Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Д. Функциональная ось (степень дезадаптации)



1. Тяжесть речевых нарушений

I степень — легкие нарушения

II степень — нарушения средней тяжести

III степень — тяжелые нарушения

2. Степень выраженности социально-психологической дезадаптации

а) Легкая

б) Средней тяжести

в) Тяжелая

Базовая оппозиция первого порядка, с которой начинается классифика­ция, разделяет все виды недоразвития речи натри категории: первичные, вто­ричные и смешанные. Со времени работ В. К. Орфинской (1963), Р. Е. Леви­ной и Н. А. Никашиной (1968) считается целесообразным дифференцировать речевые расстройства на имеющие самостоятельное происхождение и те, что являются составной частью неречевых психических или сенсорных наруше­ний (умственной отсталости, тугоухости, шизофрении, детского аутизма и других) и причинно связаны с ними. Последние несут на себе отпечаток за­кономерностей, присущих этим заболеваниям, и в отрыве от них самостоя­тельного значения не имеют. Однако следует подчеркнуть, что наличие у ре­бенка умственной отсталости или одного из других перечисленных выше заболеваний еще не означает, что все проявления речевой патологии у него носят вторичный характер. Если определенный лингвопатологический сим-птомокомплекс встречается как удетей с психическими расстройствами, так и у детей без этих психических заболеваний, то этот синдром является сопут­ствующим основному заболеванию и, вероятнее всего, обусловлен первичным нарушением специфически речевых механизмов. Данный вариант не­доразвития речи является, по-видимому, первичным. Если же этот лингвопатологический синдром является облигатным для данного заболевания, то пра­вомерно рассматривать его как вторичный.

Известно, что психическое заболевание оказывает патопластическое вли­яние на лингвопатологическую симптоматику. Многие первичные лингво-патологические симптомы и особенно синдромы, наблюдающиеся у детей с интеллектуальной или сенсорной недостаточностью, проявляются в атипич­ной форме. Меняется их качество или выраженность. Конкретное выраже­ние этого атипизма зависит оттого, о каких языковых уровнях и единицах идет речь. Например, у умственно отсталых детей замены звуков значитель­но более контекстуально зависимы, чем у детей с нормой интеллектуального развития. У них же аграмматизмы могут приобретать форму, которая обычно встречается только при моторной алалии: в значительном количестве встре­чаются межпадежные замены. По нашим наблюдениям, у детей с ринолали-ей лексико-грамматические нарушения отмечаются только в тех случаях, когда одновременно имеется интеллектуальная недостаточность. Множество подобных примеров доказывает, что онтогенез языковых способностей и ре­чевых навыков испытывает значительное влияние общекогнитивных факто­ров. Поэтому среди детей с задержкой развития или недоразвитием речи ко­личественно преобладают смешанные формы. Примером может послужить параалалическая форма ТНР.

Деление на классы второго порядка основывается на разграничении парци­альных и тотальных форм первичного недоразвития речи. Данная дифферен­циация базируется на системной модели онтогенеза речевой деятельности. В одних клинических случаях мы наблюдаем дисфункцию всей речевой систе­мы в целом. В других — наблюдаем слабость, дефицитарность одной-двух под­систем (например, звукопроизношения или реализации слоговой структуры или оперирования морфологическими элементами языка) при удовлетвори­тельном функционировании системы в целом. Иначе говоря, как частный слу­чай психического дизонтогенеза, недоразвитие речи может быть парциальным и тотальным (Ковалев В. В., 1985). После выделения трех типов (первичное, вторичное и смешанное недоразвитие речи) и двух видов (парциальное и то­тальное HP) следующим шагом будет выделение разновидностей HP. Дальней­шим членением на подклассы станет выделение разных синдромальных вари­антов или разновидностей парциального, тотального и смешанного видов недоразвития речи.

Некоторые из представленных в классификации вариантов парциального ПНР по названиям совпадают с традиционно выделяемыми в клинических классификациях (Ляпидевский С. С, Гриншпун Б. М., 1969, Гриншпун Б. М., 1989). Однако содержание, которое вкладывается в эти понятия в данном кон­тексте, несколько отличается оттого, что присуще вышеупомянутым класси­фикациям. В них тип расстройства обозначается по ведущему лингвопатоло-гическому синдрому вне зависимости оттого, какая форма недоразвития речи имеет место, парциальная или тотальная. В нашей классификации данные кли­нические термины обозначают не синдром речевых нарушений, а тип психо-речевого дизонтогенеза. Например, синдром дизартрии может встречаться и при парциальном HP, и как составная часть клинической картины тотального HP. «Дизартрия» же как подкласс рубрики «Парциальные формы ПНР» обо­значает только случаи нарушения формирования звуковой стороны речи ди-зартрического типа при сохранности остальных языковых средств. Подобным образом обстоит дело с категоризацией нарушений психического развития у детей. В одном случае у ребенка основным диагнозом может быть «специфиче­ское нарушение формирования навыка чтения» (дислексия). В другом — основной диагноз «легкая умственная отсталость», а сопутствующий — «синдром дислексии». Аналогично, в нашей классификации основной диаг­ноз «тотальное ПНР», «вторичное недоразвитие речи» или «недоразвитие речи смешанного происхождения» должен быть дополнен указанием ведущих синд­ромов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.