Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дисфонологическая артикуляционная диспраксия



При дисфонологической виде диспраксии среди ошибок у наших испытуе­мых на первом по частоте месте находились замены-упрощения, на втором — пропуски согласных, а остальные присутствовали в незначительном количе­стве. В целом звуковые характеристики речи были весьма похожи на то, что в норме встречаются у детей полутора-двумя годами младше. Слоговая структу­ра слов была сформирована (в чистых случаях) по возрасту. Несмотря на внешнее сходство с нормой более младшего возраста, нарушения данного типа были весьма стойкими и спонтанно не компенсировались. Даже при оказании кор-рекционной логопедической помощи исправление нарушений звукопроизно-шения происходило через 2—3 года. В случаях, когда коррекционная работа начиналась в младшем дошкольном возрасте, нормализация речевого разви­тия достигалась к 6—7 годам. При более позднем начале — к 8—9 годам.

Пример

Рома С, 7,5 лет. В клинической картине нарушений звукопроизношения на первый план выступают замены-упрощения. В небольшом количестве встре­чаются пропуски согласных (рис. 8). Например: корзина — /kal'z'ina/, нож­ницы — /noz'n'is'l/, читает — /t'itait/, щенок — /ss'enok/. Среднее число ошибок — 0,76 на 1 слово.

Исследование словаря показало незначительное ограничение его объема (дефицит: 10% на существительные и 7% на глаголы). Грамматический строй существенно не отличался от нормы.

Неврологическое обследование определило рассеянную неврологическую микросимптоматику. Специальное исследование пальцевой моторики про­демонстрировало достаточную ловкость в автоматизированных навыках (завязывание узлов и шнуровка), но выявило серьезные затруднения при выполнении неавтоматизированных действий, требующих высокой степени произвольности и сознательного кинестетического контроля. Наиболее низкие результаты получены в пробе «Пересчет пальцев», D = S. Выяви­лись отчетливые симптомы оральной апраксии при полной сохранности объема движений языка и губ. Несмотря на достаточно выраженное отста­вание в созревании фонологической системы, у ребенка не было выявлено каких-либо существенных нарушений фонематического восприятия и пред­ставлений.

Серии слогов с оппозиционными согласными (да-да-та, па-ба-па и т. п.) мальчик воспроизводил без ошибок.

Характеристика звуковых ошибок Ромы С. в 7,5 лет и через 1 год:

 

Заменяемый звук Звуки - заменители
  7,5 лет 8,5 лет
Л l' l'
Р l', j +
Ч s', t ' +

 

Интересно сопоставить распределение ошибок при дисфонологической артикуляционной диспраксии с аналогичным показателем у здоровых детей более младшего возраста. Мы провели подобное сопоставление, произведя аналогичный анализ распределения ошибок звукопроизношения у здоровых детей 3 лет. На рисунке 9 представлен фонологический профиль 2 здоровых детей в возрасте 3 лет. Сопоставление рисунков 8 и 9 свидетельствует о полной идентичности обоих профилей. Это означает, что при дисфонологическом ва­рианте артикуляционной диспраксии процесс формирования фонологической

Типы ошибок

Рис. 8. Процентное распределение ошибок Ромы С:

искаж. — искажениия; зам.-упр. — замены-упрощения; фонем, зам. — фонематические замены; нерег. зам. — нерегулярные замены; проп. — пропуски звуков или слогов; упрощ. сл. стр. — упрощение слоговой структуры

 

системы запаздывает в своем формировании (в нашем случае на 4 года), сохра­няя пропорции, свойственные норме. Проявляется это диссоциированно с нормальным формированием лексико-грамматической сферы. Интеллектуаль­ное развитие у наших испытуемых варьировало в широких пределах, но у боль­шинства соответствовало низкой норме или пограничной интеллектуальной недостаточности. Такое синхронное запаздывание как артикуляционных, так и фонологических параметров подтверждает ключевую роль процессов созре­вания артикуляционного праксиса в динамике фонологического развития. Подробнее этот вопрос будет обсужден в главе 8.

 

Рис. 9. Распределение звуковых ошибок у двух здоровых детей 3,5 лет

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.