Чеканка - это обработка листового металла с помощью чеканов, которые представляют собой металлические стержни с различной формой рабочей поверхности.
Для переноса рисунка с бумаги на металл используют канфарники, с помощью которых также выполняют отделку фона точками (канфарение). Для нанесения контуров рисунка используют расходники.
Лощатники предназначены для выравнивания плоскостей и создания фона. т.е. лощатниками осаживают (опускают) фон.
Пурошники (с выпуклой сферической головкой) и бобошники (с округлой продолговатой в форме боба головкой) применяют для получения округлых углублений или выпуклостей.
Для создания сферических выступов применяют трубочки.
Рисунчатые чеканы применяют для отделки фона.
В качестве ударного инструмента применяют специальные чеканочные молотки с плоской рабочей поверхностью (квадратного или круглого сечения) и сферическим задком. Кроме металлических чеканов и молотков применяют деревянные из древесины твердых пород. Для чеканочных работ применяют медь, латунь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 мм до 2 мм.
От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (притом деревянные) употребляются редко.
Стойны вбивают в наземные деревянные чурбаки и используют как подкладной инструмент при выколотке. Кобылины используют при работе сидя, подкладывая их под себя.
Процесс чеканки начинают с насмолки заготовки листа. Для этого горелкой или паяльной лампой разогревают песочно-смоляную смесь с добавкой воска и канифоли и накрывают заготовкой листа, приготовленного для выколотки. На насмоленный лист наносят тонкий слой белил или меловой смеси и через копировальную бумагу переводят заготовленный рисунок, пробивая контур рисунка канфарником, а затем расходником. Следующая операция - выравнивание фона вокруг рисунка с помощью лощатников. По мере нагартовки (упрочнения) листа его отжигают, нагревая паяльной лампой. В процессе нагрева сгорают остатки смолы, а металл вновь приобретает нужную пластичность.
Подъем рельефа или предварительная выколотка, проводится с обратной стороны на резине или на мешке с песком. Отдельные участки рельефа выколачивают на деревянной доске или на листовом свинце. После выколотки рельефа и выравнивания фона лист снова отжигают, очищают и готовят к вторичной насмолке (с обратной стороны). Окончательная проработка рельефа (с лицевой стороны) заключается в детальной прочеканке всех элементов общей композиции и отделке всех поверхностей.
Басма
Басменное тиснение заключается в формовке тонких листов металлической фольги на простых подкладных штампах.
Матричная доска (подкладной штамп) изготавливается из металла, камня или дерева с рельефом на одной стороне высотой 2-5 мм. Металлические доски получают литьем, на деревянных и каменных рельеф получают резьбой с помощью зубильцев, штихелей, сверел и шлифовальных кругов. Тиснение басмы выполняется в следующей последовательности: на матрицу 2 накладывают листовой хорошо отожженный металл (фольгу) толщиной 0,2-0,5 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину 3 и наносят по нему удары деревянным молотком или сжимают весь комплект на прессе или в тисах. После тиснения заготовку с рельефом снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф.
Давильные работы
Давильные или накатные операции (обкатка) выполняются на специальных станках при вращательном движении заготовки (детали), а в ряде случаев и деформирующего инструмента. На давильных станках выполняют следующие операции: выдавливание пустотелых деталей, являющихся телами вращения, выдавливание узких горловин на цилиндрических заготовках, обрезка и завивка кромок.
Сборочные операции
Сборочные операции выполняют для изготовления изделий из отдельных заготовок, полученных различными способами. В процессе сборки могут быть получены как разъемные, так и неразъемные соединения. Для разъемных изделий более всего используются резьбовые и фальцегибочные соединения. В целом соединение изделий выполняется с помощью резьбы, сварки, склейки, клёпки, пайки, а также фальцегибки.
Отделочные операции
Готовые изделия на завершающем этапе подвергаются декоративной отделке. Это, прежде всего, шлифование с помощью абразивных материалов, выполняемое как вручную, так и с применением различного оборудования. Часто отшлифованное изделие подвергают полированию с применением специальных паст, в которые могут входить мел, известь, окись хрома, окись алюминия и др. После полирования на металле возникает интенсивный блеск. Чтобы придать изделию декоративный вид, а также защитить его от коррозии, его покрывают защитной пленкой - декорируют. Чаще всего декорирование заключается либо в патинировании, либо оксидировании. Патинирование латуни, при котором изделие получает коричневый или черный цвета, выполняется с помощью раствора: 1 л воды, 60 г тиосульфата натрия, 5 г кислоты (азотной, серной, соляной). Патинирование меди, при котором изделие получает черный или серый цвета, выполняется в водном растворе «серной печени» (1 часть порошковой серы + 2 части поташа + смесь расплавить).
Декорирование стали в синий цвет выполняют в водном растворе гипосульфита натрия и уксуснокислого свинца (1 л воды + 150 г гипосульфита + 40-50 г уксуснокислого свинца).
Нередко изделия декорируют соком растений. Одно из таких растений - чистотел (желтомолочник). Это растение применяют для чернения и травления мелких ювелирных изделий из различных металлов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Навроцкий А.Г. Художественная ковка. - М: Высшая школа, 1995.
2. Ледзинский B.C., Теличко А.А. и др. Современная художественная ковка. - М.: Металлургия, 1994.
3. Брюханов А.Н. Ковка и объемная штамповка. - М.: Машгиз, 1960.
4. Холодная объемная штамповка. - Справочник. / Под ред. ГА. Навроцкого.– М.: Машиностроение, 1973.
5. Ковка и штамповка цветных металлов. - Справочник. - М.: Машиностроение, 1972.
6. Исупов В.С. Технология художественной обработки листовых металлов. – М.: Металлургиздат, 2004.