Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные методологические принципы в психологии



Очевидно, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. На основе общих философских принципов строится методология психологического исследования. В то же время конкретные методологические приемы могут быть относительно независимыми от методологических принципов и применяются практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентаций. Обладая относительной самостоятельностью, они зависят от теоретических позиций исследователя и той научной школы, в рамках которой они были созданы.

Так, согласно методологическому принципу единства сознания и деятельности, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется. В то же время деятельность регулируется сознанием, различными психическими образованиями (цель, мотивы и др.). Так, о внутренней психической жизни человека мы судим по внешним ее проявлениям: действиям, речи, выразительным движениям, результатам продуктивной деятельности и т.д. Реализация данного принципа в психологическом исследовании происходит следующим образом: психика невидима, следовательно, ее надо выявлять с помощью каких-либо признаков: по действиям испытуемого, по его речевой деятельности, поведению, мимике, пантомимике, которые выступают проявлениями сознания.

Сущность генетического (исторического) подхода к изучению психики состоит в том, что всякое изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремится восстановить все моменты его диалектического развития, увидеть и понять, как они возникают, развиваются и сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.

В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Например, Л. С. Выготский, применяя генетический принцип, доказал предположение о том, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, после чего становится внутренней речью.

Системный подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.

Реализацию данного принципа мы наблюдаем во множестве научных исследований, особенно в эмпирических, поскольку каждое исследование выясняет причинно-следственные отношения в изучаемых характеристиках, роль тех или иных причин в следствиях, которые, в свою очередь, возникают при наличии тех или иных внешних или внутренних факторов.

Принцип объективности означает, что сам исследователь и методы исследования, им используемые, не оказывают влияния на получаемые результаты. Реализации данного принципа мы можем добиться с помощью включенного наблюдения, проведения исследования с помощью «зеркала Гезелла», анонимности целей и результатов исследования, а также проведения исследования в естественных для испытуемого условиях. Характеристика принципов представлена в схеме 3.

На основе методологических принципов строится любое психологиче­ское исследование.

Характеристика этапов психологического исследования, виды психологических исследований.

Этапы психологических исследований:1Подготовительный 2Исследовательский3Этап обработки данных исследования4Этап интерпретации данных исследования

Характеристики этапов:

Подготовительный

1. Осознание необходимости решить определенную проблему.

2. Определение задачи исследования, определение цели как желаемый конечный результат. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:

Теоретическое – изучается литература, разрабатывается модель изучаемых явлений, после чего созданная теория соотносится с результатами других исследований.

· Эмпирическое – получение и описание полученных фактов в рамках определенной теории.

· Прикладное – решение какой-либо прикладной проблемы и внедрение научных результатов.

3. Определение объекта и предмета исследования. Объект – тот контингент испытуемых, который будет изучаться. Это может быть индивид, группа людей, общность и т.д.

Предмет исследования – свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. 4. Выдвижение гипотезы. Гипотеза– научное предположение, вытекающее из теории, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это предполагаемый ответ на вопрос, заключенный в проблеме.5. Подбор методов и отбор методик исследования.2. Исследовательский

Сбор фактических данных с помощью различных методов и методик3. Обработка данных.Количественный и качественный анализ данных исследования (составление таблиц, построение графиков, статистическая обработка данных, выделение повторяющихся фактов)4. Интерпретация данных

Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования. Интерпретация данных, формулирование выводов и рекомендаций. Создание коррекционных программ.

8.Основные стратегии изучения психикиВыделяют четыре основные стратегии исследований в психологии:1Путем «поперечных срезов»2«Продольное изучение» (лонгитюдная стратегия)3Комплексная стратегия4Экспериментально-генетическая, формирующая стратегия 1. Исследование путем «поперечного среза»Подбираются относительно однородные группы испытуемых, которые отличаются по возрасту, полу, уровню образования, времени пребывания в учебном учреждении, и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологич. характеристики.При изучении памяти подбирается по 30 мальчиков и 30 девочек семи-, восьми-, девяти- и десяти- летнего возраста. Посредством разных методов у них измеряются показатели памяти (скорость запоминания, количество усвоенных объектов, время сохранения материала). На основании сравнения полученных данных у разных групп испытуемых делаются выводы о возрастных особенностях памяти у детей младшего школьного возраста.

