Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система космологических идей

И. Кант. Критика чистого разума. Книга вторая, глава вторая

Антиномия чистого разума

Виды умозаключений:

1. категорические умозаключения: субъективные условия всех представлений находятся в безусловном единстве. Здесь выражается отношение предиката к субъекту (*предикат - то, что говорится о субъекте, указывает на его свойства)

2. гипотетические умозаключения: объективные условия в явлении находятся в безусловном единстве

3. объективные возможности предметов вообще находятся в безусловной единстве

Если мы хотим применить разум к объективному синтезу явлений, мы вскоре запутываемся в противоречиях и отказываемся от космологии (*космология - учение о Вселенной как о едином целом)

Феномен человеческого разума - антитетика (*антитетика - это ряд противоречащих друг другу утверждений, ни одному из которых нельзя отдать предпочтения). Это приводит к желанию предаться безнадежному скептицизму или догматическому упрямству. И то, и другое означает смерть здоровой философии

Антиномия чистого разума- это состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений.

Космологическое понятие у Канта - это любая трансцендентальная идея (*трансцендентальный - априорный, возвышающийся над всеми родовыми понятиями)

Раздел 1

Система космологических идей

Чистые и трансцендентальные понятия возникают только из рассудка. Значит, разум не создает понятий, а расширяет рассудочные понятия за пределы эмпирического. Разум придает эмпирическому синтезу абсолютную полноту, продолжая его до безусловного (*безусловное - это то, что никогда не встречается в опыте, находится только в идее)

Отсюда:

1. трансцендентальная идея - это категория, расширенная до безусловного

2. чтобы категория стала трансцендентальной идеей, в результате синтеза должен быть образован ряд подчиненных друг другу условий. Действительно, условия должны рассматриваться как данные, чтобы от условия мы могли продвигаться в следствиям. При этом разум не беспокоится о том, прекратится ли когда-нибудь ряд следствий (ряд следствий уходит в будущее и не влияет на понимание настоящего)


Прогрессивный синтез ряда на стороне обусловленного - это синтез, который начинается с ближайшего к явлению следствия и заканчивается наиболее отдаленным следствием.

Регрессивный синтез ряда на стороне условий - это синтез, который начинается ближайшим к явлению условием и заканчивается наиболее отдаленным условием.

Космологические идеи связаны именно с регрессивным синтезом, а вопросы прогрессивного синтеза не являются необходимой проблемой для чистого разума (для понимания данности явления для нас важны основания, а не следствия)

Если мы говорим о времени, то это ряд подчиненных условий, и трансцендентальная идея относится ко всякому прошедшему времени. Все протекшее время мыслится как данное. Если мы говорим о пространстве, то пространство образует агрегат, а не ряд. Тем не менее, синтез частей пространства последователен, и поэтому содержит в себе ряд. При этом отличие заключается в том, что в пространстве сторона условий и сторона обусловленного может быть одинаковой

Материя - это реальность в пространстве, и это нечто обусловленное (это следствие). Поэтому в случае материи имеет место регрессивный синтез.

Категория субстанции не может быть трансцендентальной идеей: в случае субстанции разум не может низойти к условиям, поскольку акциденции не представляют из себя ряда. Вместо этого ряд может образовать категория причинности. Причинность предоставляют для действия ряд причин, по которому можно определить условия и обусловленное.

Случайное рассматривается как обусловленное по некоторому правилу рассудка. Случайное образует ряд, в котором всему есть условие, и в котором разум может дойти наконец до безусловного - необходимости.

 

Космологических идей существует не более 4:

1. абсолютная полнота сложения данного целого всех явлений

2. абсолютная полнота деления данного целого всех явлений

3. Абсолютная полнота возникновения явления

4. Абсолютная полнота зависимости существования изменчивого явления.

Явления в этом случае рассматриваются как данные, и разум требует абсолютной полноты условия их возможности. Разум требует безусловно полного синтеза, посредством которого можно показать явление. Такой синтез образует регрессивный ряд, и в нем разум ищет безусловное (именно те посылки ряда, которые, взятые вместе, уже не могут сформировать другого ряда).

Неизвестно, возможен ли такой синтез явлений вообще, поэтому этот синтез - это только идея. Идея полноты синтеза заложена в разуме, независимо от возможности этой полноты. Разум начинает с идеи полноты, чтобы в конечном счете придти к безусловному ряди или его части.

 

Как можно рассматривать безусловное:

1. все члены ряда обусловлены, и только как целое они абсолютно безусловны. В этом случае ряд не имеет начала

2. абсолютно безусловное - это только часть ряда, которой подчинены остальные члены ряда, и которая не зависит ни от какого условия. Здесь существует первый член ряда.

a. С точки зрения прошедшего времени этот первый член - это начало мира

b. С точки зрения пространства - граница мира

c. С точки зрения целого - простое

d. С точки зрения причин - это свобода (самодеятельность)

e. С точки зрения существования вещей - это естественная необходимость

Мир - это математическое целое всех явлений и полнота синтеза всех явлений (целокупность синтеза). Природа - это совокупность явлений во всепроникающей связи друг с другом, что происходит благодаря внутреннему принципу причинности. Тогда мир можно назвать природой, поскольку мир рассматривается как динамическое целое, единство существования явлений. Здесь условие всякого события - это причина, а безусловное - это свобода.

Все идеи, которые рассматривает Кант, направлены только на безусловное, наше внимание обращено на полноту синтеза. К тому же, эти идеи трансцендентны, они могут вывести синтез за рамки возможного опыта и поэтому являются космологическими идеями.

Раздел 2




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.