Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология как наука о сознании: взгляды Р.Декарта, Б.Спинозы; ассоциативная психология Дж.Локка, Д.Беркли; взгляды В.Вундта, У.Джемса



Рене Декарт (1596-1650) - вывод о полнейшей разнице, существующей между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим.

Душа и тело - две абсолютно противоположные субстанции, каждая из которых (по определению) не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой.

Существуют чисто материальные вещи - вся природа, включая человека, и мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении - это душа. Собственные проявления души - желания и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному.

Декарт называл “большой ошибкой” связывать движение и тепло с душой.

“Смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела”.

Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в противоречие. Вводит понятие “животных духов”, которые управляют движением, понятие рефлекса.

Размышления Декарта породили так называемую психофизическую проблему: все, что не может быть приписано телу, относится к душе.

Средством познания души является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении.

Когда в начале ХІХ В. науке утвердилось строго причинное мировоззрение, душа, как все объясняющая, но сама необъяснимая сущность, перестала удовлетворять как предмет исследования.

Первая научная психология взяла на вооружение идеи Декарта.

Декарт считал, что человек с детства впитывает очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Если хочешь найти истину, то для начала нужно подвергнуть все сомнению. Тогда человек может легко усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если Бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки.

Подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни нашего собственного тела, ни Бога. Но при этом обязательно что-то остается - остается наше сомнение, верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо “мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит... Мыслю, следовательно, существую”.

Дуализм Р.Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития будущей психологической науки. Новые решения проблемы, выдвинутых Р.Декартом, предложил голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Основное сочинение Б.Спинозы – «Этика». Книга изложена геометрическим способом в виде теорем. Б.Спиноза, в отличие от Р.Декарта, разрабатывает монистическое учение: есть только одна субстанция – это то, что существует само в себе и представляется само через себя. Однако Б.Спиноза различает «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это наличие или отсутствие данной вещи. Б.Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов субстанции. Для человека познаваемы только два: протяжение и мышление. Под атрибутом «протяжение» мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум. Так Б.Спиноза разрешил дуализм Р.Декарта.

Психология Б.Спинозы – новый, важный шаг после Р.Декарта, шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения.

Развитие науки и производства потребовало новой теории, которой стал эмпиризм.

Настоящим отцом эмпирической психологии стал Дж.Локк, выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политич.деятель. В 1690 г. вышло осн. фил-фское сочинение Дж.Локка «Опыт о человеческом разуме».

Целью Дж.Локка было исследование происхождения, достоверности и объема чел. познания. Источником знаний (идей) явл-ся чел.опыт. Идеи, по Дж.Локку, бывают простые и сложные. В отличие от простых, сложные идеи – суть их сочетания, соединения вместе под одним общим именем. Теория Дж.Локка о восхождении от простых идей к сложным путем выделения общего, которое имеют между собой единичные факты. Одним из механизмов образования сложных идей Дж.Локк назвал ассоциацию.Он впервые ввел термин «ассоциация идей». По Дж.Локку, ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей.

Несмотря на то, что Дж.Локк ввел понятие «ассоциация» ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология. Наибольший вклад в разработку ассоцианизма внесли Джон Беркли(1685 – 1753), Дэвид Юм(1711 – 1776) и Дэвид Гартли (1705 – 1757).

Джон Беркли был последователем Дж.Локка и для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства, раскрытой в его основном сочинении «Опыт новой теории зрения». Зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве в трех его измерениях. На самом деле, расстояние, т.е. удаленность предметов от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положение предметов в пространстве относительно друг друга глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Дж.Беркли назвал осязанием. Зрение и осязание вступают в связь, ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений.

XIX в. является веком триумфа ассоцианизма.

1879 г. Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию - рождение психологии как самостоятельной науки.

Первая задача, которая стояла перед этой новой психологией - описать свойства сознания.

1. Первое, что обнаруживалось при взгляде на “поле сознания” - необыкновенное разнообразие его содержаний: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния, мысли, воспоминания, желания - все это могло находиться там одновременно.

2. Это поле неоднородно, в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, это - “поле внимания” или “фокус сознания”. За пределами ее находится область, содержания которой смутны, неотчетливы, нерасчлененны - “периферия сознания”.

3. Содержания сознания, заполняющие обе области, находятся в непрерывном движении. У.Джемс выделил два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстропреходящие. Весь процесс похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходы от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.

Движение сознания, непрерывное изменение его содержания и состояний Джемс отразил в понятии “поток сознания”. Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется.

4. Процессы сознания делятся на 2 больших класса: одни происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом (произвольные и непроизвольные).

5. Сознание ритмично по своей природе. В.Вундт установил это с помощью метронома. Звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется: “тик-так, тик-так” или “так-тик, так-тик”, или вообще человек организует звуки в более сложный такт из 4 щелчков. Организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

6. Объем сознания. Вундт изучал с помощью метронома, какое количество отдельных впечатлений может вместить сознание одновременно?

Предъявлял ряд звуков, затем прервал его и давал другой ряд звуков. Испытуемый должен был ответить, одинаковой длины были ряды или разной. Нельзя было звуки считать: просто слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организованы в простые такты по 2 (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемым удавалось сравнивать ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т.е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод: ряд из 8 двойных ударов (или 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Он снова предлагает испытуемым слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по 8 звуков каждый. И затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказалось, что испытуемый может услышать как целостный ряд 5 таких тактов по 8 звуков, т.е. 40.

Человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы.

Способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих отдельных слов и еще большего количества звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт назвал “актами апперцепции”.

Апперцепция - это особая функция сознания, которая проявляется в активности сознания и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, апперцепция или внимание выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым, оно входит в ясную точку сознания - апперцептируется. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются апперцептивные сочетания представлений. Мышление и воображения выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Следующая задача, которая была поставлена психологами (по аналогии с естественными науками) - найти простейшие элементы, т.е. разложить сложную динамическую картину сознания на простейшие, далее неделимые элементы и найти законы их соединения.

Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения. Отдельные звуки метронома - ощущения, а вот единицы, которые образовались за счет субъективной организации ряда - сложные элементы или восприятия.

Каждое ощущение обладает рядом свойств и атрибутов:

качество

интенсивность

протяженность (длительность)

пространственная протяженность (это присуще не всем ощущениям, есть у зрительного, но нет у слохового).

Ощущения с описанными свойствами - объективные элементы сознания. Но ими и их комбинациями содержание сознания не исчерпывается. Есть еще субъективные элементы или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов - элементарных чувств:

удовольствие - неудовольствие

возбуждение - успокоение

напряжение – разрядка

К концу первой четверти ХХ в. психология сознания практически перестала существовать. Причины:

1) нельзя было ограничиться таким узким кругом явлений как содержания и состояния сознания;

2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной;

3) очень ограниченным был метод исследования, который считался единственно возможным, - интроспекция.

В психологии сознания выделились 2 направления:

- структурализм (В.Вундт);

- функционализм (Джемс, Титченер).

Интроспекция - “смотрение внутрь”. Этот метод был признан единственным методом в психологии сознания, так как:

· свойства процессов сознания непосредственно открываются субъекту;

· для внешнего наблюдателя они “закрыты”.

В этих простых и ясных выводах заключается одна из самых сложных и запутанных проблем психологии - проблема самонаблюдения.

Интроспекция должна быть направлена на выделение простейших элементов сознания, т.е. ощущений и элементарных чувств. Исследовать - значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы.

Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842 - 1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890). Он отрицал существование сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции - познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конкретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно - поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма - разновидности концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.