Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сиротство как социальное явление

Для России в последнее десятилетие прошлого столетия и первые годы XXI века специфика пути развития была осложнена глобальными экономическими, политическими и социальными переменами. Переход к рыночным институтам происходил на фоне масштабного экономического кризиса… На рынке труда домохозяйства столкнулись с такими явлениями, как безработица и широкая распространённость низкооплачиваемой занятости, не гарантирующей даже самому работнику потребление на уровне стандартов физиологического выживания. («Научные доклады»…, с. 163). Естественно, риск бедности у семей с детьми превышает среднероссийский показатель.

По неофициальным данным (независимых экспертов и неправительственных общественных организаций), количество сирот вместе с беспризорными детьми приближается уже к 1,5 миллионам. Ежегодно сиротами становятся более 120 тысяч детей. В интернатных учреждениях воспитывается около 800 тысяч детей-сирот, что сопоставимо с населением крупного российского города. («Социальная политика и мир детства…», с. 32).

(Таблица со стр. 98, сколько под опекой, сколько в институциональных итд.)

На сегодняшний день от 80 до 95% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Это происходит либо вследствие отказа от ребёнка, либо лишения родительских прав.

По итогам ряда социологических опросов населения, причины отказа от детей подразделяются на три группы: на первом месте – плохое материальное положение, затем различные злоупотребления, алкоголь, наркомания и третья причина – это психологические факторы; «..у семей должна быть финансовая возможность хотя бы до семи лет ребёнка довести, чтобы, родив, потом в детдом не сдавать» (А. Марчевский); «почти половина младенцев, оставленных в роддомах, - из полных семей (45%). При этом причиной отказа от малыша женщины называют плохое материальное положение» (Л. Гусева); «…большая половина оставляющих детей женщин имеют собственное жильё. Треть жильё снимает и лишь 9% не имеют жилья вообще» (Т. Мерзлякова).

Несмотря на то, что наиболее часто в качестве основной причины сиротства называют трудное материальное положение семей, что и вынуждает их отказываться от детей, нужно обсуждать и нравственные устои самой семьи, специфику воспитания самих родителей. К примеру, Т. Мерзлякова считает, «…что корни растущей статистики социального сиротства кроются не в материальном, а в нравственном состоянии матерей». Отказ от ребёнка – это, прежде всего, психоэмоциональный акт, это шаг к разрыву всех связей между матерью и ребёнком. Материальные трудности, несомненно, играют определённую роль в этом действии, но не являются определяющими.

С одной стороны, проблема заключается в том, что те, кто отказывается от детей, знают, что так можно поступить, и общественное порицание будет несерьёзным, кроме того, появится свободное время, никто не будет мешать удовлетворять свои потребности. С другой стороны, - существует группа родителей, которые вынуждены оформить отказ от ребёнка в надежде, что они обязательно его вернут, когда материальное положение выправится. Многие из них объективно оказались в трудной жизненной ситуации с учётом политики государства, которое не только не выплачивает достойные заработные платы, но и не оказывает реальной поддержки ни будущим родителям, ни семьям с детьми.

Государство в последние годы пытается найти рычаги эффективной поддержки семей с детьми, к примеру, предоставляются сертификаты по материнскому капиталу (267,5 т.р. на 2008 г.) посмотреть сколько в 2012-2013. Однако, во-первых, первые три года эти деньги получить нельзя, а впоследствии направить их можно на крайне ограниченные цели. Соответственно, кто понимает перестраховочную позицию государства, тот иллюзий не питает насчёт материнского капитала. Кто не понимает, возможно, станет исправлять демографическую ситуацию в надежде поучить дополнительные финансовые средства. Однако существуют предположения, что такими людьми окажутся представители групп риска. Именно поэтому некоторые чиновники высказывают следующие опасения: «…побуждая россиян больше рожать, государство повышает риски увеличения объёмов социального сиротства» (М. Зубаров). («Социальная политика», с. 36).

