Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

ХАРЛАМОВ

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право,

информационное право

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

Москва — 2007


Работа выполнена на кафедре административного и финансового права

АНО «Международная академия предпринимательства» (Институт)

 

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Габричидзе Борис Николаевич

 

Официальные оппоненты: доктор юридических наук

Идрисов Рустам Фидайович

 

кандидат юридических наук

Мельников Сергей Иванович

 

Ведущая организация: НОУ «Институт международного

права и экономики

им. А.С. Грибоедова»

 

Защита состоится 25 октября 2007г. в 16 час. на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ННОУ «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет».

 

Автореферат разослан «____» ____________ 2007г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент Е. В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследованияобусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению.

Развитие современного налогового законодательства и укрепление налоговых органов как самостоятельной системы органов контроля и управления в финансовой сфере обусловлено необходимостью скорейшего успешного завершения затянувшейся почти на десятилетие налоговой реформы, формирования эффективной организационной системы реализации государственной правовой политики в финансово-экономической сфере, обеспечения бесперебойного функционирования финансовой системы, приводными ремнями которой с точки зрения теории прямых и обратных связей[1] и выступают в совокупности органы управления финансами федерального уровня, а равно их подразделения в субъектах Федерации и на местах.

В современных условиях уточнения системы органов государственной власти и совершенствования их полномочий, помимо вопросов завершения кодификации налогового законодательства, именно проблемы обеспечения эффективности осуществления налоговыми и иными финансовыми органами государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а равно вопросы выработки стратегии развития российской налоговой системы и системы налогового администрирования выходят на первый план.

Поскольку сфера охватываемых тематикой настоящей работы проблем довольно обширна, акцент сделан на теоретическом исследовании отдельных вопросов, касающихся правовой сущности налогового администрирования в современных условиях, а также правовом анализе положений действующего законодательства, регулирующих использование мероприятий налогового администрирования, и практики их осуществления.

Степень разработанности темы и круг источников. Теоретическое исследование проблематики, посвященной комплексному изучению вопросов именно налогового администрирования на настоящем этапе налоговой реформы с точки зрения проблем законодательного регулирования, в науке финансового права не проводилось. Вопросы, касающиеся правовых проблем, связанных с развитием налоговой системы, а равно отдельных проблем уточнения компетенции различных финансовых органов в сфере налогообложения рассматривались в контексте рассмотрения попутных практических проблем по исчисления или уплаты тех ли иных налогов и иных обязательных платежей.

В современный период ряд теоретических выводов по вопросам налогообложения получил свое отражение в работах таких ученых, как А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.И. Бутурлин, О.Н. Горбунова, С.А. Герасименко, А.Н. Головкин, Е.Ю. Грачева, В.М. Зарипов, М.Ф. Ивлиева, М.В. Карасева, В.А. Кашин, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, В.А. Кулеш, А.А. Никонов, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, В.И. Слом, Э.Д. Соколова, Д.М. Щекин, — а также ряда других ученых.

При проведении исследования автор также обращался к работам специалистов в области теории государства и права, гражданского права, предпринимательского (хозяйственного), финансового права, таких, как, в частности, — С.С. Алексеев, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, В.П. Воложанин, Г.А. Гаджиев, О.С. Иоффе, Т.В. Кашанина, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, О.М. Олейник, Ю.К. Осипов, И.Н. Пастухов, В.А. Парыгина, С.М. Петров, А.С. Пиголкин, И.А. Покровский, Т.Н. Радько, Е.А. Суханов, Б.А. Страшун, В.В. Толстошеев, Г.А. Тосунян, В.Е. Чиркин, Р.О. Халфина, Б.С. Эбзеев и другие.

Автор немало почерпнул для темы исследования из работ в области налогообложения таких российских экономистов, как М.В. Истратова, А.Н. Медведев, В.Г. Пансков, А.В. Перов, С.Г. Чаадаев, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов и ряда других.

В качестве правовой базы в настоящем диссертационном исследовании диссертант опирался на Конституцию РФ, акты российского финансового законодательства. В ходе подготовки исследования была проанализирована судебно-арбитражная практика по налоговым спорам.

Объектом диссертационного исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности финансовых органов Российской Федерации, связанной с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения.

