Во втором десятилетии ХХ в. произошла “революция в психологии”, соизмеримая с началом новой психологии Вундта: в научной печати выступил американский психолог Дж.Уотсон (1878-1958), который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии.
Дж.Уотсон, 1913 г. - “Психология с точки зрения бихевиориста” - начало новой эпохи в психологии.
Какие основания были у Уотсона для заявления о том, что не сознание, а поведение является предметом психологии?
1) соображения здравого смысла, которые говорят о том, что по поведению человека можно судить о его психологи ческих состояниях;
2) запросы практики. Психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась предметами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, это была эпоха бурного развития экономики, особенно в США;
3) Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.
Уотсон отрицает существование сознания как представитель научной психологии. Он утверждает, что сознание не существует для психологии.
Поведение - это система реакций, это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры и даже изменения желез, которое следует в ответ на раздражитель. Таким образом поведение трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, и сосудистую, и выделение секрета железой. И в о же время - узко: ограничивается только внешне наблюдаемым, из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы, так и психические процессы.
Причинно объяснить какое-либо действие человека - значит найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего используется понятие стимул и предлагается следующая знаменитая формула: SÞR.
Отношение SÞR объявляется единицей поведения и перед психологией ставятся следующие ближайшие задачи:
- выявить и описать типы реакций;
- исследовать процесс их образования;
- изучить законы их комбинаций, т.е. образование сложного поведения.
В качестве общих окончательных задач психологии Уотсон намечает следующие две: прийти к тому, что по ситуации (стимулу) предсказывать поведение и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т.е. по S предсказывать R, а по R заключать о S .
Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил прежде всего реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние.
В результате в поведении можно выделить реакции:
· внешние приобретенные (двигательные навыки);
· внутренние приобретенные (мышление, под которым понималась внутренняя речь);
· внешние врожденные (хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описываемые объективно в терминах стимула и реакции;
· внутренние врожденные - реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е. реакции, изучаемые в физиологии.
В последующем Уотсон различал инстинктивные и эмоциональные реакции: “если приспособление вызвано стимулом внутреннего характера и относится к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт - например, хватание”.
Наблюдение за новорожденными приводит к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и сразу после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Поведения является результатом обучения.
Навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление - виды навыков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков - память.
Что касается экспериментальной программы Уотсона: он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. Обосновал свою лабораторию в доме ребенка и исследовал новорожденных.