Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология как наука о поведении: взгляды Дж.Уотсона; необихевиоризм Ч.Толмена, Б.Скиннера



Во втором десятилетии ХХ в. произошла “революция в психологии”, соизмеримая с началом новой психологии Вундта: в научной печати выступил американский психолог Дж.Уотсон (1878-1958), который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии.

Дж.Уотсон, 1913 г. - “Психология с точки зрения бихевиориста” - начало новой эпохи в психологии.

Какие основания были у Уотсона для заявления о том, что не сознание, а поведение является предметом психологии?

1) соображения здравого смысла, которые говорят о том, что по поведению человека можно судить о его психологи ческих состояниях;

2) запросы практики. Психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась предметами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, это была эпоха бурного развития экономики, особенно в США;

3) Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод.

Уотсон отрицает существование сознания как представитель научной психологии. Он утверждает, что сознание не существует для психологии.

Поведение - это система реакций, это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры и даже изменения желез, которое следует в ответ на раздражитель. Таким образом поведение трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, и сосудистую, и выделение секрета железой. И в о же время - узко: ограничивается только внешне наблюдаемым, из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы, так и психические процессы.

Причинно объяснить какое-либо действие человека - значит найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего используется понятие стимул и предлагается следующая знаменитая формула: SÞR.

Отношение SÞR объявляется единицей поведения и перед психологией ставятся следующие ближайшие задачи:

- выявить и описать типы реакций;

- исследовать процесс их образования;

- изучить законы их комбинаций, т.е. образование сложного поведения.

В качестве общих окончательных задач психологии Уотсон намечает следующие две: прийти к тому, что по ситуации (стимулу) предсказывать поведение и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т.е. по S предсказывать R, а по R заключать о S .

Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил прежде всего реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние.

В результате в поведении можно выделить реакции:

· внешние приобретенные (двигательные навыки);

· внутренние приобретенные (мышление, под которым понималась внутренняя речь);

· внешние врожденные (хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описываемые объективно в терминах стимула и реакции;

· внутренние врожденные - реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е. реакции, изучаемые в физиологии.

В последующем Уотсон различал инстинктивные и эмоциональные реакции: “если приспособление вызвано стимулом внутреннего характера и относится к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт - например, хватание”.

Наблюдение за новорожденными приводит к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и сразу после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Поведения является результатом обучения.

Навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление - виды навыков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков - память.

Что касается экспериментальной программы Уотсона: он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. Обосновал свою лабораторию в доме ребенка и исследовал новорожденных.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.