Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценка состояния импрессивного словаря



Поскольку имеются данные о том, что усвоение существительных, глаголов и прилагательных происходит с некоторыми различиями как по темпу (гете-рохронность), так и по механизмам, целесообразно раздельно оценивать пред­ставленность разных частей речи в словре.

а) Словарь существительных. Ребенку предъявляется набор картинок, накоторых изображены предметы. Детям второго года жизни при исследованиипредлагают показать знакомые им игрушки или бытовые предметы. При ис­следовании импрессивного словаря у детей раннего возраста необходимо со­здавать игровые ситуации, в которых поиск названной (или подсказанной) картинки, предмета или игрушки мотивируется не указанием взрослого, а иг­ровой или практической ситуацией. Легче получить желаемую реакцию с по­мощью предложения типа: «Возьми машинку», «Возьми куклу», «Дай мамекуколку». В случаях нарушения понимания речи для получения более досто­верных данных при назывании предмета не следует смотреть в его сторону илиуказывать рукой. При трудностях достижения контакта в условиях диагности­ческого кабинета аналогичные ситуации поручай создать родителям в домаш­них условиях и записать полученные результаты.

б) Словарь глаголов. Для исследования необходим набор картинок, на кото­рых один и тот же персонаж совершает разные действия: девочка сидит, девоч­ка стоит, девочка бежит, девочка стирает, девочка гладит, мальчик рисует, мальчик пишет, мальчик входит, мальчик выходит и т. п. У детей раннего возраста это выясняется в процессе совместной игры.

в) Словарь прилагательных. Для исследования необходимы предметные изоб­ражения с выделенным качественным признаком (цвет, форма, величина и др.). В диагностический комплект должны входить изображения одинаковых пред­метов, различающихся только называемым признаком: красный мяч, синий мяч, большая собака, маленькая собака, чистое полотенце, грязное полотенце и т. п. По названному словосочетанию ребенок должен указать на соответству­ющее изображение. При исследовании детей раннего возраста используются реальные предметы и игрушки.

Таким образом оценивается общий объем словаря и представленность в нем существительных, глаголов, прилагательных. У детей старше 2,5 лет специально следует отметить количество производных слов, которые понимает ребенок (чай­ник, сахарница, чайная ложка, столовая ложка, бумажный, стеклянный и т. п.).

Понимание фраз

Понимание фраз зависит от нескольких факторов: понимания слов, из ко­торых состоит фраза, понимания грамматических значений аффиксов и соче­таний служебное слово + аффикс, интерпретации сложных синтаксических конструкций (пассивных оборотов, инвертированных конструкций). Данное обстоятельство следует учитывать при интерпретации результатов исследова­ния. При обнаружении трудностей в понимании фраз необходимо установить, какой из вышеперечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет эту операцию.

· Понимание привычных (частотных) словосочетаний («Дай маме ручку!», «Обними маму»).

· Понимание простых фраз-инструкций («Возьми машинку», «Посади куклу в машинку», «Положи кубик в коробочку», «Возьми кубик из ко­робочки» и т. п.).

· Понимание фраз, содержащих косвенные падежи: «Покажи, чем рису­ют, кому дали мячик, с кем играет девочка, кого ловит мишка?»

· Понимание значения словообразовательных (суффиксы, приставки) и словоизменительных (флексии) элементов, предложных конструкций.

Для исследования удобно использовать материалы книги А. Н. Корнева и Н. Е. Старосельской «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (СПб., 1999).

При итоговой оценке сформированности импрессивной речи можно реко­мендовать уровневую шкалу оценки понимания речи, предложенную Н. С. Жу­ковой (Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990).

Нулевой уровень понимания речи. Ребенок с сохранным слухом не воспри­нимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения; у детей старше 1 года это свидетельствует о воз­можном отставании в психомоторном развитии или о сенсорной алалии.

Ситуативный уровень сформированности понимания речи. Ребенок пони­мает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близ­ких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не понимает наименований изображений предметов, игрушек, хо­рошо знакомых ему в быту. У детей старше 1,5 лет это свидетельствует о воз­можном отставании в психомоторном развитии или о сенсорной алалии.

Номинативный уровень. Ребенок хорошо понимает названия предметов на отдельных картинках, но плохо понимает названия действий, изображенных на них (идет, сидит, читает и т. п.). Совсем не понимает вопросов косвенных паде­жей (чем? кому? с кем? и т. п.). У детей с сохранным слухом старше 2 лет подоб­ное состояние импрессивной речи может наблюдаться в двух случаях: при об­щем психическом недоразвитии или при осложненной форме первичного ТНР

Предикативный уровень развития понимания речи. Ребенок знает много на­званий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, постав­ленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, разли­чает значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов (единствен­ного и множественного числа существительных, глаголов, уменьшительно-лас­кательных суффиксов и др.). У детей с сохраным слухом старше 3 лет подобное состояние импрессивной речи может наблюдаться в двух случаях: при общем психическом недоразвитии или при осложненной форме первичного ТНР.

Расчлененный уровень развития понимания речи. Ребенок различает изме­нения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) — флекси­ями, приставками, суффиксами (стол — столы, улетел — прилетел, одевает - одевается и т. п.).

При качественном анализе нарушений понимания речи следует отличать нарушение понимания отдельных слов (избирательное или тотальное) от на­рушения понимания фраз. Абсолютное непонимание слов большинства час­тотных (если есть уверенность, что ребенок их услышал) с большой вероятно­стью свидетельствует о наличии сенсорной алалии (при условии отсутствия глубокой умственной отсталости). Нарушение понимания фраз при сохранно­сти понимания отдельных слов наблюдается при импрессивном дисграмма-тизме или умственной отсталости, осложняющей тотальное недоразвитие речи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.