Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чеканка, дифовка, выколотка



Чеканка - это обработка листового металла с помощью чеканов, которые представляют собой металлические стержни с различной формой рабочей поверхности.

Для переноса рисунка с бумаги на металл используют канфарники, с помощью которых также выполняют отделку фона точками (канфарение). Для нанесения контуров рисунка используют расходники.

Лощатники предназначены для выравнивания плоскостей и создания фона. т.е. лощатниками осаживают (опускают) фон.

Пурошники (с выпуклой сферической головкой) и бобошники (с округлой продолговатой в форме боба головкой) применяют для получения округлых углублений или выпуклостей.

Для создания сферических выступов применяют трубочки.

Рисунчатые чеканы применяют для отделки фона.

В качестве ударного инструмента применяют специальные чеканочные молотки с плоской рабочей поверхностью (квадратного или круглого сечения) и сферическим задком. Кроме металлических чеканов и молотков применяют деревянные из древесины твердых пород. Для чеканочных работ применяют медь, латунь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 мм до 2 мм.

От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (притом деревянные) употребляются редко.

Стойны вбивают в наземные деревянные чурбаки и используют как подкладной инструмент при выколотке. Кобылины используют при работе сидя, подкладывая их под себя.

Процесс чеканки начинают с насмолки заготовки листа. Для этого горелкой или паяльной лампой разогревают песочно-смоляную смесь с добавкой воска и канифоли и накрывают заготовкой листа, приготовленного для выколотки. На насмоленный лист наносят тонкий слой белил или меловой смеси и через копировальную бумагу переводят заготовленный рисунок, пробивая контур рисунка канфарником, а затем расходником. Следующая операция - выравнивание фона вокруг рисунка с помощью лощатников. По мере нагартовки (упрочнения) листа его отжигают, нагревая паяльной лампой. В процессе нагрева сгорают остатки смолы, а металл вновь приобретает нужную пластичность.

Подъем рельефа или предварительная выколотка, проводится с обратной стороны на резине или на мешке с песком. Отдельные участки рельефа выколачивают на деревянной доске или на листовом свинце. После выколотки рельефа и выравнивания фона лист снова отжигают, очищают и готовят к вторичной насмолке (с обратной стороны). Окончательная проработка рельефа (с лицевой стороны) заключается в детальной прочеканке всех элементов общей композиции и отделке всех поверхностей.

 

Басма

Басменное тиснение заключается в формовке тонких листов металлической фольги на простых подкладных штампах.

Матричная доска (подкладной штамп) изготавливается из металла, камня или дерева с рельефом на одной стороне высотой 2-5 мм. Металлические доски получают литьем, на деревянных и каменных рельеф получают резьбой с помощью зубильцев, штихелей, сверел и шлифовальных кругов. Тиснение басмы выполняется в следующей последовательности: на матрицу 2 накладывают листовой хорошо отожженный металл (фольгу) толщиной 0,2-0,5 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину 3 и наносят по нему удары деревянным молотком или сжимают весь комплект на прессе или в тисах. После тиснения заготовку с рельефом снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф.

Давильные работы

Давильные или накатные операции (обкатка) выполняются на специальных станках при вращательном движении заготовки (детали), а в ряде случаев и деформирующего инструмента. На давильных станках выполняют следующие операции: выдавливание пустотелых деталей, являющихся телами вращения, выдавливание узких горловин на цилиндрических заготовках, обрезка и завивка кромок.

Сборочные операции

Сборочные операции выполняют для изготовления изделий из отдельных заготовок, полученных различными способами. В процессе сборки могут быть получены как разъемные, так и неразъемные соединения. Для разъемных изделий более всего используются резьбовые и фальцегибочные соединения. В целом соединение изделий выполняется с помощью резьбы, сварки, склейки, клёпки, пайки, а также фальцегибки.

 

Отделочные операции

Готовые изделия на завершающем этапе подвергаются декоративной отделке. Это, прежде всего, шлифование с помощью абразивных материалов, выполняемое как вручную, так и с применением различного оборудования. Часто отшлифованное изделие подвергают полированию с применением специальных паст, в которые могут входить мел, известь, окись хрома, окись алюминия и др. После полирования на металле возникает интенсивный блеск. Чтобы придать изделию декоративный вид, а также защитить его от коррозии, его покрывают защитной пленкой - декорируют. Чаще всего декорирование заключается либо в патинировании, либо оксидировании. Патинирование латуни, при котором изделие получает коричневый или черный цвета, выполняется с помощью раствора: 1 л воды, 60 г тиосульфата натрия, 5 г кислоты (азотной, серной, соляной). Патинирование меди, при котором изделие получает черный или серый цвета, выполняется в водном растворе «серной печени» (1 часть порошковой серы + 2 части поташа + смесь расплавить).

Декорирование стали в синий цвет выполняют в водном растворе гипосульфита натрия и уксуснокислого свинца (1 л воды + 150 г гипосульфита + 40-50 г уксуснокислого свинца).

Нередко изделия декорируют соком растений. Одно из таких растений - чистотел (желтомолочник). Это растение применяют для чернения и травления мелких ювелирных изделий из различных металлов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Навроцкий А.Г. Художественная ковка. - М: Высшая школа, 1995.

2. Ледзинский B.C., Теличко А.А. и др. Современная художественная ковка. - М.: Металлургия, 1994.

3. Брюханов А.Н. Ковка и объемная штамповка. - М.: Машгиз, 1960.

4. Холодная объемная штамповка. - Справочник. / Под ред. ГА. Навроц­кого.– М.: Машиностроение, 1973.

5. Ковка и штамповка цветных металлов. - Справочник. - М.: Машино­строение, 1972.

6. Исупов В.С. Технология художественной обработки листовых металлов. – М.: Металлургиздат, 2004.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.