Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Симптоматология раннего периода речевого онтогенеза



Дизонтогенез речи в ранний период онтогенеза обусловлен теми же причинами, что были упомянуты выше, но проявляется несколько иначе. .

У детей с первичным неосложненным недоразвитием речи дизонтогенез становится заметным не ранее второго периода развития речи. В таких случаях характерна грубая диссоциация между полностью или относительно сохран­ной импрессивной речью и тяжелым отставанием в развитии экспрессивной речи. На протяжении всего описываемого периода последняя ограничивается лепетными, звукоподражательными однословными высказываниями. Длина синтагм увеличивается чрезвычайно медленно. В клинической картине на пер­вый план выступают тяжелые нарушения синтагматических языковых опера­ций: фонотаксиса и синтаксиса, которые почти не дают динамики в созрева­нии по сравнению с предыдущим периодом. Слоговая структура почти не совершенствуется: среди слов преобладают лепетные двусложные итерации (ам-ам, ка-ка, ти-ти). Аналогичные наблюдения приводятся и другими авторами (Ковшиков В. А., 1985, Жукова Н. С, 1994). Звуковая структура слова и звуконаполняемость остаются крайне нестабильными, а реализация отдельных звуков в слове — контекстуально зависимой. На качество реализации звука зна­чительное влияние оказывают его «соседи» в слове или синтагме. Супрасегментарный уровень речи в большинстве случаев существенно не нарушен: вы­сказывания ребенка богато интонированы, что отчасти компенсирует в процессе коммуникации дефицит языковых средств. Коммуникативная дея­тельность проявляется в достаточно богатых и разнообразных формах ситуа­тивно-делового общения, которое осуществляется с помощью скудных рече­вых средств, дополняемых жестикуляцией и мимико-пантомимических способов выражения. Такие дети обычно проявляют живой интерес к окружа­ющему, на невербальном уровне демонстрируют неплохие познавательные спо­собности, своевременно овладевают основными навыками самообслуживания. Подобная клиническая картина характерна для алалической формы первич­ного тотального недоразвития речи и встречается относительно редко (3—5% от всех случаев ПНР).

Значительно более распространенной формой речевого дизонтогенеза, ма­нифестирующего в описываемом периоде, является та, которую мы наблюда­ли у так называемых микстов, то есть детей, имеющих сочетание нескольких расстройств. Под нашим наблюдением находилось 9 таких детей в возрасте 19-31 месяца. Клиническое обследование выявило у большинства из них сочета­ние задержки психического развития и одного из синдромов первичного пар­циального недоразвития речи, которые более подробно будут описаны ниже. Диагностически такие случаи представляли наибольшие затруднения. Диффе­ренциацию между первичным и вторичным недоразвитием речи в 2/3 случаев окончательно удавалось произвести лишь в динамике, 1-2 года спустя. Дан­ная клиническая группа весьма полиморфна как по симптоматике, так и по тяжести. В большинстве случаев она соответствовала критериям параалалической формы первичного тотального недоразвития речи. Это означает, что у де­тей страдали все основные языковые средства: было нарушено звукопроизношение, отставала в развитии лексико-грамматическая сфера.

В основе нарушений звукопроизношения лежал один из упоминавшихся выше синдромов парциального ПНР: дизартрия, артикуляционная апраксия или ринолалия. От этого, соответственно, зависела и ведущая симптоматика. Симптомы фонологической недостаточности варьировали от запаздывания в овладении согласными среднего онтогенеза до тотального нарушения (искажения и замены) всей звуковой системы и просодической стороны речи. Фра­зы появлялись после 2 или 3 лет. В связи с этим в этот период какой-либо спе­цифики в проявлении синтаксических или морфологических нарушений у большинства детей выявить не удавалось. В целом от детей с алалической фор­мой ТНР их отличал более высокий уровень речевой активности и менее выра­женные синтагматические нарушения (большая стабильность звуковой струк­туры и относительная сохранность слоговой структуры слов). Способность к пониманию речи оставалась относительно благополучной. У большинства де­тей обнаруживалась психопатологическая симптоматика: психический инфан­тилизм, гипердинамический синдром, незрелость невербальных интеллекту­альных способностей, церебральная астения. Коммуникативное и игровое поведение обеднено, жестовая речь небогата.

В этот период дифференциальная диагностика разных клинических форм ТНР еще достаточно трудна. Еще сложнее дифференцировать первичные фор­мы недоразвития речи от вторичных. По нашим наблюдениям, вторичное не­доразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, отличается от пер­вичного недоразвития речи (ПНР) тем, что так называемый «возраст речевого развития» (то есть уровень речевой зрелости) обычно близок или равен «ум­ственному возрасту». Это согласуется и сданными литературы (Rosenberg S.. 1982, Carrol D., 1986). При любой из форм первичного недоразвития речи на­блюдается диссоциация между этими двумя показателями. Более подробно ме­тодика анализа отдельных показателей психической зрелости в данном возра­сте описана в приложении 2.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.