Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СИСТЕМАТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ



Разработанность, логическая организация систематики в определенной сте­пени отражает зрелость научной дисциплины, глубину познания предмета ис­следования. На раннем этапе развития логопедии, во второй половине XIX века, из всей массы речевых аномалий были выделены всего две группы — косноя­зычие и заикание (Ляпидевский С. С, Гриншпун Б. М., 1969). Чуть позже к ним была добавлена идиопатическая слухонемота, названная позже алалией (Coen R., 1988). По существу, этим был заложен прототип большинства буду­щих классификаций речевых нарушений. В последующих исследованиях опи­санные группы расстройств были трансформированы в более разветвленную систему категорий.

В истории отечественной логопедии первая, относительно дифференцированная классификация принадлежит М. Е. Хватцеву (i960). В ней выделяются следующие категории речевых расстройств: косноязычие (патологическое и непатологическое), недостатки голоса (хриплый голос, патологическая мутация, фонастения и дисфония), расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная речь и замедленная речь) и расстройства речи на почве органического нарушения коры головного мозга (афазия, алалия, дислексия и дисграфия). В этой классификации впервые производится разделение речевых расстройств на первичные и вторичные. Как видно из структуры и содержания классификации, она может быть отнесена к категории клинических систематик.

Следующей по хронологии является классификация В. К. Орфинской (1963). Она содержит группировку алалий, но в период, относящийся ко времени написания работы, это понятие трактовалось настолько широко, что вмещало большую часть вариантов первичного недоразвития речи. В этой классификации выделялись следующие категории расстройств: первичное недоразвитие языковых систем (моторная и сенсорная алалий), вторичное не­доразвитие языковых систем, вызванное недоразвитием словесных и грамма­тических понятий (моторная синтаксическая и оптическая алалий), вторич­ное недоразвитие языковых систем, связанное с неполноценностью общих речевых функций (сенсомоторная амнестическая и сенсорная амнестическая алалий).

В 1968 г. Р. Е.Левина предложила педагогическую классификацию, описа­тельную по своему содержанию и психолого-лингвистическую по принципу построения. В ней весьма упрощенно систематизируются виды нарушений формирования языковых средств: а) несформированность звуковой стороны речи («фонетико-фонематическое недоразвитие» и б) несформированность всех языковых средств («общее недоразвитие речи»). Она положила начало принципиально новому подходу к категоризации речевых расстройств, кото­рый одновременно возник и в зарубежной логопедии, получил широкое рас­пространение и активно развивался и совершенствовался. В России, к сожа­лению, на протяжении почти 30 лет данная систематика, вытеснив все другие классификации, практически не претерпела существенных изменений, то есть не развивалась. При очевидных недостатках (не учитываются данные клиники, особенности симптоматологии, механизмов и патогенеза) классификации подобного типа имеют и неоспоримое преимущество для практических логопедов: облегчают выбор магистрального направления коррекционной работы на основе системного подхода к развитию речи. Однако на современном этапе развития логопедии сохранение данной классификации в первозданном виде тормозит, по нашему мнению, дальнейшую дифференциацию представлений о недоразвитии речи.

В 1969 г. С. С. Ляпидевский и Б. М. Гриншпун опубликовали несколько мо­дифицированную версию классификации М. Е. Хватцева (Ляпидевский С. С, 1969), а в 1989 г. Б. М. Гриншпун существенно переработал и обновил ее (Ло­гопедия, 1989, 1999). В этой ее версии выделены следующие категории рас­стройств: 1) расстройства фонационного оформления высказывания (дисфо­ния, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия); 2) нарушения структурно-семантического оформления высказывания (афазии и алалий); 3) нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия).

Анализ приведенных классификаций свидетельствует о том, что в них слабо представлены как медицинская, так и психологическая (точнее, патопсихоло­гическая) парадигмы. Это вполне объясняется недостаточной освоенностью именно этих подходов в логопедических исследованиях. Состояния недоразви­тия речи по существу остались почти вне сферы интересов патопсихологов.

Среди западных классификаций одной из ранних, но уже достаточно диф­ференцированной является систематика, приведенная в руководстве М. Morley (1957) и доработанная в его последующих изданиях (Morley M., 1972). Прин­цип построения позволяет отнести ее к категории клинико-лингвистических. В ней выделены следующие рубрики: а) расстройства языка (афазия, алексия, аграфия, задержки развития речи вследствие умственной отсталости и нару­шений слуха), б) расстройства артикуляции (анартрия, артикуляционная апраксия, дислалия, дефекты артикуляции, обусловленные нарушением слуха и аномалиями строения зубо-челюстного аппарата), в) расстройства реализации высказывания (заикание, ускоренная, спотыкающаяся речь) и расстройства голоса (афония). Наряду с выигрышными сторонами (попытка объединения лингвистического и клинического принципов категоризации) эта классифи­кация имеет и неудачные моменты — объединение первичных и вторичных речевых нарушений.

В дальнейшем на Западе разработка систематики речевых расстройств у детей шла преимущественно в психолого-лингвистическом направлении. D. Aram, J. Nation (1975) предложили классификацию, в которой выделяются следующие категории нарушений:

· неспецифический дефицит формулирования и повторения;

· тотально низкое выполнение всех речевых тестов;

· дефицит фонологии, понимания, формулирования и повторения;

· дефицит понимания;

· дефицит формулирования и повторения.

Как видно из приведенного перечня «диагностических» категорий, его ос­нова — формально тестологический подход.

В. Wilson и D. Risucci (1986), основываясь на сходных принципах, раздели­ли речевые расстройства на следующие группы:

· слуховое нарушение смыслового понимания;

· слуховое и зрительное нарушение смыслового понимания; D слуховое нарушение смыслового понимания с расстройством слуховой и зрительной кратковременной памяти;

· экспрессивное и/или рецептивное нарушение;

· глобальное нарушение речи;

· нарушение слухового запоминания и воспроизведения и

· экспрессивное нарушение.

I. Rapin и D. Allen (1988) предложили следующую классификацию наруше­ний языкового развития: а) фонологически-синтаксический синдром с ораль­ной апраксией или без нее, б) тяжелый экспрессивный синдром с сохранным пониманием речи, в) вербальная слуховая агнозия, г) аутистический синдром с мутизмом, д) аутистический синдром с эхолалией, е) синдром семантичес­ки-прагматических нарушений без аутизма, ж) синдром синтаксически-праг­матических нарушений. Коммментарии по поводу данной классификации при­ведены в главе 5.

Обзор существующих классификаций свидетельствует об известной одно­сторонности большинства из них. Практически ни одна из них не охватывает клиническую картину в целом с лингвистическими, патопсихологическими и психопатологическими ее компонентами. Это отражает не только таксономи­ческие тенденции, но и сложившиеся содержательные представления о пред­мете систематики — логопатологии детского возраста. На данном этапе разви­тия ее характеризуют междисциплинарная раздробленность и односторонность в подходах к исследованию.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.