В России наиболее распространённой формой устройства детей, оставшихся без попечения, являются учреждения для детей-сирот – дома ребёнка, детские дома, интернаты. В настоящее время уровень числа детей, нуждающихся в устройстве, втрое или вчетверо превышает количество мест в таких учреждениях. Модель воспитания, которая существует на данный момент в сиротских учреждениях, строится без учёта адекватных условий, способствующих полноценному развитию детей. Неэффективность данной модели воспитания проявляется через негативные последствия как для психологического, так и для социального развития ребёнка.

Институциональная система профилактики сиротства в России сегодня представлена государственными учреждениями (например, социально-реабилитационные центры), а также общественными организациями (НКО, церковь). В настоящее время в стране насчитывается множество различных фондов, которые занимаются оказанием разнообразной помощи детям-сиротам, детям, оказавшимся без попечения родителей, например: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Благотворительный фонд «Наши дети», Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Большая семья», Региональный общественный благотворительный фонд «Защита детей», Фонд помощи детям «Детские домики», Фонд «Наши дети», Благотворительный Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева «Русская берёза». Фонды систематически реализуют различные программы, проекты помощи и поддержки детей-сирот. Однако без поддержки государства данные организации проблему сиротства не решат. («Социальная политика»)

Считается, что, несмотря на важность, проблема сиротства стала осознаваться нашим обществом достаточно недавно, в середине 90-х годов XX века. Это связано с резким увеличением числа несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в контексте социально-экономических трансформаций того времени. Ответом на данную ситуацию стало усиление институционализации системы, занимающейся сиротами. В частности, появились социальные приюты и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Их функционирование в основном направлено на обеспечение своеобразного буфера между интернатными учреждениями и неблагополучной семьёй. Профилактическая функция на практике масштабно не реализовывалась.

Только в 2005 году в России стали создаваться отделения профилактики социальной дезадаптации в структуре данных учреждений. Тем не менее, на профилактику сиротства тратится намного меньше средств, чем на устранение его последствий.

Предлагаются различные варианты решения, направленные и на усиление институционализации и на осуществление деинституционализации сиротства. Сторонники первого подхода пропагандируют необходимость и значимость нахождения детей-сирот в интернатных учреждениях и ратуют за расширение их сети.

Однако, возможно, с учётом влияния мировой практики в данной области, доминируют мнения второго порядка, ориентированные на упразднение системы интернытных учреждений. Подчёркиваются отрицательные стороны нахождения ребёнка в интернатном учреждении, нарушение процесса социализации и социокультурной интеграции, а также затратность для государства данной формы жизнеустройства сирот.

Частично решить проблему сиротства, по мнению ряда чиновников, возможно посредством активной пропаганды усыновления/ удочерения семьями, которые не имеют детей. Таких семей в России более 2,5 млн.

В качестве одной из наиболее важных проблем в решении вопросов в сфере сиротства многие указывают бездействие власти, неэффективность её действий. При этом многими подчёркивается, что именно на государство возложена обязанность по обеспечению достойной жизни несовершеннолетнему, который оказался в трудной жизненной ситуации, и именно государство заинтересовано в воспитании настоящей личности, настоящего гражданина. Но вопросы профилактики сиротства разрабатываются с большим трудом.

В России до настоящего времени так и не сложилась чёткая государственная политика поддержки женщин в кризисной ситуации. В целом нужны действенные механизмы профилактики или решения проблемы сиротства, которые должны быть инициированы государством и распространены по всей территории страны. Пока же мы можем наблюдать только локальные действия отдельных лиц, общественных организаций по решению вопросов в сфере сиротства. Данные организации, люди делают много в продвижении новых форм устройства детей, лоббирования их интересов на различных уровнях. При этом государство достаточно часто мешает общественным организациям в реализации программ поддержки и помощи сиротам.

Российские чиновники обязаны заниматься решением «сиротских вопросов» внутри страны. В первую очередь, следует доработать законодательную базу. По мнению Т. Мерзляковой, необходимо предусмотреть карательные меры для тех, кто отказывается от детей. Право ребёнка на заботу и воспитание со стороны родителей прописано в Конституции России, однако не предусмотрено никакой ответственности за неисполнение этих обязанностей. Кроме того, важно усложнить процедуру отказа от ребёнка, которая в настоящее время упрощена до минимума: «Сегодня продать квартиру в разы труднее, чем отказаться от ребёнка. Нужно лишь поставить одну подпись, чем женщины и пользуются».