Предметом диссертационного исследованиявыступает совокупность правовых норм финансового и административного законодательства, с помощью которых осуществляется нормативно-правовая регламентация деятельности финансовых органов Российской Федерации, связанной с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения.

Цели и задачи диссертационного исследования.Настоящая работа имеет своей целью определить признаки понятия «налоговое администрирование» в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации, предпосылки данного явления и правовые условия осуществления, провести анализ практики применения отдельных положений законодательства о налогах и сборах, регулирующих использование мероприятий налогового администрирования, а также вывить недостатки нормативно-правовой регулирования института налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основныхзадач:

· выявить сущность налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения и определить причины необходимости совершенствования правового регулирования данного явления, дать определение данному понятию;

· провести теоретико-правовое исследование цели налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения;

· определить критерии допустимости методов налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения;

· проанализировать отдельные положения глав части второй Налогового кодекса РФ, связанные с реализацией регулирующих и стимулирующих механизмов налогового администрирования, на предмет наличия преимуществ и недостатков правового регулирования, а также имеющуюся судебно-арбитражную практику их применения;

· выявить проблемы и перспективы совершенствования действующего налогового законодательства, и выработать конкретные рекомендации по устранению существующих недостатков.

Методологическую основудиссертации составляют общенаучные и специальные методы исследования: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, метод технико-юридического анализа и другие методы, широко применяемые в юридической литературе.

Эмпирическую базу исследованиясоставили:

1. Мониторинг законопроектов о внесении изменений и дополнений в положения части первой Налогового кодекса РФ в связи с необходимостью совершенствования системы налогового администрирования, подготавливаемых Правительством РФ и Министерством финансов РФ.

2. Результаты предметного интервьюирования специалистов (98 работников налоговых органов г. Москвы) на тему: «Эффективность налогового администрирования в современных условиях» (январь 2007 г.)

3. Результаты анкетирования 143 налогоплательщиков на тему: «Налоги и сборы: проблемы взимания, судебная практика и действующее законодательство» (март 2007 г.).

4. Исследование в виде выборочного проведения опросов представителей 177 налогоплательщиков — организаций по проблемам обоснования нулевой ставки, налоговых вычетов и последующего возмещения НДС при экспортных поставках товаров, организованного Общероссийской организацией «Налоги России» (декабрь 2006 г.).

5. Анализ судебной практики по налоговым спорам за 2003—2007 гг. Диссертантом обобщены и используются в диссертационном исследовании материалы 104 арбитражных дел по налоговым спорам.

6. Контент-анализ специальных изданий («Налоги», «Налоги и налогообложение», «Российский налоговый курьер», «Финансовая Россия», «Законодательство и экономика» и др.).

Научная новизна диссертациизаключается в том, что она представляет собой одно из первых в науке финансового права монографическое исследование, на основе системного теоретического изучения сформулированы понятия налогового администрирования, обоснованы его самостоятельное научное и правовое значение, а также выявлен и выстроен механизм решения потенциальных и реальных практических проблем, связанных с осуществлением налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения. В диссертации определены цели и методы налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения, выявлены направления совершенствования нормативно-правового регулирования механизма осуществления налогового администрирования, пробелы и противоречия в нормативно-правовом регулировании налогового администрирования, вносятся предложения по их устранению.

На защиту выносятся следующие теоретические положения, выводы и предложения, полученные по итогам исследования.

1. Налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

2. Процессуальной формой налогового администрирования выступают: 1) мероприятия налогового контроля (налоговые проверки), налогового воздействия (приостановление операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента), и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах; 2) мероприятия налогового стимулирования (информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах на налоговые льготы и преференции, разъяснение порядка заполнения налоговых деклораций, принятие решений о изменении сроков исполнения налоговых обязанностей, возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов).

3. Осуществление эффективного налогового администрирования в процессе реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере преследует три группы целей: 1) политические (обеспечение социально-экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства); 2) экономические (обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней); 3) правовые (обеспечение публичного правопорядка в сфере налогообложения, обеспечение социальной справедливости (на основе принципа формального равенства) при перераспределении бремени несения публичных расходов).

4. Целями применения в процессе налогового администрирования регулирующих методов являются предупреждение и пресечение неправомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целями применения в процессе налогового администрирования стимулирующих методов являются обеспечение и стимулирование правомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, развитие налоговой культуры, правосознания в сфере налогообложения.

