Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ



Механизмы отклонений речевого развития у детей остаются весьма слабоизученной проблемой. Понимание этих вопросов находится в тесной взаимо­связи с изученностью процессов развития языка и речи в норме, их детерми­нант и механизмов. По существу, материал патологии речевого развития является пробным камнем для проверки на валидность существующих моде­лей освоения языка и развития речи.

С системной точки зрения гипотезы о психологических механизмах рече­вого дизонтогенеза строятся на основе одной из двух парадигм. Одна имеет давнюю историю и традиции. Эта парадигма выражается в выделении конк­ретного звена, операции, группы однотипных операций, несформированность или дисфункция которых является непосредственной причиной нарушения формирования той или иной речевой функции. Ее можно было бы назвать ана­литической и монокаузальной или монистической. Например, механизм рота­цизма при таком подходе объясняют парезом тех мышечных пучков, которые ответственны за поднятие кончика языка вверх или ограничением подвижно­сти языка в связи с короткой уздечкой. Смешения звуков объясняется нару­шением «фонематического слуха» или «несформированностыо фонематичес­ких (фонетических) представлений». Большая часть таких объяснений не имеет экспериментальной доказательной базы и носит скорее гипотетический харак­тер. Одиночные примеры, подтверждающие гипотезу, априорно принимаются за типичные случаи. Численно среди таких гипотетических механизмов пре­обладают имеющие отношение к нарушениям звуковой стороны речи.

Другая парадигма является достижением последних десятилетий. Она пред­полагает использование системной модели коммуникативно-речевой деятельно­сти и ее формирования. Ее можно было бы назвать системной мультикаузальной. В этом случае термин «системность» используется вдухетеории функциональ­ных систем П. К. Анохина. Согласно этой теории, «Системой можно назвать только комплекс таких избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения... полезного результата» (Анохин П. К., 1978, с. 72). 1 Это понимание системности принципиально отличается от широко распространенной его трактовки как взаимодействия отдельных компонентов живого организма, его структурных или функциональных образований (П. К. Ано- I хин назвал такую ситуацию «содействием»). Иное значение имеет термин «система» в лингвистике. Система языка — это комплекс иерархически организованных языковых единиц и правил их использования для построения текстов. Поэтому большинство закономерностей, свойственных функциональным системам живых организмов, на языковую систему не распространяются. Однако в логопедии часто смешиваются эти два разных понятия (Левина Р. Е., 1968, Логопедия, 1999).

П. К. Анохин выделяет «большие системы» и «субсистемы», каждая из ко­торых решает определенный комплекс задач, подчиненных достижению ко­нечной цели, выполняющей системообразующую функцию. С этой точки зре­ния речь (как и язык) не является функциональной системой, так как ее деятельность не имеет самостоятельной цели. Исключение, пожалуй, состав­ляют лишь некоторые сценические жанры. В большинстве случаев основная цель производства речевых актов — коммуникация. Поэтому «большой систе­мой» при таком подходе будет коммуникативно-речевая система.

В духе теории функциональных систем П. К. Анохина для правильного по­нимания механизмов недоразвития речи важно рассматривать не только не­эффективно работающие субсистемы (и их отдельные операционально слабые звенья), но и нарушение их взаимосодействия. Последнее может приобретать негативный характер — негативного взаимосодействия. Тогда дефицит одной субсистемы усиливает негативные эффекты, обусловленные функциональной слабостью другой субсистемы.

Например, незрелость артикуляторного праксиса, существующая у ребен­ка в изолированной форме, может явно не проявиться в онтогенезе речевого поведения. Достаточно эффективно функционирующая система слухового, фонетического контроля мобилизует его на активный поиск достижения не­обходимого звукового эффекта. Иногда это происходит даже посредством ати­пичных артикуляторных движений. При сочетании же вышеуказанного недо­статка с нарушением слухового внимания, неполноценностью фонетического восприятия формирование звуковой стороны речи будет, вероятнее всего, про­текать аномально. Аналогичный результат можно наблюдать не столько вслед­ствие функциональной слабости слухоречевой субсистемы, сколько из-за об­щей инактивности, слабости самоконтроля, низкой мотивации в отношении достижения правильной речи (например, при интеллектуальной недостаточ­ности у ребенка). В обоих примерах слабость обратной связи, слухового само­контроля (то есть обратной афферентации в терминологии П. К. Анохина) усу­губляет эффекты незрелости артикуляторного праксиса.

В других случаях дефицит языковой способности может привести к задерж­ке лексико-грамматического развития, то есть легкому, временному запазды­ванию в освоении некоторых сложных грамматических категорий. В сочета-

нии же с общим снижением когнитивного ресурса (например, при задержке психического развития) этот же недостаток оказывается причиной лексико-грамматического недоразвития со стойкими грубыми аграмматизмами. Ана­логичные примеры можно обнаружить в случаях приобретенной патологии у взрослых. Их приводит И. М. Тонконогий в коллективной монографии, посвя­щенной приложению системного подхода в психиатрии. Например, при зри­тельной агнозии сопутствующее расстройство оперативной памяти и процес­са принятия решения может значительно утяжелять агностические симптомы (Волков П. П., 1976).

Возможны и противоположные ситуации. Например, высокий интеллекту­альный потенциал и когнитивный ресурс содействуют более успешной ком­пенсации недоразвития речи, что хорошо известно практикующим логопедам.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.