Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Периоды смены. Алгоритмы работы вожатого в разные периоды смены

Периоды смены

Динамика развития смены

1. оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.

2. основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:

§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.),

§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)

§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия

3. завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. у каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс: задействуя таких детей на общелагерные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.

Организационный период

Основная цель этого периода — адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.


Задачи:

§ Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

§ Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

§ Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

§ Определение места (статуса) в коллективе;

§ Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

§ Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

§ Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Предлагаемые формы работы:

§ Игры на знакомство;

§ Экскурсия по лагерю;

§ КТД;

§ Формы работы с группами переменного состава;

§ Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;

§ Установление традиций в отряде.

Уровень отряд-ребенок:

§ преодоление стресса от смены обстановки

§ организация группировок, распределение в них ролей

§ принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)

§ сплочение отряда, осознание коллективом себя

§ преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)

Уровень вожатый:

§ формулирование задач и методов их решений

§ формулирование этических норм существования в отряде и лагере

§ подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха

§ позиционирование вожатого

§ оценка приехавших детей

§ анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними

§ формулирование законов существования в отряде и этических норм

§ ввод отряда в состояние успеха

§ подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм

§ отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)

§ преодоление срыва отряда

Советы вожатому:

§ до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров) (если такое есть в лагере);

§ лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;

§ индивидуальные беседы проводите только наедине;

§ больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;

§ больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;

§ трудную работу — лучшим;

§ название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;

§ дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

Основной вид деятельности вожатого:

§ Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря

Отрядная работа:

§ Огонёк знакомства, игры, оргсбор, тематические беседы, турниры, конкурсы, оборудование отрядного места...


Оргпериод - это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

В этот период только формируется актив отряда, происходит выявление лидеров, распределение ролей. Поэтому основные функции пока придется взять на себя вожатому. Поскольку основные механизмы работы отряда еще не сформированы, необходимо постоянно контролировать все этапы деятельности отряда, не пускать все на самотек, всегда находиться рядом.

В оргпериод необходимо ориентироваться на отрядную (внутриотрядную) деятельность, формирование отряда, как сплоченного коллектива, готового и способного эффективно работать.

В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены, не страшно, если план будет меняться в зависимости от ситуации. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.


Показатели успешной работы.

1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.

2. Все знают имена друг друга.

3. Знают территорию.

4. Обеспечена узнаваемость отряда.

5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.

6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.

7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.

 

Основной период смены

Задачи:

§ Моделирование ситуации успеха;

§ Предоставление свободы выбора;

§ Создание положительного эмоционального настроя;

§ Создание условий для активности ребенка;

§ Поддержание положительного эмоционального настроя;

§ Организация взаимодействия;

§ Поддержание групповых норм.


Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:

§ создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;

§ развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;

§ создать условия для работы органов соуправления;

§ корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:

§ организовать коллективно-творческую деятельность;

§ создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;

§ показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;

§ корректируются межличностные и коллективные отношения.

Предлагаемые формы работы:

§ Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;

§ Совместное планирование, проведение дел;

§ Организация равноправного диалога с детьми;

§ Совместное обсуждение возникающих проблем.

Уровень вожатый:

§ поддержание «туннеля реальности»

§ решение личностных проблем ребенка

§ решение задач его личностного роста

§ подтверждение этических установок, заданных в отряде

§ поддержание вожатых в состоянии успеха

§ формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе

Основной вид деятельности вожатого:

§ Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период

Отрядная работа:

§ Вечерние мероприятия, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы...

Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на

§ отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),

§ межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и

§ лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).

Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.

На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.


Показатели успешной работы.

1. Способность к оценке деятельности и самооценке.

2. Достаточно много лидеров.

3. Не должно быть замкнутых групп.

4. Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.

Заключительный (итоговый) период смены

 

Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой.

Вожатый в это время - работает по намеченному ранее плану; привлекает к коллективным делам каждого ребёнка; продумывает программу прощального вечера.

Задачи:

§ Организация подведения итогов смены;

§ Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);

§ Реализация вышеперечисленных знаний и умений;

§ Организация личной рефлексии;

§ Организация групповой рефлексии.

Предлагаемые формы работы:

§ Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение;

§ Выставки творческих работ;

§ Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).

Уровень вожатый:

§ психологическая подготовка ребенка к завершению смены

§ завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни»)

§ вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь»)

§ подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд

§ отъезд

Основной вид деятельности вожатого:

§ Пожинание «плодов» организованной работы

Отрядная работа:

§ Конкурсы творческих дел, прощальный отрядный огонёк...


Итоговый период - это период подведения итогов смены. Ребята активно применяют полученные знания, умения и навыки.

Наибольшим успехом пользуются общелагерные дела, в том числе и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль вожатого становится второстепенной, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать.

Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.

Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.


Показатели успешной работы.

1. Уверенность в своих силах.

2. Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

3. Есть тенденция к творческому отношению к делам.

4. Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.

