2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания (которому соответствует активация всего организма, которая позволяет ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков)
Также выделяют такое состояние сознание как медитация. Медитация- особое состояние сознания, измененное по желанию человека.
28.Характеристика сознательного, предсознательного и бессознательного по З.Фрейду.В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью чувства, мысли и понятия;2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.Предсознание — та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.Предсознательное – это структура, с содержанием которой сознание вольно поступать по собственному усмотрению. В нем заключено то, что в нужный момент может свободно переместиться в сознание. Например, при необходимости мы можем вспомнить свои любимые стихи, имена и фамилии друзей. Однако до упоминания о них вы актуально эти знания не осознавали. С точки зрения З. Фрейда, роль предсознательного заключается в наведении мостов между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не допускаются к воспоминанию, и поэтому проявляются в сознании — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и неподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в бессознательное и вновь допущенные в сознание, даже через несколько десятилетий не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.Побуждения, инстинкты и принцип равновесияИнстинкты — это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические — желаниями.Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель цель инстинкта – дать организму то, что он в данный момент желает. Импульс инстинкта — это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта — это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.Человек, испытывающий потребность, стремится ее удовлетворить и ликвидировать связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация — напряжением... И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.Рассматривая любой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания.Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инстинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти лучшую, более оптимальную форму удовлетворения.Существует большое разнообразие инстинктов, но Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). По мнению Фрейда, каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии. Либидо — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его. Обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных проблем в понимании личности.Однако бессознательное человека – это не только хранилище подавленных и вытесненных инстинктов и импульсов человека. Ученик З. Фрейда К. Г. Юнг, в отличие от своего учителя, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным».У каждого из нас есть два вида бессознательного. Индивидуальное бессознательное – хранилище подавленных воспоминаний и забытых переживаний и коллективное бессознательное – своего рода «память поколений», психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Таким образом, уже с начала ХХ века термин «бессознательное» в психологической науке имел неоднозначную трактовку. Сознание не может пониматься ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность – укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние. Психическую реальность понимали по-разному: - как спонтанную игру фундаментальных элементов, проявляющуюся в формах сознательной психической жизни (Гербарт); \как ряд постепенно уходящих вглубь слоев бессознательного (Конштамм, Фрейд);\как личное бессознательное, накапливающееся в течение всей жизни индивида; \как коллективное бессознательное – субстрат универсального опыта человечества, действующий в каждой отдельно взятой личности (Юнг). Таким образом, для объяснения психической жизни индивида необходимо изучить не только содержание сознательных структур психики, но и механизмы, внешние по отношению к сознанию, – происходящие в сфере бессознательного события, которые, конечно, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий, представляя собой факты неосознаваемого психического.