5. Основными методами налогового администрирования являются: регулирующие методы (выездные и камеральные налоговые проверки правомерности деятельности налогоплательщиков, финансовый мониторинг своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов, финансовый мониторинг полноты осуществления бухгалтерско-налоговой отчетности); стимулирующие методы (налоговые льготы, перевод на льготные налоговые режимы, изменение сроков исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов).

6. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования налогово-правовых последствий деятельности налогоплательщика законодателю представляется необходимым обозначить пределы вмешательства органов налогового администрирования в экономическую деятельность частноправовых субъектов налоговых отношений посредством закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации четких границ дозволенного и неприемлемого поведения налогоплательщиков при осуществлении деятельности по уменьшению налогового бремени.

7. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка осуществления налогового администрирования налогово-бухгалтерской отчетности налогоплательщика законодателю представляется необходимым гармонизировать положения законодательства о налоговом и о бухгалтерском учете. Предлагается устранить имеющиеся коллизии путем включения общих положений о бухгалтерском учете для целей налогообложения в НК РФ, дополнив его раздел I(Общие положения) соответствующей главой.

8. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка осуществления налогового администрирования стимулирующими методами предлагается исчерпывающим образом урегулировать в положениях ст. 56 НК РФ виды, соотношение льгот по налогам и сборам, освобождений от налогообложения, изъятий из объекта налогообложения и схожих правовых инструментов (преференций), а так же закрепить в положениях указанной статьи принципы применения налоговых льгот и преференций.

9. Предлагается привести положения части второй Кодекса и принятых ранее нормативных правовых актов о налогах и сборах в соответствие с этими предлагаемыми изменениями части первой Кодекса, в частности, путем внесения соответствующих изменений в статьи 145, 183, 217 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

Теоретическая значимость диссертационного исследованиязаключается в том, что содержание диссертации, выводы и предложения, сделанные в результате исследования, сориентированы на развитие доктрины финансового права. Выносимые на защиту положения развивают и углубляют теорию правового регулирования налоговых правоотношений. В работе содержатся новые подходы к анализу правоотношений в сфере налогообложения как форме выражения финансовой деятельности государства, в частности направленные на уточнения статуса участников таких правоотношений.

Практическая значимость исследованиязаключается в том, что сделанные выводы и сформулированные на их основе предложения могут способствовать повышению качества налогового законодательства с точки зрения правового регулирования налогового администрирования, снижению количества налоговых споров, возникающих в процессе осуществления соответствующих контрольных мероприятий. Результаты данного исследования могут быть использованы в законодательной деятельности; в деятельности налоговых и иных финансовых органов; в учебном процессе при преподавании дисциплин «Финансовое право», «Налоговое право», курсов и спецкурсов «Налоги и налогообложение», «Налоговый практикум»; при проведении научных исследований в смежных областях знаний.

Апробация результатов исследованияосуществлялась в следующих формах: опубликование основных положений диссертации в научных статьях, внедрение основных положений проведенного исследования в методическое обеспечение учебного процесса ряда российских вузов (Московского гуманитарного университета, Международной академии предпринимательства и др.), а также практику налоговых органов г. Москвы, выступления с докладами на научно-практических конференциях и семинарах (Семинар по вопросам налогового администрирования. Москва, 30 октября 2005 г.; «Парадигмы налогового администрирования в Российской Федерации», Научно-практическая конференция, Москва, 13 февраля 2006 г.,«Бюджетная и налоговая реформа в России» Научно-практический симпозиум, Москва, 15 — 16 декабря 2006 г.; «Совершенствование налогообложения единым социальным налогом» РАГС при Президенте РФ, Москва, 21 апреля 2007 г.; «Налоговая политика: вчера, сегодня, завтра» Научная конференция, Москва, 17 мая 2007 г.; «Налоговая система России: тенденции и перспективы развития» Научная конференция, Москва, 24 июня 2007 г.). Наиболее актуальные вопросы по теме исследования обсуждались на заседаниях совета Палаты налоговых консультантов Российской Федерации. Основные положения настоящего диссертационного исследования изложены в комментариях к Налоговому кодексу Российской Федерации, в подготовке которых принимал участие диссертант, а так же в научных статьях, опубликованных в научных журналах.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка используемых нормативных актов и библиографического списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определены предмет, цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности раскрываемых проблем в научной литературе. Излагаются методики проведения исследования, полученные в его результате теоретические и практические выводы и предложения.

