Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям



На третьем этапе обучения у детей с недоразвитием интеллекта продолжается формирование элементарных математических представлений. Оно проводится учителем-дефектологом в процессе групповых и индивидуальных занятий. Математические представления активно используются и закрепляются на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. В отличие от прямого обучения на занятиях по элементарной математике, на предматематических занятиях происходит накопление чувственного и информативного опыта. Не менее важно и опосредованное обучение в играх, в досуговых мероприятиях, в процессе организации и проведения различных праздников.

Формирование элементарных математических представлений проводится на комплексной основе с развитием самых разнообразных видов деятельности. Поэтому на третьем этапе педагоги большое внимание уделяют дидактическим играм и разнообразным игровым упражнениями с математическим содержанием: игры с водой, песком, различными сыпучими материалами, бумагой, предметами, плоскостными и объемными моделями, многофункциональные дидактические игры. Таким образом, на третьем этапе игровая (дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры), трудовая (ручной и хозяйственно-бытовой труд), конструктивная и изобразительная деятельность детей направлена на расширение, уточнение и закрепление элементарных математических представлений.

Основные задачи

На третьем этапе предматематического образования детей с нарушенным развитием в качестве основных выступают следующие задачи:

§ совершенствование совместных действий детей и взрослых в играх и игровых упражнениях с математическим содержанием; дальнейшее обучение обыгрыванию предметов, действиям с ними в играх с математическим содержанием;

§ дальнейшее обучение действиям по образцу, по словесной инструкции;

§ совершенствование навыков пользования способами проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;

§ обучение моделированию различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности, с помощью пантомимических средств (показ руками, пантомимические движения — длинный/короткий, высокий/низкий и т. п.) на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, их моделей;

§ расширение ориентировочных действий, формирование умения предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

§ дальнейшее формирование у детей некоторых общих принципов счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете; понимание детьми принципа «один к одному», то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное;

§ понимание итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана; умение считать объекты в любом порядке;

§ формирование представлений о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов, составляющих множество, в играх и игровых упражнениях;

 

§ дальнейшее обучение образованию последующего числа добавлением одного предмета к группе, предыдущего — удалением одного предмета из группы;

§ совершенствование элементарных счетных действий с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

§ формирование операционально-технической стороны деятельности: действий одной и двумя руками (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);

§ совершенствование зрительно-двигательной координации, обучение прослеживанию взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;

§ знакомство детей с количеством в пределах пяти;

§ обучение узнаванию цифр 1, 2, 3, 4, 5 и соотношению их с соответствующим количеством пальцев и предметов; изображению цифр 1, 2, 3, 4, 5 (рисованию, конструированию, лепке и т. п.);

§ обучение называнию цифрового ряда, выкладыванию цифр в определенной последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений;

§ обучение решению задач-драматизаций и задач-иллюстраций на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах двух-пяти;

§ дальнейшее развитие умений определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);

§ обучение перемещению различных предметов вперед и назад по горизонтальной плоскости (по столу, по полу) по образцу и по словесной инструкции;

§ обучение соотношению плоскостных форм и пространственных фигур в процессе игр и игровых упражнений;

§ дальнейшее обучение образованию множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировке предметов в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, треугольники-крыши, прямоугольники-кирпичики), по величине (большой/маленький, широкий/узкий, высокий/низкий, толстый/тонкий, длинный/короткий); по количеству (в пределах пяти);

§ дальнейшее обучение выбору геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма-крыша, круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а также определению формы предметов в бытовом окружении;

§ дальнейшее формирование представлений о времени: по наиболее характерным признакам (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать, называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (весна, лето, осень, зима) и части суток (утро, день, вечер, ночь);

§ дальнейшее формирование операционально-технических навыков: расставлять фигурки в ряд, брать по одной игрушке, картинке и т. п.

 

Содержание обучения

Количественные представления:

§ обозначение общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождая обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах;

§ счет объектов в любом порядке;

§ состав числа в пределах трех-пяти;

§ сравнение двух групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах двух-пяти;

§ вырезание кружков, полосок, квадратов в количестве, соответствующем словесной просьбе взрослого или результату пересчета предметов предъявленного множества (столько же, сколько), с помощью взрослого и самостоятельно;

§ задачи-драматизации и задачи-иллюстрации с открытым и закрытым результатом на сложение и вычитание в пределах пяти с использованием наглядного материала, сюжетно-дидактические игры «Магазин», «Аптека», «Почта», «Кукольный театр» и др.

