· Физическое насилие со стороны учителей: Учителя могут наносить побои детям и подросткам в качестве наказания, к примеру за плохо выполненное задание.
· Жестокое обращение и унижение со стороны учителей: Учителя могут кричать на детей или обзывать их.
· Физическое и психологическое насилие со стороны других учеников: Ученики могут избивать ребенка или издеваться над ним.
· Насилие со стороны школьных банд: Во многих школах дети и подростки входят в состав банд, которые враждуют между собой.
· Сексуальное и гендерное насилие: В школе или по дороге из школы девочки, да и мальчики могут подвергаться устным домогательствам, оскорблениям или даже сексуальному насилию. Также насилие часто проявляется в отношении молодых людей, являющихся гомосексуалистами, лесбиянками, бисексуалами или транссексуалами.
Дети своими словами:
«Мой учитель преподает на языке ория, который я не понимаю. Когда он задает мне вопросы, я не могу ответить, потому что не улавливаю, о чем он говорит. Каждый день он унижает меня за это и бьет тряпкой для вытирания доски».
Девочка-туземка, 9 лет, Южная Азия.
«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли. Я отнес эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках. У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях». Он взял папку и выбросил ее в мусор».
Мальчик, Северная Америка.
«Учитель обижает старших девочек, закрывает их в туалете и пытается изнасиловать их, пугая тем, что если они не согласятся, то он снизит им оценки».
Группа девочек, Латинская Америка.
«В нашей школе на окнах весят решетки, в коридорах развешаны видеокамеры, а центральный вход оборудован металлической дверью. Я чувствую себя заключенной и совсем не защищенной. Учителя слишком сильно сгущают краски».
Ученица 11 класса, Европа и Центральная Азия
«Однажды мой отец не смог забрать мою сестру из школы, и ей пришлось возвращаться домой одной. По пути четверо мальчиков приставали к ней, но она не смогла сказать об этом отцу. Она рассказала обо всем мне, но сказать о случившемся отцу не могу даже я».
Ребенок, Южная Азия.
Основные международные законодательства:
В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая Декларация прав человека, которая явилась международным правовым актом, провозгласившим права и свободы человека. По существу основная идея этого документа направлена против насилия над человеческой личностью. Каждый человек (женщины, мужчины, дети) имеет право на жизнь без насилия.
В 1959 году ООН приняла как продолжение Декларации прав человека основополагающий международный документ «Декларация прав ребенка», в котором объявлено, что ребенку принадлежат все права, указанные в Декларации прав человека.
В 1991 году ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая явилась международным документом, определявшим приоритетные права ребенка и провозгласившим их.
Конвенция ООН:
Статья 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты.
Статья 5 — никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим собственное достоинство обращению и наказанию.Начало формы
Статья 6 — обеспечивает в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка.
Статья 16 — обеспечивает защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательства на его честь и репутацию.
Статья 24 — обеспечивает меры по борьбе с болезнями и недоеданием.
Статья 27 — признает права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статья 34 — обеспечивает защиту ребенка от сексуального совращения.
Статья 37 — обеспечивает защиту ребенка от других форм жестокого обращения
Статья 39 — предусматривает меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
В России пока нет отдельных законов о предотвращении любого насилия. Два международных документа, действующих на территории РФ — Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, — имеют декларативный характер. Российское государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан. Эти нормативные акты направлены не на предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося и начинают действовать после факта совершения насилия.
Рассмотрев проблему насилия на индивид, мы можем выделить плюсы и минусы данной проблемы.
Некоторые проявления насилия по отношению к детям именно в воспитательном процессе, может иметь положительный характер, как неотъемлемая часть воспитания. Но проявление такого насилия должно быть абсолютно контролируемым, не выходящим за рамки педагогического процесса, для достижения положительного результата. Минусы насилия в воспитании очевидны, так как всегда существует опасность нанесения различного рода вреда на воспитанника.
А проявление насилия в социальной среде считаем абсолютно недопустимой, так как пользы обществу она не приносит.