Первая глава «Налоговое администрирование в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации: понятие, сущность и цели», носящая теоретический характер и содержащая три параграфа, посвящена исследованию теоретических вопросов, касающихся изучения правового феномена налогового администрирования, выявления понятия данного явления, его признаков, целей и методов осуществления.

Параграф первый «Понятие и сущность налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения» посвящен выявлению условий и значения формирования системы государственного управления в сфере организации процесса налогообложения на основе исследования правовой сущности налогообложения как обязательного платежа, основанного на безвозмездном отчуждении части собственности граждан и организаций для государственных (публичных) нужд.

Отмечается, что задачи совершенствования налогового законодательства, укрепления налоговой дисциплины, повышения контрольной функции финансов, все более отчетливо встающие в последние годы перед российским государством, обусловленные необходимостью скорейшего успешного завершения затянувшейся почти на десятилетие налоговой реформы, формирования эффективной организационной системы реализации государственной правовой политики в финансово-экономической сфере, обеспечения бесперебойного функционирования финансовой системы, могут быть успешно решены только путем укрепления системы органов управления финансами федерального уровня, а равно их подразделения в субъектах Федерации и на местах. В работе подчеркивается, что органами управления финансами в современных условиях являются налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы и в ряде случаев органы внутренних дел.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Кроме того, отмечается, что органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Таким образом, представляется, что налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

Во втором параграфе «Цели налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения» ставится задача выявить основные цели управления налогообложением как условия правомерности действий налоговых органов и налогоплательщика при определении налоговой нагрузки.

Отмечается, что в результате многолетней реформы в Российской Федерации была сформирована налоговая система в самых общих чертах вобравшая в себя положительный, и к сожалению, отрицательный опыт построения налоговых администраций зарубежных индустриально развитых стран. Вместе с тем, указанная налоговая система в своем правовом становлении и трансформации претерпела существенные этапы. Первоначально, налоговая система Российской Федерации базировалась на кадровом и организационном потенциале инспекций министерства финансово советского периода. При этом в первые годы формирования новых налоговых органов, основной задачей их функционирования, помимо собственно, организации управления в налоговой сфере выступала необходимость самоидентификации в новой структуре органов исполнительной власти, а равно решение целого ряда организационно-материальных и технических задач.

Далее в параграфе подробно прослеживается правовая эволюция принципов организации и осуществления налогового администрирования на различных этапах становления и развития соответствующих управленческих и организационных структур. Отмечается, что каждому из этапов становления и развития налоговой системы, соответствовали как специфическая организационная структура органов налогового администрирования, так и специфическая система первоочередных целей и задач их функционирования. Особенно рельефно указанная тенденция прослеживается применительно к различным стадиям кодификации законодательства о налогах и сборах.

При этом отмечается, что на современном этапе осуществление эффективного налогового администрирования в процессе реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере преследует три группы целей: политические (обеспечение социально-экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства); 2) экономические (обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней); 3) правовые (обеспечение публичного правопорядка в сфере налогообложения, обеспечение социальной справедливости (на основе принципа формального равенства) при перераспределении бремени несения публичных расходов).

Далее в параграфе раскрывается значение таких политических целей правовой политики государства в финансово-экономической сфере как обеспечение социально-экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства, экономических целей как обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней. Кроме того, диссертантом обосновывается необходимость обеспечение социальной справедливости (на основе принципа формального равенства) при перераспределении бремени несения публичных расходов.

Отмечается, что целями применения в процессе налогового администрирования регулирующих методов являются предупреждение и пресечение неправомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целями применения в процессе налогового администрирования стимулирующих методов являются обеспечение и стимулирование правомерной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, развитие налоговой культуры, правосознания в сфере налогообложения.

В третьем параграфе «Методы налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения» проводится анализ проблематики, связанной с выявлением правовых признаков проведения налогового администрирования, при наличии которых действия в рамках налогообложения могут считаться допустимыми.