Активность бизнес-сообщества в сфере профилактики сиротства, к сожалению, нельзя серьёзно рассматривать как инструмент решения проблемы. Данная помощь и поддержка в масштабах страны, да и самой проблемы, пока невелика. В то же время коммерческие структуры поддерживают практически инновационные формы устройства сирот, предлагают собственные программы, однако в системе профилактики сиротства их участие минимально. Бизнес-сообщество охотно помогает детям, нуждающимся в особой поддержке, инициируя как единовременные акции, например, к Международному дню защиты детей или к Новому году, так и долгосрочные программы.

Анализ мнений по вопросу решения проблемы социального сиротства в России показывает выраженное единодушие представителей различных слоёв российского общества: от законодателей до специалистов учреждений социального обслуживания. Все отмечают важность оперативного и эффективного решения данной проблемы для настоящего и будущего развития России, обеспечения её безопасности. В основном предлагаются следующие направления решения проблемы сиротства: доработка имеющегося законодательства в области семьи и детства в части усложнения процедуры отказа от ребёнка; развитие альтернативных практик жизнеустройства детей-сирот (патронат, институт приёмной, замещающей семьи); профилактическая информационная работа с матерями «группы риска»; организация подготовки квалифицированных кадров для работы с детьми-сиротами, с приёмными семьями; увеличение объёмов помощи и поддержки семей с детьми со стороны государства. С одной стороны, несомненно, государство вынуждено выделять значительные средства на решение проблемы социального сиротства, с другой стороны, - сами граждане, которые фактически продуцируют её, должны нести субсидиарную (совместную) ответственность.

Несмотря на негативный характер статистических данных о распространённости детского сиротства в России, оно не осознаётся населением как серьёзная угроза. Для подавляющего большинства граждан России дети-сироты остаются чем-то далёким и изолированным от общества. Иными словами, защита прав детей-сирот не входит в число приоритетных социальных проблем российского общества. Характерно, что такие авторитетные службы изучения общественного мнения, как ВЦИОМ и ФОМ, в ходе регулярных общероссийских мониторингов, задавая вопрос о тревожащих социальных проблемах, не включают в перечень ответов вариант «рост детского сиротства». Число же респондентов, выбирающих вариант «другие проблемы», невелико – от 2,2 до 0,6%. Представляется, что фактическое отсутствие у детей-сирот статуса важной социальной проблемы, то есть отсутствие значительной общественной обеспокоенности ситуацией, связано, отчасти, с тем, что рост численности детей-сирот и нарушение их прав не являются важными информационными темами для российских средств массовой коммуникации (СМК).

По мнению ряда экспертов, если осознание значимости проблемы сиротства в России датировано 1996 годом, то признание широкой общественностью внутри страны статуса проблемы как социальной произошло только в 2005 г. Это стало следствием присоединения к заявителям проблемы Президента России, а также обсуждения вопроса иностранного усыновления, поднятого американскими усыновителями, что обусловило обращение внимания российской власти на ситуацию с детьми-сиротами на региональном и федеральном уровнях. Пусковым элементом процесса конструирования защиты прав детей-сирот стало изменение количества детей-сирот в стране. Вполне естественным является вывод о том, что ежегодный рост числа детей-сирот свидетельствует о неэффективности государственной системы социальной профилактики и социальной защиты, поддержки в области профилактики и устройства данной категории детей.

В научном плане проблема социального сиротства в России ещё в недостаточной степени концептуализирована. Положение осложняется тем, что формирование принципиально новой системы социальной поддержки и помощи сиротам осуществляется в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряжённости, резкого усиления социального неравенства и социальной дискриминации, которая усугубляется различными социальными конфликтами. Вопросы социального сиротства в качестве самостоятельной социальной проблемы рассматривались фрагментарно, в отдельных аспектах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.