Профессиональная социализация – это социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности. Модель процесса профессиональной социализации социологов основана на системном подходе. Процесс профессиональной социализации социологов включает в себя следующие элементы:
профессиональная предрасположенность, ресурсы, деятельность, коммуникации, идентичность, информированность, компетентность, активность, культура, мышление. Данные элементы функционируют на довузовском, вузовском, поствузовском этапах, на этапе трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования социологических компетенций. В ходе профессиональной социализации могут осваиваться роли академического или прикладного социолога. Выделяются низкий, средний и высокий уровни профессиональной социализации, в зависимости от этого формируются ее неполная или полная формы. На данный процесс влияют объективные и субъективные факторы.
Основными институтами и агентами профессиональной социализации социологов являются: государство, образовательные учреждения (школа, вуз), профессиональное социологическое сообщество, работодатели, службы занятости, СМИ (общие и профессиональные), референтные группы.
2. Профессиональная социализация советских социологов протекала в основном на этапе трудоустройства, при отсутствии института высшего социологического образования. Для этого периода характерны: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности; прохождение профессиональной социализации в ходе проведения многолетних прикладных исследований; практика наставничества; высокая степень востребованности социологов на производстве; социальный заказ на социологические разработки; объединение социологов в лаборатории для всесоюзных социологических исследований; дефицит квалифицированных кадров.
3. В настоящий момент профессиональную социализацию социологов за рубежом характеризует целый ряд особенностей: осознанная мотивация к профессиональной деятельности у абитуриентов; своеобразие подготовки социологов, обусловленное спецификой национальной системы образования; недостаточная подготовка в области прикладной социологии; ориентация на трудоустройство в академическую социологию; престижность профессии; высокий уровень оплаты труда и спроса на данных специалистов.
Особенностями довузовского этапа профессиональной социализации в современной России являются: несформированность у большинства школьников ярко выраженных профессиональных предпочтений; низкий уровень информированности абитуриентов о профессии социолога. На вузовском этапе основной массе студентов-социологов присущи:
невысокий уровень подготовки в области прикладной социологии;
ориентация студентов на участие в исследовательских проектах преимущественно на коммерческой основе; слабо выраженные профессиональные интересы к конкретным отраслям социологического знания. На поствузовском этапе профессиональной социализации у большинства социологов наблюдается: низкий уровень профессиональной рефлексии и мотивации; формальность обучения в аспирантуре и докторантуре; трудовая занятость в ущерб научной работе. Для этапа трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования профессиональных компетенций характерны: ощутимый для профессии уход специалистов-социологов в смежные сферы и приток большого количества непрофессионалов; стремление продолжать профессиональную социализацию в русле прикладной социологии и маркетинговых исследований; низкий уровень оплаты труда и финансирования мероприятий по повышению квалификации социологов.
4. На основе анализа экспертных оценок выявлены пути решения проблем профессиональной социализации современных российских социологов. Среди общих мер, рекомендованных экспертами, следует выделить: для старших школьников – организацию общегородских школ, лагерей, совместных малых предприятий и НОУ; для студентов – внедрение и развитие интернет-конференций, вебинаров; для аспирантов – материальное содействие защитам диссертаций, выделение жилплощади молодым специалистам; проведение мониторингов рынка труда и удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой и деятельностью специалистов. Эксперты также предложили и ряд специфических мер, ориентированных на преодоление проблем, возникающих в процессе профессиональной социализации социологов:
организация школьной социологической службы; углубленное изучение разделов социологии в курсе обществознания учащимися профильных классов; усиление подготовки студентов по методам прикладных исследований, SPSS, иностранному языку, статистике; привлечение в вузы социологов-практиков; повышение уровня информированности органов государственного и муниципального управления, а также работодателей о профессиональной деятельности социологов.
По мнению трети экспертов ФГОС 3-го поколения направлен на решение ряда существующих проблем, однако, вузы, факультеты, кафедры и преподаватели во многом не готовы к внедрению предъявляемых требований.
Планирование и управление карьерой
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.
Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже.
Карьерная линия
У сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Управление деловой карьерой
Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.
Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.
Планирование деловой карьеры
Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.
При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.
Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.
Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.
Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:
не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю;
расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной;
познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов своей семьи, друзей);
составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий; помните, что все в жизни меняется (вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда), оценить эти изменения — важное для карьеры качество;
ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;
думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.
Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы.
Содержание личного жизненного плана карьеры руководителя, состоящего из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности.
В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры.
Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации.
Движение персонала по профессиональной лестнице
Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.
Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.
Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.
В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.
Продвижение персонала состоит из следующих процедур:
Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.
Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.
Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.
Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.
Исходными данными для организации движения персонала являются:
модели служебной карьеры;
решение аттестационной комиссии;
философия предприятия;
штатное расписание предприятия;
должностные инструкции;
личные дела сотрудников;
приказы директора по кадровым вопросам;
трудовые договоры сотрудников, положение об оплате труда.
Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно — по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.