Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование психологического уровня программирования высказывания (смыслово-семантического синтаксирования)



Суть смыслового синтаксирования заключается в переходе от аморфного представления о замысле сообщения к более расчлененному и структурированному образованию. Как отмечалось выше, структурирование происходит по логическому принципу «данное—новое» или «топик—коммент». В связи с тем, что данный уровень предполагает минимальные (по сравнению с последующими уровнями) преобразования того, что оказывается в поле сознания и становится предметом сообщения, он начинает функционировать в онтогенезе наиболее рано. На этапе голофразиса и первых двух-трехсловных конструкций высказывания детей по структуре подчиняются закономерностям этого уровня.

Процесс развития смыслового синтаксиса у детей изучен весьма слабо. Разрозненные наблюдения, представленные в публикациях, посвященных развитию детской речи, позволяют наметить следующие линии развития смыслово­го синтаксирования:

А) На протяжении дошкольного детства особенно заметно возрастает сте­пень сегментированности, расчлененности и многокомпонентноcти высказы­ваний. От простейших двучленных структур ребенок движется в направлении многочленных конструкций. Схематически (по Т. В. Ахутиной) это может выглядеть следующим образом: (топик) — коммент — >топик — коммент 1 — коммент 2 —> топик — коммент 1 — коммент 2 — коммент 3. Поставленный в скобки «топик» в первой из приведенных схем смыслового синтаксирования означает, что в незрелых формах детских высказываний он может опускаться во внешнеречевом плане (то есть подразумеваться).

Б) В течение детства постепенно снижается зависимость смыслового и се­мантического программирования от внешних реплик, организующих развер­тывание. Иначе говоря, вынесенное вовне, в интерперсональное пространство (по Л. С. Выготскому), текстообразование, диалогическое по характеру, сме­няется внутреннеречевым, интраперсональным программированием.

В) Приблизительно в дошкольном возрасте (5—7-й годы жизни) в содержа­тельной стороне детских высказываний отчетливо проявляется уход от эгоцен­трической позиции. Значительно возрастает способность учитывать позицию, осведомленность и реплики слушающего. Развитие этой способности продол­жается и в школьном возрасте.

Г) Постепенно возрастает сложность и иерархическая организация смыс­лового содержания высказываний (пространственно-понятийное и временное структурирование по И. А. Зимней). Особенно заметно это проявляется в нар­ративных (повествовательных) высказываниях. Детям становится доступной временная и причинно-следственная организация содержания высказываний и текстов.

Анализ детских высказываний показывает, что процессы семантического программирования формируются медленно. Поскольку оно связано как со смысловым программированием, так и с использованием грамматических и логико-грамматических правил, в ходе развития способность к семантическо­му программированию зависит не только от интеллектуальной зрелости, сформированности мыслительных процессов, но и от языковой компетенции. По­следнее обусловлено тем обстоятельством, что система понятий, значений складывается у детей в тесной зависимости от развития речи, сформированности языковых процессов, определяющих развитие лексики (Выготский Л. С, 1984). Поэтому, хотя семантическое программирование не имеет прямой свя­зи с языковомым уровнем порождения высказываний, генетически оно зави­сит от последнего. Кроме того, известно, что в процессе программирования высказываний происходит постоянное взаимодействие между уровнями, как прямое, так и обратное (АхутинаТ. В., 1989, Зимняя И. А., 2001, Залевская А. А., 1999). Если у ребенка отсутствует возможность продуцировать сложные син­таксические конструкции, имеется дефицит словаря, ограничивающий возмож­ности вербального кодирования смыслов и значений, происходит упрощение смысловой и семантической программы. Это особенно ярко наблюдается у детей с недоразвитием речи. Аналогичные явления описаны применительно к ситуациям несовершенного владения иностранным языком (Залевская А. А., 1999). Смысловое и семантическое программирование имеет непосредствен­ное отношение не только к порождению предложений, высказываний, но и к текстообразованию. По-видимому, квантование смысла всего высказывания, текста происходит преимущественно в процессе семантического программи­рования. Этот процесс тесно взаимодействует с возможностями и ограниче­ниями языкового программирования. В раннем возрасте, например, тексты настолько свернуты, что равняются высказыванию. В ходе развития расшире­ние возможностей смыслового и семантического программирования стиму­лирует прогресс в языковом программировании и отчасти является важной детерминантой его развития (Брунер Ж., 1984, Слобин Д., 1984). Пока на семантическом уровне у ребенка не сформируется способность выражать опре­деленные логические связи и отношения (например, каузальные, атрибутив­ные), соответствующие формально-грамматические конструкции в экспрес­сивной речи не появляются.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.