Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика метода анализа результатов деятельности как неэкспериментального метода



Анализ результатов ( или продуктов) деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, поделки, творческие работы.Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития. Метод широко используется в детской психологии – изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий: 1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках. 2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши.4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения исследования. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка. 6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. 7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка. Достоинства ан.прод.деят.:• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей; • при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт; • сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование. Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

 

13. Характеристика метода социометрии как неэкспериментального метода.Социометрия (социальное измерение) – это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы, разработанный Дж. Морено. Модификация теста проведена Я. Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы. Форма проведения: индивидуальная и групповая. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур исследования: «Выбор в действии», «Поздравь товарища». Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма – специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений.

14. Характеристика метода теста как психодиагностического метода, классификация тестовТест (англ. test – задача, проба) – краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной процесс или группу процессов. 1Тестовое испытание состоит из тестового материала и инструкции для испытуемого, от которого требуется строгое ее исполнение. Оценка результатов производится, как правило, по специально разработанным критериям, а некоторые тесты имеют и возрастные шкалы, с которыми соотносятся результаты конкретного испытуемого.При помощи тестов стремятся выяснить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые свойства личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии. Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, – явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений.От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.В настоящее время существует множество самых разнообразных тестов, и они разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные. Индивидуальные тесты предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности; групповые допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых. Вербальные тесты основаны на анализе собственных высказываний испытуемых, невербальные используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи. Количественные тесты позволяют получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства, а качественные – давать его развернутую описательную характеристику. Градуальные тесты дают возможность выразить в цифрах степень развитости изучаемого свойства при помощи определенной шкалы; альтернативные допускают только два взаимоисключающих вывода типа “да” или “нет”. Общие тесты предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера, например, общего интеллекта. Специальные тесты оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление.В качестве оснований для классификации тестов чаще всего используют цель, содержание и форму психологического тестирования, производимого с их помощью. По характеру цели тесты делят на предназначенные для отбора, распределения и классификации испытуемых.

 

15. Характеристика метода эксперимента, этика экспериментального исследования. Понятие артефакта.Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.Для эксперимента характерны:1. Активная позиция самого исследователя.Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах.ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.Результаты экспериментальных исследований могут быть подвержены влиянию ряда субъективных факторов как со стороны экспериментатора, так и со стороны испытуемого. В таком случае принято говорить о воздействии артефактов. Артефакт – результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных. Артефакт – это следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования. Одно и то же явление может быть артефактом в рамках одной экспериментальной схемы и фактом в рамках другой, поэтому явления, не объяснимые принятой теорией, часто трактуются как артефакты.

16. Понятие психики. Образ как единица психического.Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).Образ как единица психического. Психика: анализ: единица - (единицы анализа психики) — структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Это понятие употребляется в психологии в трех взаимосвязанных смыслах: 1) как универсальная составляющая различных процессов психических; 2) как генетический (онтогенетический) источник процессов психических 3) как универсальное понятие при описании процессов психических. Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, не обладающие основными свойствами целого, но проявляющие свойства, в исходном целом не обнаруживаемые. Выделяемые в ходе анализа единицы не следует абсолютизировать, ибо их характер определяется конкретными задачами исследования. Так, в биологии выделение в качестве единиц анализа живой клетки или биологического вида позволило решить принципиально различные теоретические и прикладные задачи. В современной науке сформулирована система требований к единицам анализа психики: они должны иметь внутренне связанную структуру, где представлены свойства целого; способность к развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксономического ряда, и пр. На разных этапах развития психологии в функции единиц анализа психики выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура — фон; поведенческий акт или навык; проба и проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально-подобное ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и пр.

17. Филогенетическое развитие психикиФилогенетическое развитие психики можно (согласно концепции.Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы (рис. 1.7):1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:– совершенствование их двигательного аппарата;– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:– появляется сложная нервная система;– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;– появляется предметно-образное отражение действительности;– появляются эмоции.3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;– появляется способность заниматься творчеством.4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.На этом этапе в процессе труда у человека:– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;– появляется способность к мышлению;– появляется потребность к общению с другими людьми;– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-5. Развитие сознания человека. На этом этапе:– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:– познания себя путем познания других;– самосознания путем анализа деятельности и поведения;– самоконтроля и самовоспитания.7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека.

