Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Джон Бродес Уотсон (1878-1958)



Его интересовало, какие эмоциональные реакции врождены у человека, какие - нет. На что появляется страх у новорожденного ребенка? - ведь, согласно Уотсону, жизнь взрослого полна страхов.

Из-под ребенка неожиданно выдергивали матрасик - потеря опоры - безусловная реация страха; громкий неожиданный звук - то же.

Других таких стимулов Уотсон не находит, хотя перебирает: костер, кролик, белая мышка, лягушка, змееныш, большая собака - никаких страхов.

Но можно выработать условную реакцию страха: сочетает показ кролика с громким ударом. Таким же образом можно излечить от нажитого страха: показывает кролика издалека, когда ребенок садится есть, затем - ближе и т.д.

Бихевиористы экспериментировали в основном на животных, так как считали, что это “чистые” объекты, к поведению которых не примешивается сознание. Получаемые же результаты смело переносили на человека.

Например, обсуждая проблемы полового воспитания ребенка, Уотсон обращался к экспериментам на крысах. Чтобы добежать к самке, самец должен был пробежать по проводам. Измеряли, какую силу тока он выдержит и побежит, а перед какой отступит. Самки бежали при токе большей силы. На основе этого опыта Уотсон предостерегает матерей от ошибочного мнения, что их девочки не интересуются мальчиками.

Ограниченность схемы S-R обнаружилась довольно скоро: как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается.

Э.Толмен ввел понятие “промежуточные переменные” (V):

S - V - R,

под ними понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действия субъекта, т.е. влияют на внешнее поведение: цели, намерения, гипотезы, “познавательные карты” (образы ситуаций) и т.п.

Толмен различал 3 разновидности детерминант поведения:

· независимые переменные стимулы (первоначальные причины поведения) и исходное физиологическое состояние организма;

· способности, т.е. видовые свойства организма;

· вмешивающиеся внутренние переменные (цели) и познавательные процессы.

Когнитивная карта” - это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную структуру соотношения между стимулами и целями и определяет поведение животного в ситупции актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как “конструкты”, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Например, о наличии цели у животного можно судить в том случае, если животное:

1) обнаруживает поисковую активность, пока не получит определенный объект;

2) при получении объекта прекращает активность;

3) при повторных пробах находит путь к объекту быстрее.

По перечисленным признакам можно сказать, что получение данного объекта составляло намерение или цель животного. Признаки же эти есть не что иное, как свойства поведения, а к сознанию обращаться нет никакой необходимости.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций: наряду с классическими или павловскими были выделены инструментальные (Э.Торндайк, 1898) или оперантные (Б.Скиннер, 1938).

Скиннер считал, что если строить понимание человека на его видимом поведении, то вовсе не требуется ломать голову над его внутренними процессами. Т.о., личность отдельно не фигурирует в его теории. Она понимается как набор поведенческих шаблонов. Ситуация - реакция (последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории). В этом теория С. похожа на буддистское представление о личности - нет личности, а есть лишь поведение и чувства, которые непостоянны, правильное понимание причин которых исключает возможность исключает путаницу. Надуманные объяснения - термины, которые употребляют противники бихевиоризма для описания поведения. К ним С. относит свободу (доказывает ее отсутствие на примере гипнотических опытов М. Эриксона), личность, творчество (оно не есть спонтанный процесс, а его истоки не находятся за пределами жизненного опыта творца; Док-во: гипноз, 25 кадр в рекламе и т.п.). Факторы, меняющие или нет поведение: Респондентное поведение - поведение, возникающее в ответ на что-то (классический пример опыты Павлова с собакой). Оперантное поведение (обусловливание) - поведение возникающее спонтанно. Оно усиливается или ослабляется в зависимости от тех, событий которые следуют за ним (пример: девочка боится воды - если зайдешь в воду по колени, то получишь конфету - и так шаг за шагом). Здесь отец обусловил поведение девочки, тем, что давал конфеты после определенных действий с ее стороны. Но это обусловливание может зависеть от нашего предыдущего опыта (Иллюзия Эймса - чукчи ее не видят, поскольку иглу круглые). Подкрепление - любой стимул предъявляемый после к-л. действия и усиливает вероятность его дальнейшего появления (в примере с девочкой с боязней воды этим п. была конфета). Позитивное п. - увеличивает вероятность повторения действия, после которого оно появилось (жажда - стакан воды - след. раз - мы так же возьмем стакан, т.к. он удовлетворил в 1-ый раз). Негативное п. - усиливает то поведение, которое снижает вероятность появления поведения, которое мы подкрепляем (лечение энуреза с пом. будильника). Первичное п. - заложенные в нас с рождения стимулы. Вторичные - нейтральные стимулы, но кот. сильно связаны с первичн. (деньги - по сути нейтральны, но будучи связ. с первичн. п.)


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.