Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональная социализация



Профессиональная социализация – это социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности. Модель процесса профессиональной социализации социологов основана на системном подходе. Процесс профессиональной социализации социологов включает в себя следующие элементы:

профессиональная предрасположенность, ресурсы, деятельность, коммуникации, идентичность, информированность, компетентность, активность, культура, мышление. Данные элементы функционируют на довузовском, вузовском, поствузовском этапах, на этапе трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования социологических компетенций. В ходе профессиональной социализации могут осваиваться роли академического или прикладного социолога. Выделяются низкий, средний и высокий уровни профессиональной социализации, в зависимости от этого формируются ее неполная или полная формы. На данный процесс влияют объективные и субъективные факторы.

Основными институтами и агентами профессиональной социализации социологов являются: государство, образовательные учреждения (школа, вуз), профессиональное социологическое сообщество, работодатели, службы занятости, СМИ (общие и профессиональные), референтные группы.

2. Профессиональная социализация советских социологов протекала в основном на этапе трудоустройства, при отсутствии института высшего социологического образования. Для этого периода характерны: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности; прохождение профессиональной социализации в ходе проведения многолетних прикладных исследований; практика наставничества; высокая степень востребованности социологов на производстве; социальный заказ на социологические разработки; объединение социологов в лаборатории для всесоюзных социологических исследований; дефицит квалифицированных кадров.

3. В настоящий момент профессиональную социализацию социологов за рубежом характеризует целый ряд особенностей: осознанная мотивация к профессиональной деятельности у абитуриентов; своеобразие подготовки социологов, обусловленное спецификой национальной системы образования; недостаточная подготовка в области прикладной социологии; ориентация на трудоустройство в академическую социологию; престижность профессии; высокий уровень оплаты труда и спроса на данных специалистов.

Особенностями довузовского этапа профессиональной социализации в современной России являются: несформированность у большинства школьников ярко выраженных профессиональных предпочтений; низкий уровень информированности абитуриентов о профессии социолога. На вузовском этапе основной массе студентов-социологов присущи:

невысокий уровень подготовки в области прикладной социологии;

ориентация студентов на участие в исследовательских проектах преимущественно на коммерческой основе; слабо выраженные профессиональные интересы к конкретным отраслям социологического знания. На поствузовском этапе профессиональной социализации у большинства социологов наблюдается: низкий уровень профессиональной рефлексии и мотивации; формальность обучения в аспирантуре и докторантуре; трудовая занятость в ущерб научной работе. Для этапа трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования профессиональных компетенций характерны: ощутимый для профессии уход специалистов-социологов в смежные сферы и приток большого количества непрофессионалов; стремление продолжать профессиональную социализацию в русле прикладной социологии и маркетинговых исследований; низкий уровень оплаты труда и финансирования мероприятий по повышению квалификации социологов.

4. На основе анализа экспертных оценок выявлены пути решения проблем профессиональной социализации современных российских социологов. Среди общих мер, рекомендованных экспертами, следует выделить: для старших школьников – организацию общегородских школ, лагерей, совместных малых предприятий и НОУ; для студентов – внедрение и развитие интернет-конференций, вебинаров; для аспирантов – материальное содействие защитам диссертаций, выделение жилплощади молодым специалистам; проведение мониторингов рынка труда и удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой и деятельностью специалистов. Эксперты также предложили и ряд специфических мер, ориентированных на преодоление проблем, возникающих в процессе профессиональной социализации социологов:

организация школьной социологической службы; углубленное изучение разделов социологии в курсе обществознания учащимися профильных классов; усиление подготовки студентов по методам прикладных исследований, SPSS, иностранному языку, статистике; привлечение в вузы социологов-практиков; повышение уровня информированности органов государственного и муниципального управления, а также работодателей о профессиональной деятельности социологов.

По мнению трети экспертов ФГОС 3-го поколения направлен на решение ряда существующих проблем, однако, вузы, факультеты, кафедры и преподаватели во многом не готовы к внедрению предъявляемых требований.

Планирование и управление карьерой

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.

Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже.

Карьерная линия

У сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Управление деловой карьерой

Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Планирование деловой карьеры

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:

не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю;

расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной;

познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов своей семьи, друзей);

составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий; помните, что все в жизни меняется (вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда), оценить эти изменения — важное для карьеры качество;

ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;

думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы.

Содержание личного жизненного плана карьеры руководителя, состоящего из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности.

В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры.

Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации.

Движение персонала по профессиональной лестнице

Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.

Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.

В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.

Продвижение персонала состоит из следующих процедур:

Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.

Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.

Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Исходными данными для организации движения персонала являются:

модели служебной карьеры;

решение аттестационной комиссии;

философия предприятия;

штатное расписание предприятия;

должностные инструкции;

личные дела сотрудников;

приказы директора по кадровым вопросам;

трудовые договоры сотрудников, положение об оплате труда.

Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно — по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.