Обосновывается, что так как налоговое администрирование представляет собой последовательную, упорядоченную нормами права систему мероприятий, направленных на обеспечение публичного правопорядка в налоговой сфере, методы такой деятельности непосредственно предопределяются системой процессуальных прав и обязанностей органов, на которые государство возложила функции по осуществлению соответствующей управленческой деятельности.

Далее в параграфе исследуются в их взаимосвязи права и обязанности органов, осуществляющих государственной управление в финансовой сфере в форме налогового администрирования. В частности, рассматриваются права налоговых орган требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки; производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы; требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и т.д.

Вторая глава «Совершенствование нормативно-правового регулирования механизма осуществления налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации», содержащая три параграфа, посвящена анализу отдельных положений действующего налогового законодательства и соответствующей практики их применения на предмет выявления недостатков правового регулирования налогового администрирования и предложения путей их устранения.

Первый параграф «Совершенствование нормативно-правового регулирования осуществления налогового администрирования показателей деятельности налогоплательщика» направлен на изучение некоторых, наиболее спорных, вопросов, касающихся проблематики, налогового администрирования показателей деятельности налогоплательщика.

При этом, диссертант обосновывает тезис о том, что в целях совершенствования нормативно-правового регулирования налогово-правовых последствий деятельности налогоплательщика законодателю представляется необходимым обозначить пределы вмешательства органов налогового администрирования в экономическую деятельность частноправовых субъектов налоговых отношений посредством закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации четких границ дозволенного и неприемлемого поведения налогоплательщиков при осуществлении деятельности по уменьшению налогового бремени.

Обосновывается, что установление таких четких границ дозволенного и неприемлемого поведения налогоплательщиков, а равно, определение четких механизмов правового регулирования налоговых отношений, должно быть основано на уточнении конкретных обязанностей налоговых органов, реализуемых в процессе осуществления мероприятий налогового администрирования деятельности налогоплательщика.

Далее в параграфе подробно рассматриваются особенности реализации в положениях части второй Кодекса таких обязанностей налоговых органов, как соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа и т.д.

Во втором параграфе «Совершенствование нормативно-правового регулирования осуществления налогового администрирования налогово-бухгалтерской отчетности налогоплательщика», исследуются проблемы применения различных регулирующих методов налогового администрирования в рамках управления отчетностью участников налоговых отношений.

При этом диссертант исходит из того, что в ходе использования такого метода налогового администрирования как регулирующий метод (выездные и камеральные налоговые проверки правомерности деятельности налогоплательщиков, финансовый мониторинг своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов, финансовый мониторинг полноты осуществления бухгалтерско-налоговой отчетности), вопросы эффективности проводимых мероприятий напрямую взаимоувязаны с необходимостью обеспечения проверяющих органов своевременной, точной, объективной и соответствующей действительности юридически значимой информации.

Далее рассматриваются критерии отнесения к такой информации различных сведений налогово-правового характера, как получаемых от самого частноправового участника налоговых отношений, так и от иных государственных органов и третьих лиц. Обосновывается значение достоверности и задокументированности таких сведений, процессуальное значение получения таких сведений в установленный срок.

При этом диссертантом отмечается значение в системе таких сведений, информации полученной в обязательном порядке от самого самого частноправового участника налоговых отношений в процессе налогового декларирования. Налоговая декларация играет большую роль при осуществления налогового контроля. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. В случаях, установленных НК РФ налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, в электронной форме, в том числе посредством электронной почты через глобальную компьютерную сеть Интернет. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Кроме того, диссертантом отмечается, что налоговые органы не могут требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Далее в параграфе в целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка осуществления налогового администрирования налогово-бухгалтерской отчетности налогоплательщика законодателю представляется необходимым гармонизировать положения законодательства о налоговом и о бухгалтерском учете. Предлагается устранить имеющиеся коллизии путем включения общих положений о бухгалтерском учете для целей налогообложения в НК РФ, дополнив его раздел I (Общие положения) соответствующей главой.

В третьем параграфе «Совершенствование нормативно-правового регулирования осуществления налогового администрирования стимулирующими методами» рассматриваются проблемы осуществления налогового администрирования стимулирующими методами.