18. Теория отражения Леонтьева-ФабриЛеонтьев.Трёх стадиальная концепция развития психики опирается на принцип, обнаруженный Ч. Дарвином - принцип взаимной связи, формы и функций организма.Применительно к психическому развитию - психическое отражение, как свойство нервной системы формируется в процессе деятельности животного, а конкретные формы поведения животного определяются средой обитания, особенностями строения тела, нервной системы и соответствующим ей уровням психического отражения - это принцип - деятельность, активность - источник развития.Стадия элементарной сенсорной психики - характерная способность животного к отражению отдельно воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные);Стадия перцептивной психики - происходит отражение внешней действительности в форме восприятий, происходит усложнение деятельности животных, возникает новая форма закрепления опыта - двигательные операции;Стадия интеллекта - характеризуется тем, что возникает не только отражение отдельных вещей, но и их отношений. Интеллект - отражение животным воспринимаемой ситуации.Признаки интеллектуальной деятельности по Леонтьеву.Усложнение строения деятельности животного с появлением двух фазной деятельности;Решение двух фазных задач - задачи состоящие из подготовительной фазы и фазы осуществления. Подготовительная фаза - биологически незначима, имеет значимость поисковую;Наличие поисковой фазы - основной признак интеллектуального поведения.Фабри (ученик Леонтьева).Фабри, вносит в концепцию Леонтьева дополнения, подразделяя каждую стадию на низший и высший уровни развития.Проблема изучения интеллектуальной деятельности животных.В понятие “ интеллект” вносят различный смысл.Ладыгина - Коц: две формы мышления:Установление связей раздражителей, непосредственно воспринимаемых животным в ходе его жизнедеятельности (“ животные действуют, думая, и думая, действуют” (Ладыгина - Коц));Характерно установление связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и представлениями. Животные могут оперировать образами.Интеллектуальная деятельность по Фабри.Элементы интеллектуальной деятельности (предпосылки интеллектуальной деятельности).Способность позвоночных к манипулированию предметами (основана биологически нейтрально) - любознательность (например, манипулирование коробками без содержимого). В такой деятельности происходит познание, развитие когнитивных процессов совместно с работой всех сенсорных систем - способность к широкому зрительному обобщению.Способность к решению сложных задач.Способность к переносу навыков в новой ситуации (элемент поэтапного научения собак: сначала научилась открывать щеколду, затем доставать мясо, после объединение первого и второго действий).Способность к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта.Фабри в отличие от других, говорит о биологической ограниченности интеллекта, так как любое поведение, в частности, обезьяны определяется образом жизни и биологическими закономерностями, барьер который не может перешагнуть даже самая умная обезьяна (опыты с шимпанзе - постель каждый день из травы, но никогда не устраивает навесы от ливней).Высшие обезьяны не способны мысленно оперировать одними лишь представлениями. Причинно - следственные связи у животных отсутствуют.

19. Таксисы, рефлексы, инстинкты как врожденные формы поведения.Врожденные реакции сформированы эволюцией таким образом, что у каждого родившегося живого существа, не имеющего пока собственного жизненного опыта, есть первичный набор адаптивных поведенческих реакций.Ответные реакции на внешний раздражитель, проявляющиеся у организмов, не имеющих нервной системы (бактерий, протистов), в перемещении всего организма или его частей, носят название таксисы. В случае положительных таксисов движение осуществляется к раздражителю, в случае отрицательных – в противоположную сторону. В соответствии с природой раздражителя различают фото-, хемо-, термотаксисы и др.

Врожденную ответную реакцию организма на раздражение сенсорных рецепторов, осуществляющуюся с обязательным участием нервной системы, И.П. Павлов назвал безусловным рефлексом. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стереотипно проявляются у всех особей одного вида в ответ на адекватное раздражение определенного рецептивного поля и не требуют специальных условий для своего возникновения. Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др. К безусловным рефлексам относится и ориентировочный рефлекс.Ориентировочным рефлексом называют безусловнорефлекторные непроизвольные реакции, сопровождающиеся резким повышением внимания и тонуса мышц и вызванные неожиданным или новым для организма раздражителем. Ориентировочный рефлекс выражается внешне в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося нового раздражителя. Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего фактора среды и имеет важное приспособительное значение.
Инстинктом называют врожденную, строго постоянную специфическую для каждого вида организмов форму приспособительного поведения, побуждаемого основными биологическими потребностями особи и специфическими раздражителями внешней среды. Инстинкт, как и безусловный рефлекс, является врожденной, передаваемой по наследству реакцией, но вместе с тем инстинкт значительно более сложный, и поэтому его называют деятельностью или поведением. В отличие от безусловных рефлексов, которые могут осуществляться не только с участием ствола головного мозга, но и отдельными сегментами спинного мозга, для осуществления инстинктов необходимы высшие отделы головного мозга. Высокая видовая специфичность инстинктивного поведения часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.
Инстинкт помогает животному существовать в окружающей его, мало изменяющейся среде. Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), забота о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада и т. д.
При достаточно большом разнообразии безусловнорефлекторной деятельности высокая адаптация животных к изменяющимся условиям жизни не может быть в полной мере обеспечена только безусловными рефлексами. Врожденные рефлексы при всей их сложности отличаются стандартностью и автоматизмом.

20. Импритинг, научение, рассудочная деятельность как приобретенные формы поведенияИтогом многолетних исследований И.П. Павлова стала специфическая модель научения, названная ассоциативной моделью сенсорного научения. Согласно этой модели, сущность научения заключается в освоении животным новых биологически значимых свойств вещей и явлений окружающего мира. Содержание научения - образование связей между сигналами о свойствах вещей и явлений, поступающими в мозг. «Павловская» модель, таким образом, рассматривает научение животных на рефлекторном уровне. Этот механизм научения имеется почти у всех многоклеточных животных. Он был обнаружен и у человека. Стремление раскрыть не физиологические, а психологические условия и механизмы научения были предприняты американским психологом Б. Скиннером. Он выдвинул предположение, что в основе научения лежат условные рефлексы иного типа, чем классические. Он назвал их оперантными, или инструментальными. Такие условные рефлексы представляют собой механизм отбора полезных действий. Научение им - есть формирование целесообразного поведения.Научение, согласно Б. Скиннеру, заключается в формировании моторных дифференцировок, т.е. в различении, выборе и закреплении форм поведения, которые подходят для различных ситуаций. В модели Б. Скиннера научение представляет собой образование новых связей между элементами двигательного опыта и выражается в улучшающейся их дифференцировке с точки зрения биологических результатов. Его модель, поэтому известна как модель моторного научения.Импринтинг (запечатление) – это наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования.Например, привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадает в его поле зрения в первые часы жизни. Механизм импринтинга важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попавший в поле зрения гусят, это обычно их мать; естественно, что импринтинг у них направлен именно на нее и она становится той моделью, которая дает им возможность адекватно проявлять формы поведения, присущие данному виду.Рассудочная деятельность – это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении21. Сравнительный анализ психики животных и психики человекаПсихика – совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.) С точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. Восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. У человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению. Память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов(понятия) им не доступны. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.