Представления о форме:

§ игры с различными строительными наборами (например, «Детская площадка», конструктор Lego, «Цвет и форма» и др.); выполнение по образцу, данному взрослым, простейших конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу;

§ группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, четырехугольные призмы-кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники);

§ соотнесение плоскостных и пространственных фигур (игры «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?» и т. д.);

§ воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (с помощью взрослого и самостоятельно);

§ идентификация и выделение предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, четырехугольные призмы-кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники);

§ конструирование квадрата, треугольника, прямоугольника, простейших фигур (дом, елка, забор и т.п.) из палочек разной длины, счет палочек.

Представления о пространстве:

§ стороны: верх, низ, право, лево; показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов (повязка-ленточка на правой руке, значок-сердечко с левой стороны и т. п.);

§ выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога;

§ дифференциация слов, обозначающих направление движения (вверх/вниз, вперед/назад), выполнение действий по инструкциям, включающим эти слова;

§ раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины (совместные действия, действия по подражанию).

Временные представления:

§ простейшие явления погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), наблюдения за изменениями в природе;

§ контрастные времена года: лето и зима, весна и осень;

§ части суток, соотнесение названий частей суток с соответствующими картинками, стихотворениями, потешками и песенками;

 

§ изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук — постукивание по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т. п.;

§ астрономические символы: солнце, луна, звезды в окружающем пространстве и на иллюстрациях;

§ имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности — по словесной инструкции;

§ рисование по внутренним и внешним трафаретам изображений солнца, луны, звезд, туч, облаков;

§ выражение с помощью пантомимических средств характерных признаков частей суток, времен года (ночь — глаза закрыты, руки под щекой, ребенок спит; день — ребенок прыгает, изображает какое-то действие; зима — сжался от холода; лето — раскрылся навстречу солнцу и т. п.);

§ выходные дни недели, первый день после выходного, по возможности, остальные дни недели (данная работа ведется индивидуально с каждым ребенком, по мере усвоения материала).

Представления о величине:

§ условные мерки (полоски бумаги, ленточки, тесемка);

§ предметы разной величины: большой/маленький, больше/меньше, длинный/короткий, длиннее/короче, широкий/узкий, шире/уже, высокий/низкий, выше/ниже, толстый/тонкий, толще/тоньше. Приемы проверки: наложение и приложение;

§ раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (совместные действия, действия по подражанию) изображений различной величины;

§ представления об относительности величины в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений (транзитивность величины).

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Игры с Монтессори-материалом: «Красные штанги» (величина, количество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), Металлические (пластмассовые) вкладыши» (форма, величина).

Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Счетное домино», «Геометрическое домино», «Дома разной высоты», «Волшебные замки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Уникуб» и т. п.

Сюжетно-дидактические игры: «Магазин школьных принадлежностей» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество), «Веселый зоосад» (количество, величина), «Аптека» (количество), «Почта» (количество, величина, цвета); пальчиковый театр: «Волк и козлята» (количество, пространственная ориентировка), «Волшебные кубики, конусы, цилиндры и шары» (пространственная ориентировка, количество, форма и т. п.); театр на рукавичках: «Веселые рукавички» (количество, форма, пространственная ориентировка) и т. п.; театр кукол бибабо: «Репка» (пространственная ориентировка), «Лиса и зайцы» (пространственная и временная ориентировка, количество), «Семейка ежей» (пространственная ориентировка, величина, количество) и т. п.

Игры-драматизации: «Снеговики и солнце» (количество, временные представления), «Ежи и грибы» (количество, пространственные представления), а также разнообразные игры с использованием народных песенок и потешек, стихотворений, кумулятивных и авторских сказок.

Игры-пантомимы, этюды: «Падающие листья» (количество, величина, ритм, временные представления, пространственные представления), «Солнце и луна», «Земля в разные времена года» (временные представления), «Ветер, ветер...» (времена года), «Солнечные зайчики» (пространственная ориентировка, количество) и т. п.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.