Очевидно, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентаций. Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователя и той научной школы, в рамках которой они были созданы.
Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так, о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д. Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.
Сущность генетического (исторического) подхода к изучению психики состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они возникают, развиваются и сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.
В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Например, Л. С. Выготский, применяя генетический принцип, доказал предположение о том, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, после чего становится внутренней речью.
Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.
Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.
Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы исследования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты. Реализации данного принципа мы можем добиться с помощью включенного наблюдения, проведения исследования с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях. Характеристика принципов представлена в схеме 3.
На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование.
Характеристика этапов психологического исследования, виды психологических исследований.
Этапы психологических исследований:1Подготовительный 2Исследовательский3Этап обработки данных исследования4Этап интерпретации данных исследования
Характеристики этапов:
Подготовительный
1. Осознание необходимости решить определенную проблему.
2. Определение задачи исследования, определение цели как желаемый конечный результат. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:
Теоретическое – изучается литература, разрабатывается модель изучаемых явлений, после чего созданная теория соотносится с результатами других исследований.
· Эмпирическое – получение и описание полученных фактов в рамках определенной теории.
· Прикладное – решение какой-либо прикладной проблемы и внедрение научных результатов.
3. Определение объекта и предмета исследования. Объект – тот контингент испытуемых, который будет изучаться. Это может быть индивид, группа людей, общность и т.д.
Предмет исследования – свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. 4. Выдвижение гипотезы. Гипотеза– научное предположение, вытекающее из теории, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это предполагаемый ответ на вопрос, заключенный в проблеме.5. Подбор методов и отбор методик исследования.2. Исследовательский
Сбор фактических данных с помощью различных методов и методик3. Обработка данных.Количественный и качественный анализ данных исследования (составление таблиц, построение графиков, статистическая обработка данных, выделение повторяющихся фактов)4. Интерпретация данных
Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования. Интерпретация данных, формулирование выводов и рекомендаций. Создание коррекционных программ.
8.Основные стратегии изучения психикиВыделяют четыре основные стратегии исследований в психологии:1Путем «поперечных срезов»2«Продольное изучение» (лонгитюдная стратегия)3Комплексная стратегия4Экспериментально-генетическая, формирующая стратегия 1. Исследование путем «поперечного среза»Подбираются относительно однородные группы испытуемых, которые отличаются по возрасту, полу, уровню образования, времени пребывания в учебном учреждении, и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологич. характеристики.При изучении памяти подбирается по 30 мальчиков и 30 девочек семи-, восьми-, девяти- и десяти- летнего возраста. Посредством разных методов у них измеряются показатели памяти (скорость запоминания, количество усвоенных объектов, время сохранения материала). На основании сравнения полученных данных у разных групп испытуемых делаются выводы о возрастных особенностях памяти у детей младшего школьного возраста.
Еще одним примером является обнаружение американскими психологами, что частота драк выше у мальчиков, а частота вербальной агрессии и оскорблений – у девочек.Плюсы данной стратегии: за короткое время можно получить данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет на развитие пол, возраст или другой фактор.Минусы данной стратегии: мало что можно узнать о самом процессе развития, о его природе; при массовых обследованиях невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и типах психического развития каждого испытуемого2.«Продольное изучение», лонгитюдная стратегияИсследование основывается на генетическом принципе. С помощью этой стратегии психическое развитие выявляется не путем срезов, а в результате длительного, часто на протяжении нескольких лет, изучения какой-то характеристики испытуемого или группы испытуемых в специально организованных условиях его обучения.Например, при сравнении групп детей 4, 8, 12 и 16 лет американские психологи обнаружили, что частота драк и физической агрессии выше у младших детей, а частота вербальной агрессии – у старших.Плюсы: данный способ дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности и выявить причины. Также этим способом можно изучать как отдельный, определенный психический процесс, так и психическое развитие в целом.Минусы: требует много времени; данный метод исследования трудно организовать; если кто-то из испытуемых выпадает из исследования, это может внести погрешность в результаты. Основной недостаток в том, что при проведении исследования на небольшой группе людей, опасно распространять результаты на всех людей данного возраста из-за индивидуальных различий в психологическом развитии.3. Комплексная стратегияЭто сочетание обеих стратегий – «поперечного среза» и лонгитюдной. Сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии какой-либо психической деятельности, затем в некоторых пунктах, требующих дополнительного исследования, проводится продольное исследование.4. Экспериментально-генетический путь исследования.Основывается на предположениях, выдвинутых Л.С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе такого исследования исследователь не просто описывает и измеряет явление, он активно его формирует, основываясь на предположении о закономерностях его возникновения в обычных условиях.Суть данной стратегии состоит в том, что в лабораторных условиях воссоздается некоторая модель развития определенной способности человека, которой он ранее не обладал. Если ему это удается, то выдвинутая гипотеза верна.
9. Понятие метода в психологии. Классификации методов.Метод психологии – это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.
Сегодня в ходе в ходе психологического исследования используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты, анкетирование.Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.Классификация методов по Б.Г. Ананьеву:1 группа. Организационные методывключают:Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности)\Лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении нескольких лет)\Комплексный (объединяет в себе два вышеперечисленных метода)2 группа. Эмпирические методы – все методы сбора первичной информации. Включают:Обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение)\Эксперимент (лабораторный, естественный)\Психодиагностические методы (тесты, беседа, интервью, анкета, опросник)\Праксиметрические методы (хронометрия, профессиограмма, оценка продуктов деятельности)\Моделирование\Биографический метод3 группа. Методы обработки данных включают методы количественного и качественного анализа данных, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.
4 группа. Интерпретационные методыпредполагают различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами.Включают:Генетический метод – предполагает исследование генетических связей, исследование «вглубь»\Структурный метод – психография, психологический профиль – исследование «вширь»
Классификация методов по И.Б. Гришпуну:
1 группа. Неэксперимантальные (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности)