Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Синдром церебрастенического инфантилизма



Основным содержанием этого синдрома удетей с ПНР было сочетание явле­ний психической незрелости с относительно легкой психоорганической симп­томатикой: церебрастеническим и гипердинамическим синдромом. Повышенная истошаемость, нарушения произвольной концентрации внимания, гиперак-тииность накладывали специфический отпечаток на явления психического ин­фантилизма. Эмоциональные реакции наряду с незрелостью характеризовались выраженной лабильностью, неустойчивостью. У многих детей отмечались не­глубокие спонтанные колебания настроения, связанные с флюктуациями уров­ня работоспособности и психического тонуса. В периоды снижения последнего удетей заметно падала дифференцированность эмоциональных реакций. В но­вой обстановке дети легко терялись, давали реакции тормозного типа. Недоста­точность волевых процессов сопровождалась истощаемостью побуждений и быстрой пресыщаемостью интересов. При усилении астении интеллектуальная продуктивность детей значительно снижалась, что усугублялось «инфантильно-астеническими» нарушениями памяти. У детей, учившихся в школе, успевае­мость была очень неровной: двойки чередовались с пятерками. Усвоенные на­выки (школьные или речевые) очень медленно автоматизировались, долго оставались непрочными.

Примеры

Саша М., 8 лет 6 мес, обследован в специальной школе для детей задерж­кой психического развития. Учится в 1-м классе. Предшествующий год учился в 1-м классе массовой школы: не успевал по письму и чтению, слабо успе­вал по математике.

Из анамнеза: родители здоровы, отец — переученный левша, злоупотреб­ляет алкоголем, имеет образование 7 классов. У матери среднее специаль­ное образование. Мальчик от первой физиологической беременности, вто­рых родов, протекавших стремительно (3 часа). При рождении закричал сразу. Вес при рождении — 3400,0 г. Раннее развитие протекало с задер­жкой: первые слова появились в 1 год 2 месяца, фразовая речь — с 3 лет, сидеть начал с 7 месяцев, ходить — с 1 года 2 месяцев. До года не болел, после года перенес корь, скарлатину. По характеру всегда был застенчи­вый, очень обидчивый, неуравновешенный, болезненно самолюбивый. С детьми общается избирательно. До поступления в школу был левшой, но с 7 лет родители начали переучивать его.

Клинико-психологическое исследование. В контакт вступает, но отвечает односложно. Ребенок держится скованно, крайне нерешительно. В пове­дении несамостоятелен, малоинициативен. Эмоционально лабильный: лег­ко меняется настроение, быстро переходит от смеха к слезам. В игровой ситуации становится намного активнее, живее, инициативнее. Речь корот­кими фразами, бедная по словарному составу. При построении высказыва­ния испытывает затруднения в подборе слов и их согласовании. Звукопро-изношение дефектное: искажает С, Ш и Щ (межзубные), заменяет Р и Л на полумягкое Л. Слоговая структура без грубых нарушений. В речи встреча­ются немногочисленные аграмматизмы: в падежных окончаниях путает скло­нения, допускает ошибки в согласовании с числительными («пять ведра», «шесть стулов»).

Запас знаний ограничен. Владеет простыми обобщающими понятиями (до­машние животные, овощи, фрукты). Самостоятельно подбирает аналогии, выделяет общие признаки предметов с опорой на помощь взрослого (кошка — мышка, рояль — скрипка). При определении различий затрудняется. Складывает рассказ из 4 картинок, но составить по ним устный рассказ самостоятельно не может: только с опорой на наводящие вопросы. Из вер-бально-логических субтестов методики ABM-WISC наиболее низкие резуль­таты мальчик получил в субтестах «Общая осведомленность», «Словарь» и «Повторение цифр». Воспроизвести даже простые звуковые ритмы (треху-дарные) мальчик не смог. Исследование вербализации пространственных представлений показало, что мальчик не умеет оперировать речевыми кон­струкциями с предлогами НАД, ПОД, ПО, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ПОЗАДИ, не понимает грамматических конструкций с предлогами ПОД, НАД, ПЕРЕД. Из прилагательных, обозначающих протяженность предметов, в активном словаре ребенка имеются только слова ТОЛСТЫЙ и ТОНКИЙ, а остальные недифференцированно заменяются наименованиями БОЛЬШОЙ/МАЛЕНЬ­КИЙ.

Во время исследования мальчик быстро астенизировался, с видимым уси­лием концентрировал внимание на заданном вопросе. Особенно быстро утомление нарастало при выполнении вербальных заданий. Количествен­ные представления сформированы. Прямой порядковый счет до 18. В об­ратном счете затрудняется. Выполняет счетные операции только в преде­лах первого десятка. Чтением и письмом не владеет совсем.

Исследование интеллекта по методике ABM-WISC:

NN субтестов: 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12

Шкальные оценки: 5869438 10 17 10 88

Общий интеллектуальный показатель — 85, вербальный интеллектуальный показатель — 74, невербальный интеллектуальный показатель — 101.

Неврологически: без очаговой симптоматики. Моторно неловок. Оральная диспраксия.

Клинический диагноз. Тотальное недоразвитие речи, параалалический вариант. Синдром артикуляционной диспраксии. Дисграмматизм. Алексия, дисфазический вариант. Аграфия. Синдром церебрастенического инфан­тилизма.

 

Синдромы невропатоподобного и органического инфантилизма у детей с неосложненными формами ПНР встречаются, по нашим наблюдениям, весь­ма редко. Среди наших испытуемых они составляли 23%. Значительно чаще они имелись у детей, первичное недоразвитие речи которых было осложнено выраженным психоорганическим синдромом или умственной отсталостью.

 

 

Невропатоподобный вариант органического инфантилизма

Данный синдром по клинической картине весьма приближался к «органи­ческой невропатии» С. С. Мнухина (1968). Характерным для таких детей было сочетание инфантильных чертличности с аффективной неустойчивостью, по­вышенной раздражительностью, упрямством, негативизмом, явлениями гипер­динамического синдрома (Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1978. Ковалев В. В., 1979).

У некоторых детей из этой подгруппы, наоборот, преобладали тормозные ре­акции со снижением побуждений, некоторой отгороженностью, фобически-ми переживаниями. Именно у таких детей мы встречали особенно резко выра­женную логофобию, «фобию чтения» или «школьную фобию». В ряде случаев подобные состояния осложнял элективный мутизм. У многих в раннем или дошкольном возрасте наблюдались невропатические или неврозоподобные расстройства: диссомнии (затруднения засыпания, извращение цикла «сон-бодрствование», снохождения), ночной энурез, заикание, ночные страхи, тики и др. В конфликтных ситуациях дети давали реакции отказа, пассивного про­теста или агрессии. Дети с неврозоподобным вариантом инфантилизма были склонны фиксации на патологических поведенческих реакциях. Нередко это провоцировалось репрессивной тактикой воспитания дома или в школе.

Примеры

Игорь О., 5 лет 5 мес. Поступил в речевое отделение ДПБ № 9 в связи с нарушениями звукопроизношения.

Из анамнеза: наследственность не отягощена. Мальчик от первой беремен­ности, в первую треть которой у матери неоднократно повторялись присту­пы бронхиальной астмы. Роды в 38 нед., по темпу стремительные. Ребенок родился с весом 3400,0 г. Закричал сразу. Раннее психомоторное и рече­вое развитие протекало без отклонений. В 2 года перенес сотрясение го­ловного мозга.

Клинико-психологическое исследование. Мальчик легко вступает в кон­такт. Эмоциональные реакции живые, но недостаточно дифференцирован­ные, несколько уплощенные. Неусидчив. Все время находится в движении. Речевая активность высокая. Речь развернутыми фразами, грамматически правильная (по требованиям возраста). Дефектно произношение звука Р — увулярное. Слоговая структура не нарушена. Задание «Повторение фраз» выполняет лучше средней возрастной нормы (повторил фразу длиной в 22 слога при норме 19±4,9). При подборе антонимов трудностей не испыты­вал (83% правильных ответов). При неудачах замыкается, перестает отве­чать. При общении со взрослыми недостаточно проявляется чувство дис­танции. Недостаточно критичен к собственным ошибкам. Склонен к пере­оценке своих возможностей.

Исследование интеллекта по методике «Прогрессивные матрицы Равена»: интеллектуальное развитие соответствует уровню 90 центиля (то есть выше среднего).

Исследование интеллекта по методике ABM-WISC:

NN субтестов: 1 2 3 4 5 6 7... 8 9 10 11 12

Шкальные оценки: 11 17 14 11 7 12 10 12 8 7 9 7

Общий интеллектуальный показатель — 103, вербальный интеллектуаль­ный показатель — 113, невербальный интеллектуальный показатель — 92.

Неврологическое обследование: сглаженность носогубной складки справа. Мышечная сила в правой руке меньше левой. Сухожильные рефлексы D > S.

Оральный праксис нарушен: заданные движения и позы выполняет неточ­но, плохо удерживает позу.

Клинический диагноз: парциальное первичное недоразвитие речи. Синд­ром артикуляционной диспраксии, дисфонетический вариант. Синдром не­вропатического инфантилизма.

 

Приведенный случай иллюстрирует наиболее легкие варианты невропати­ческого инфантилизма. Наряду с ними у наших испытуемых встречались и зна­чительно более тяжелые.

Примеры

Лена М., 8 лет 1 мес, обследована в специализировнной школе № 3 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Девочка начала обучение в этой школе в связи со значительным отставанием в речевом развитии.

Из анамнеза: у матери и брата девочки речевые расстройства. Девочка родилась от второй физиологической беременности, вторых родов, проте­кавших без осложнений. Вес при рождении — 4000,0 г. Закричала сразу. Раннее психомоторное развитие без особенностей. Первые слова появи­лись с 1 года, фразы — после 4 лет. Перед школой 1 год посещала рече­вую группу детского сада.

Клинико-психологическое исследование. Девочка в контакт вступает, но держится скованно, очень робко. Эмоционально депримирована. В играх с детьми активна, эмоциональна. Очень стеснительна. Речевая активность значительно снижена, избегает пользования речью.

Выражена логофобия. Внушаема, несамостоятельна. Эмоциональные ре­акции недостаточно дифференцированы. В речи пользуется короткими, аграмматичными фразами: «Кошка побежала мышки», «Бегает на коньки». В потоке речи много нерегулярных звуковых замен. Изолированно все зву­ки произносит правильно. В многосложных словах грубо искажает слого­вую структуру. Не может повторить серии из 3 слогов: МИ-МА-МО, ТУ-ТИ-ТА. Понимание речи существенно не страдает, но оценить правильность деформированных грамматических конструкций и найти ошибки не может. Словарный запас беден (дефицит — 24%). Подбор антонимов значительно затруднен: 30% верных ответов. Скрытый смысл сюжетных картинок и их серий понимает, но сама составить рассказ по серии картинок не может: нуждается в наводящих вопросах. Расположить серию (рассказ) из 3 кар­тинок в правильной последовательности может самостоятельно, а из 4 — только с организующей помощью.

Исследование интеллекта по методике «Прогрессивные матрицы Равена» (детский вариант): результат превышает 90 центиль, что соответствует ин­теллектуальному развитию «выше средней нормы». Исследование интел­лекта по методике ABM-WISC:

NN субтестов: 123456789 10 11 12

Шкальные оценки: 3 10 6 4 5 7 11 7 14 12 10 11

Общий интеллектуальный показатель — 88, вербальный интеллектуальный показатель — 74, невербальный интеллектуальный показатель — 106.

Неврологически: девиация языка влево. Надувает щеки хуже справа. Сгла­женность правой носогубной складки. Зажмуривает глаза справа хуже. Иначе говоря, прослеживается слабость иннервации в зоне правого лицевого нерва. Сухожильные рефлексы: коленные — S > D, ахилловы — D = S, биципи-тальные — S > D. Выражена оральная апраксия (губ и языка). Пальцевой праксис и гнозис нарушены с обеих сторон, но хуже слева. Ведущая мо­торная рука — правая (по всем пробам), моторная нога — левая, опорная нога — левая, глаз — неустойчивая латерализация.

Клинический диагноз: тотальное недоразвитие речи, алалический вари­ант. Синдром моторной алалии. Синдром невропатического инфантилизма.

 

Ядерный вариант органического инфантилизма

Дети с органическим инфантилизмом, как уже отмечалось выше, были весь­ма редки среди тех, кто страдал первичным недоразвитием речи. В основном мы наблюдали этот синдром у умствен но отсталых детей-логопатов или у «мик­стов», в клинической картине которых явления ПНР сочетались с тяжелым психоорганическим синдромом. Как отмечала еще Г. Е. Сухарева (1965), по­добные состояния особенно затрудняют дифференциальный диагноз парци­альных форм дизонтогенеза, таких как первичное недоразвитие речи или за­держки психического развития с олигофренией.

У данной категории детей психоорганический синдром был представлен в виде наиболее тяжелых своих разновидностей. Эмоциональный фон характе­ризовался преобладанием мрачного настроения с раздражительностью и гнев­ливостью или, наоборот, имел вид благодушно-веселого, эйфоричного состо­яния. У всех таких детей эмоциональные реакции отличались недостатком живости, бедностью содержания, недифференцированностью, уплощенностью. Мотивационная сфера также включала проявления дефицитарности: бед­ность, однообразие интересов и слабость побуждений. Наряду с этим изредка встречались такие расстройства влечений, как пиромания, клептомания или булимия. Они отличались ранним началом (в 4—5 лет), стойкостью и резис­тентностью к терапии. В других случаях у детей с ПНР и органическим инфан­тилизмом можно было наблюдать такие неврозоподобные синдромы, как сенестопатически-ипохондрический и депрессивно-дистимический.

Дети с вышеописанной психопатологической картиной обычно были труд­ны в поведении: двигательно расторможены, аффективно неустойчивы, иног­да агрессивны. Их шалости нередко приобретали брутальный характер, а игры с другими детьми заканчивались конфликтами и драками. Отмечались спон­танные колебания аффекта, иногда достигавшие степени дисфории.

Мышление детей с органическим инфантилизмом характеризовалось инер­тностью, ригидностью, иногда персевераторностыо. Кроме несформирован-ности вербально-логических когнитивных функций в ряде случаев исследова­ние интеллекта обнаруживало западения ряда невербальных способностей. Данное обстоятельство значительно подрывало адаптационные способности детей и ухудшало компенсацию речевых расстройств.

Обычно в таких ситуациях функциональный диагноз (то есть степень деза­даптации) оказывался достаточно тяжелым.

Примеры

Алеша Г., 7 лет 8 месяцев. Обследован в областной речевой школе, куда поступил в связи с отставанием в речевом развитии. Учится в 1-м классе. Согласно школьной характеристике, на уроке непоседлив, крайне отвлека­ем. На уроках иногда громко разговаривает. В общении с детьми неурав­новешен, иногда вспыльчив. На переменах возбужден, расторможен.

Анамнез: наследственность отягощена по речевой патологии: мать и отец в детстве имели речевые нарушения. Матери и сейчас при волнении стано­вится трудно строить устные высказывания. Мать и отец 8 школе слабо успевали. Образование у матери 7 классов, у отца — 8 классов. У мальчи­ка 2 брата, которые страдают умственной отсталостью и недоразвитием речи. Мальчик от третьей физиологической беременности, третьих стреми­тельных родов. Закричал сразу. Сидеть начал в 6 месяцев, ходить — в 11 ме­сяцев. Первые слова появились в 2,5 года, фразы — к 6 годам. На первом году был крикливый, беспокойный. Перенесенные заболевания: до 1 года острая пневмония, ОРВИ, после 1 года — 3 пневмонии, частые ОРВИ. По характеру всегда был нетерпелив, требователен, вспыльчив. Двигательно очень подвижный, моторно неловкий. При возбуждении махал кистями рук, как крылышками.

Соматоневрологически: телосложение правильное, но инфантильно-гра-цильное. По росту отстает от возраста на 1 год, Череп гидроцефальной формы (несколько выдаются лобные бугры, сильно развита венозная сеть на висках). Окружность головы — 51,0.

Зрачки S>D. Язык по средней линии, беспокойный. Сглажена левая носо-губная складка. Перетягивает правый угол рта. При вытянутых руках и за­крытых глазах беспокойство пальцев. Сухожильные рефлексы: коленные — S>D, ахилловы — D=S. Координационные пробы выполняет.

Прыгает на двух ногах хорошо, на одной — неловко. Пальцевая моторика грубо нарушена: не может без контроля зрения воспроизвести позы паль­цев по подражанию. Пробу «Кулак-ребро-ладонь» не смог выполнить. Пробу «Завязывание 5 пар нитей» выполнил за 2 мин. 42 с, то есть значительно дольше нормы. При исследовании моторики губ и языка обнаруживается оральная апраксия с трудностями воспроизведения поз как в статике, так и в динамике.

Психопатологическое обследование. Легко вступает в контакт. Привет­лив. Эмоционально лабилен. Беспечен, из-за своих неудач не огорчается. Эмоциональные реакции стереотипны, недостаточно дифференцированы. При выполнении заданий легко соскальзывает на побочные ассоциации, начинает фантазировать. Склонен к рассуждательству.

Темп психической деятельности замедлен. Склонен к застреванию. Неусид­чив, отвлекаем, не может долго сосредоточиться на одном виде деятельно­сти. Пассивно подчиняем. С интересом относится к игровым заданиям, но контроль правильности их выполнения слабый.

Обращенную речь понимает в полном объеме. Собственная речь — корот­кими фразами. Нарушено произнесение почти всех мягких согласных. За­мены Б —« П, Д — Т, Ч — Т', Р — Л'. Нарушено произнесение йотированных гласных. Изолированно все звуки произносит правильно. В многос­ложных словах многочисленные замены звуков, пропуски слогов.

Фразы грубо аграмматичны: «безали за мыськи» (побежали за мышкой), «хотели та кусают» (хотели ее съесть), «он привязал веевку к деево» (он привязал веревку к дереву). При выполнении теста на оценку правильности грамматических конструкций допускал от 23% до 40% ошибок. Макси­мальное число ошибок — при исправлении деформированных падежных конструкций. При составлении рассказа по серии из 3 картинок затруднял­ся при установлении логической и временной последовательности собы­тий.

Обобщающими понятиями владеет слабо: посуда (-), одежда (-), цветы (-), домашние животные: собака, конь, коза, овчарка, крокодил, слон. Количе­ственные представления сформированы. Количественным счетом владеет в пределах 5. Элементарными временными понятиями владеет.

субтесты
Шкальные оценки

 

Обследование интеллектуальных способностей по методике Равена — 10 = 104, то есть уровень средней нормы. Исследование интеллекта по методи­ке ABM-WISC:

Общий интеллектуальный показатель — 78, вербальный интеллектуальный показатель — 75, невербальный интеллектуальный показатель — 86.

Клинический диагноз: тотальное недоразвитие речи. Алалический вари­ант. Моторная алалия. Синдром органического психического инфантилиз­ма. Пограничная интеллектуальная недостаточность.

Кроме описанных выше облигатных психопатологических синдромов у де­тей с HP наблюдались и другие, факультативные синдромы. Их перечень при­веден в таблице 5. Мы не выявили каких-либо клинических особенностей про­явления этих синдромов у детей с недоразвитием речи по сравнению с классическими описаниями (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977, Ковалев В. В., 1985, 1995). Поэтому их клиническое описание мы считаем воз­можным опустить.

Приведенный обширный перечень специфических и неспецифических сим­птомов и синдромов свидетельствует о том, что форма психического дизонто-генеза, именуемая в обобщенной форме «недоразвитием речи», представляет собой сложное полисиндромное образование. Проявления незрелости, дефицитарности обнаруживаются на самых разных уровнях и в разных сферах со-матопсихической организации ребенка. Тот, что это обстоятельство до сих пор не стало для специалистов очевидным, объясняется, видимо, тем, что многие годы изучение патологии речи у детей велось исключительно в педагогичес­ком и психолого-педагогическом русле исследований.

 

Глава 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.