Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка артикуляционных навыков



Исследование качества произнесения звуков речи:

1) отраженное произнесение изолированных звуков;

2) отраженное произнесение изолированных слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных);

3) называние слов, в которых исследуемый звук находится в начальной, срединной и конечной позиции;

4)произнесение фраз, включающих исследуемый звук;

5) произнесение текстов («чистоговорок»), насыщенных исследуемым звуком.

Последний прием представляется удобным и информативным экспресс-ме­тодом, позволяющим выявить даже скрытые, стертые дефекты звукопроизно-шения. В процессе обследования ребенку предлагается повторять нижеприве­денные двустишья или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Материал включает две части: А) двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляциоино сложные согласные и Б) фразы со слож­ной слоговой структурой.

А) 1) Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2)Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

3)Стоит воз овса,

Возле воза — овца.

4)Клала Клава лук на полку.

5)Зоя зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

6) Клара у Вали играла на рояле.

 

Б) 7) Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза).

8) Милиционер остановил велоспедиста.

9) Сыворотка из-под простокваши.
10) Полполдника проболтали.

При исследовании каждая фраза или двустишье произносятся ребенку 1 раз, после чего предлагается повторить ее самому.

Оценки: А) если после повторного прочтения ребенок не мог повторить дву­стишье или фразу— 1 штрафной балл, замена звука — 0,5 балла, искажение звука — 0,25 балла; Б) пропуск слога или звука — 0,5 балла, перестановка сло­гов — 0,5 балла, скандированная речь (послоговое произнесение слов) — 0,5 балла, общая нечленораздельность — 1 балл. По экспериментальным дан­ным, полученным на 50 детях 5 лет, средние показатели у девочек по разде­лу А — 0,9, стандартное отклонение — 0,63, по разделу Б — 2,82, стандартное отклонение — 1,92. У мальчиков по разделу А среднее — 0,68, стандартное от­клонение — 0,67, по разделу Б, соответственно, 2,4 и 1,6.

В зависимости оттого, в каких чистоговорках (А или Б) ребенок испытыва­ет наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: кинетический (динамический) артикуляторный праксис (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произнесение сложных звуков).

При анализе результатов исследования необходимо обращать внимание на следующие параметры:

· тотальность/избирательность звуковых нарушений (определенные фоне­тические группы, только согласные, гласные и согласные); тотальные фонологические и фонетические нарушения больше характерны для нарушений неврологического уровня, то есть тех,, которые обусловлены нарушением подвижности, силы, тонуса артикуляторных мышц (это ти­пично для дизартрии развития); избирательные фонетические и фоноло­гические нарушения более типичны для диспраксий или дислалии;

· отмечается преобладающий вид ошибок: пропуски, замены, смешения, искажения;

· отмечаются позиционные характеристики ошибок: во всех позициях в сло­ве, в определенных позициях (начало, середина, конец, предударная, заударная позиция, в кластерах), в спонтанной речи, в отраженной речи.

Важно отметить такой показатель, как степень постоянства замен/смеше­ний (постоянный, эпизодический, нерегулярный). Эпизодический характер замен обычно связан с позицией заменяемого звука в слове; у разных детей можно выявить определенные тенденции в отношении замены звука в опреде­ленных позициях и отсутствия замен в других позициях; это связано, по-види­мому, не только с фонологическими и фонотаксическими факторами, но и с индивидуальными предпочтениями. Особенное значение имеет наличие не­регулярных замен. Это свидетельствует о грубом нарушении избирательности фонемного выбора при программировании звуковой структуры слов. Обычно этому сопутствует высокая контекстуальная зависимость ошибок. Следует от­метить степень контекстуальной зависимости (высокая, низкая, наличие ас­симиляций). Обычно контекстуальная зависимость резко снижается после по­явления первых двусловных сочетаний (Ncttelbladt U., 1983, Vihman М. М., 1988). Наиболее часто высокая контекстуальная зависимость замен сочетается с высокой степенью нерегулярности ошибок. Наиболее часто это наблюдается в структуре синдрома вербальной диспраксиии у детей с моторной алалалией. Нейролингвистический анализ ошибок позволяет оценить состояние син­тагматических фонологических операций и фонотаксиса, то есть способности к продуцированию линейно организованных фонемных комплексов, представ­ляющих разные по сложности сочетания фонем (по наличию редупликаций и частоты случаев дистантной ассимиляции, пропусков согласных в стечении, перестановок звуков).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.