При этом диссертант исходит из того, что стимулирующими методами налогового контроля выступают налоговые льготы, перевод на льготные налоговые режимы, изменение сроков исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов. Далее отмечается, что льготами по налогам и сборам являются преимущества, предо­ставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Далее в параграфе обосновывается, что использование механизма налоговых льгот является одним из проявлений регулятивно–стимулирующей функции налогообложения. Налоговые льготы отчасти реализуют и социальную функцию налогообложения. Таким образом, осуществление предоставления налогоплательщикам и плательщикам сборов налоговых льгот является одной из важнейших форм проведения налоговой политики государства.

Экономическим проявлением института предоставления налоговой льготы выступает полное или частичное освобождение каких либо категорий лиц от уплаты того или иного налога. Далее в параграфе подробно рассматриваются особенности применения в качестве инструментов налогового администрирования налоговых вычетов (т.н. налоговых скидок), освобождений от налогообложения (налоговых изъятий и преференций), изменения срока уплаты налога, снижения ставки налога.

В частности, отмечается, что в соответствии с главой 23 части второй НК РФ по налогу на доходы физических лиц налоговая скидка может предоставляться налогоплательщику как право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов. В данной главе определены четыре вида вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. К примеру, стандартный налоговый вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода (вычет, как уменьшение налогооблагаемой базы на определенную сумму) предоставляется определенной категории налогоплательщиков, в частности, инвалидам Великой Отечественной войны; лицам, непосредственно участвовавших в работах по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года и другим.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка осуществления налогового администрирования стимулирующими методами предлагается исчерпывающим образом урегулировать в положениях ст. 56 НК РФ виды, соотношение льгот по налогам и сборам, освобождений от налогообложения, изъятий из объекта налогообложения и схожих правовых инструментов (преференций), а так же закрепить в положениях указанной статьи принципы применения налоговых льгот и преференций.

Далее в параграфе предлагается привести положения части второй Кодекса и принятых ранее нормативных правовых актов о налогах и сборах в соответствие с этими предлагаемыми изменениями части первой Кодекса, в частности, путем внесения соответствующих изменений в статьи 145, 183, 217 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, диссертантом предлагаются конкретные параметры таких изменений и дополнений.

В заключении в концентрированном виде излагаются основные положения, результаты и выводы проведенного диссертационного исследования, дана оценка состояния правового регулирования отношений, связанных с налоговым администрированием, сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1. Харламов М.Ф. Правовые проблемы освобождения от налоговой ответственности налогоплательщиков, имеющих недоимки // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2007. — № 5. — 0,4 п.л.

2. Харламов М.Ф. Понятие и значение налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации // Современное право. — 2007. — № 9. — 0,5 п.л.

Иные работы, в том числе опубликованные в рецензируемых научных изданиях:

3. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Правовое регулирование налоговых отношений. — М.: Издательство Юрайт, 2004. — 12 п.л. / 2 п.л.

4. Харламов М.Ф. Методы налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения // Право и жизнь. — 2007. — № 114(9). — 0,3 п.л.

5. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Налоговое право: Учебное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2006. — 11 п.л. / 0,5 п.л.

6. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Налоговое право: Учебное пособие.— М.: Издательство Юрайт, 2005. — 10 п.л. / 0,4 п.л.

7. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Налоговое право: Учебное пособие. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2007. — 11,5 п.л. / 0,7 п.л.

8. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Налоги и налогообложение: Конспект лекций. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство Высшее образование, 2007. — 11 п.л. / 0,5 п.л.

9. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Налоги и налогообложение: Конспект лекций.— М.: Издательство Юрайт, 2006. — 10 п.л. / 0,4 п.л.

10. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. / Под общ. ред. проф. Ю.Ф. Кваши. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 60 п.л. / 11,2 п.л.

11. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. / Под общ. ред. проф. Ю.Ф. Кваши. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 79,5 п.л. / 11,5 п.л.

12. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. / Под общ. ред. проф. Ю.Ф. Кваши. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 82,9 п.л. / 12 п.л.

13. Харламов М.Ф. (в соавторстве) Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. / Под общ. ред. проф. Ю.Ф. Кваши. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 91 п.л. / 13,4 п.л.

 


[1] Горбунова О.Н. Финансовый мониторинг: Монография. — М., 2001. — С. 14

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.