол, указывают на попытки ребенка модулировать, то есть изменить, в том числе смягчить отрицательные переживания. На характерную Для таких детей неспособность удерживать аффект, по мне­нию этих авторов, указывают следующие признаки изобра­жения:

1. Выход за границы листа бумаги.

2. Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги.

Кроме того, для таких детей характерна слабая организа­ция изображения, в том числе:

1. Необычное расположение основного образа на листе бумаги.

2. Низкая интегрированность изображения, характеризу­ющаяся слабой связью между его элементами.

3. Наличие многократно повторяющихся образов.

4. «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слиш­ком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержа­тельно не связанных с образами.

5. Помещение образов в контур.

6. «Наслоение» образов друг на друга.

7. Наличие разделенных, сегментированных образов.

При выполнении второго задания для рисунков таких де­тей также характерно следующее:

1. Хаотичное изображение ствола, корней или кроны.

2. Изображение распадающегося дерева.

3. Дерево вовсе не различимо.

4. Низкая интегрированность образа дерева.

В то же время Кокс и Собол (1994) указывают, что выявлен­ные ими маркеры диссоциативного расстройства не являются достаточно надежными и должны использоваться главным об­разом в качестве вспомогательных признаков при проведении клинического обследования. Таким образом, ДРС может исполь­зоваться для определения диссоциативных тенденций (то есть указывать на использование ребенком в психотравмирующих ситуациях определенных защитно-приспособительных реак­ций в форме диссоциации), но не для постановки диагноза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.