Еще одним примером является обнаружение американскими психологами, что частота драк выше у мальчиков, а частота вербальной агрессии и оскорблений – у девочек.Плюсы данной стратегии: за короткое время можно получить данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет на развитие пол, возраст или другой фактор.Минусы данной стратегии: мало что можно узнать о самом процессе развития, о его природе; при массовых обследованиях невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и типах психического развития каждого испытуемого2.«Продольное изучение», лонгитюдная стратегияИсследование основывается на генетическом принципе. С помощью этой стратегии психическое развитие выявляется не путем срезов, а в результате длительного, часто на протяжении нескольких лет, изучения какой-то характеристики испытуемого или группы испытуемых в специально организованных условиях его обучения.Например, при сравнении групп детей 4, 8, 12 и 16 лет американские психологи обнаружили, что частота драк и физической агрессии выше у младших детей, а частота вербальной агрессии – у старших.Плюсы: данный способ дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности и выявить причины. Также этим способом можно изучать как отдельный, определенный психический процесс, так и психическое развитие в целом.Минусы: требует много времени; данный метод исследования трудно организовать; если кто-то из испытуемых выпадает из исследования, это может внести погрешность в результаты. Основной недостаток в том, что при проведении исследования на небольшой группе людей, опасно распространять результаты на всех людей данного возраста из-за индивидуальных различий в психологическом развитии.3. Комплексная стратегияЭто сочетание обеих стратегий – «поперечного среза» и лонгитюдной. Сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии какой-либо психической деятельности, затем в некоторых пунктах, требующих дополнительного исследования, проводится продольное исследование.4. Экспериментально-генетический путь исследования.Основывается на предположениях, выдвинутых Л.С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе такого исследования исследователь не просто описывает и измеряет явление, он активно его формирует, основываясь на предположении о закономерностях его возникновения в обычных условиях.Суть данной стратегии состоит в том, что в лабораторных условиях воссоздается некоторая модель развития определенной способности человека, которой он ранее не обладал. Если ему это удается, то выдвинутая гипотеза верна.

 

9. Понятие метода в психологии. Классификации методов.Метод психологии – это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Сегодня в ходе в ходе психологического исследования используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты, анкетирование.Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.Классификация методов по Б.Г. Ананьеву:1 группа. Организационные методывключают:Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности)\Лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении нескольких лет)\Комплексный (объединяет в себе два вышеперечисленных метода)2 группа. Эмпирические методы – все методы сбора первичной информации. Включают:Обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение)\Эксперимент (лабораторный, естественный)\Психодиагностические методы (тесты, беседа, интервью, анкета, опросник)\Праксиметрические методы (хронометрия, профессиограмма, оценка продуктов деятельности)\Моделирование\Биографический метод3 группа. Методы обработки данных включают методы количественного и качественного анализа данных, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4 группа. Интерпретационные методыпредполагают различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами.Включают:Генетический метод – предполагает исследование генетических связей, исследование «вглубь»\Структурный метод – психография, психологический профиль – исследование «вширь»

Классификация методов по И.Б. Гришпуну:

1 группа. Неэксперимантальные (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности)

2 группа. Экспериментальные(лабораторный, естественный, формирующий эксперименты)

3 группа. Психодиагностические (различные тесты и тесты-опросники)

Классификация методов по Р.С. Немову:

1. Наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное, стороннее, свободное)

2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный)

3. Тесты (тесты-опросники, тесты-задания, проективные)

4. Эксперимент (естественный, лабораторный)

5. Моделирование (математическое, логическое, техническое)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.