 

 

Динамика смены

  Организационный период (3-4 дня) Основной период (14 дней) Заключительный период (1-3 дня)
Характеристика Поведение ребенка: для фазы ориентации слабые количественные связи, эмоциональный всплеск, резкий спад Более крепкие связи; атмосфера самовыражения; эмоциональная стабильность, проблемное поведение детей; Потребность в расширении количественных связей (межотрядных), фаза расставания, нестабильность.
Педагогические задачи Знакомство; создание психологически безопасной атмосферы; формирование ценностей и правил; создание отряда; поддержание позитивного эмоционального подъема; Введение дополнительных состязаний (учеба, труд); создание условий для индивидуального развития, возможность выбора активности; рефлексия, раскачивание эмоциональной прямой; Создание условий для конструктивного расставания, общелагерного взаимодействия; подведение личных и командных итогов; анализ всей смены; эмоциональная стабилизация;
Преобладающая деятельность Коллективно-отрядная; минимум соревновательности; участвует весь отряд; нет конкурса; 1) индивидуальная деятельность; 2) групповая; временные группы по интересам; 3) командные первенства; 4) личные первенства; 5) конкурсы групп;   Коллективно-общелагерная; групповая; мотивация дружбы; без конкурса. Количество свободного времени в день. 0.5 - 1 ч.; 1.5 - 2 ч., для того, что бы поделиться впечатлениями; 1-1.5 ч.,
Примеры общественных активностей Испытание отрядов игровыми шоу; акция «Мы здесь живем», ажиотаж; Стартин; Кубок вызова; фестиваль искусств; акция «Мы строим город»; «Зарница», «Олимпийские игры», ярмарки; упражнения на проектную деятельность. Игры детей против взрослых; Обнималки; прощальный концерт; прощальные ритуалы; экспресс газета;

 

 

Критические точки

КРИТИЧЕСКИЕ ТОЧКИ


Сперва кратко. Кризисы

§ Кризис 3 дня – неоправданные ожидания

§ Кризис 7 дня – усталость от однообразия

§ Кризис 9 дня – кризис одиночества, формирование групп

§ Кризис 13 дня – передел власти, бунт стариков

§ Кризис 17 дня – старики-всезнайки

§ Кризис 19 дня – страх расставания


Кризис - несоответствие между возможностями и желаниями. Может или затянуться и превратиться в конфликт, или человек выйдет на новый уровень развития т.е. качественный скачок после количественных накоплений. Бояться не нужно, нужно управлять. О кризисах есть много теорий. Одна из них говорит о том, что кризисы совпадают с рядом чисел Фибаначчи (ряд чисел где каждое последующее число есть сумма двух предыдущих): 1,2,3,5,8,13,21,34,55 - и сначала. Кстати, если присмотреться, то и жизнь человека идет по этим же числам. Точно такие же кризисы происходят в лагерной смене (в днях), и в жизни клуба (в годах).


1-2 день.( Личностный уровень) В этот период ребенок видит только себя, его волнуют безопастность, место, еда, расставание с домом, неопределенность.

§ - если все хорошо - "выглядывает наружу".


3-4 - очень сильный кризис. Ребенок, поняв, что кровать у него есть, начинает замечать окружающих. начинается выстраивание отношений и иерархии. И не всегда в его пользу. Возможен конфликт, если детям не предоставляется возможность проявить себя (хоть в чем-то, хоть "кто дальше плюнет" ) т.е. если вожатый продолжает жестко лидировать. Ребенок должен найти свою "нишу", где он будет лучше остальных, и мы должны ему в этом помочь. Кстати в этот период дети пишут много "слезных" писем домой, о которых потом и не помнят. Лучше их от этого удержать. И еще нужно много интересных дел на общение в этот день. Отряд начинает позиционироваться единым коллективом, в котором каждый должен занять определенную «нишу». Особенность заключается в том, что на этом этапе не группа принимает ребенка, а он сам должен заявить о себе, продемонстрировать некую уникальность своей личности. Соответственно требуются любые игры, мероприятия, КТД, где ребенок может почуствовать именно себя звездой, и обязательно разноплановые, ведь один эрудит, другой рукодельник, третий спортсмен, поэтому деятельность как можно разообразнее.

§ - в случае успешного прохождения кризиса, ребенок выходит на следующий уровень - микрогрупповой.


8-9 день. (Микрогрупповой уровень). У детей возникает вопрос: Как, почему, зачем все это делается? Если вожатый не вводит в программу, то он провоцирует конфликт. Также ребенка могут не устраивать отношения в группе. Это также период созидательной деятельности, у ребят активное желание сделать что-то самим, если не дать возможности произойдет конфликт. Ну тут уж конечно активизация ЧТП, ну а на лагерь запускаем игру ролевую, веревочный курс и т.д.


8-10 день Возможен конфликт между мальчиками и девочками. (т.е. уже новый под-уровень). Можно устроить праздник, бал, подарки друг другу, костерчик какой-то где костровое мальчики делают, а девочки сюрприз.


13-16 день. Кризис! Точка передачи власти от вожатого детям. Но возможны трудности:

1. Дети уже готовы выйти на уровень самостоятельной активности и работы, но лидер продолжает подавлять;

2. Обратное - нежелание или неготовность ведомого взять на себя навязанное ему лидерство.

Конфликт возникает при неготовности ведущих ребят и педагогов занимать позицию консультантов. Необходимо совместное дело, на котором ребята смогли бы поверить в свои силы и самоутвердиться.

§ - начало выхода на группу ( естественно, при нормальном развитии ).


21 день. ( Групповой уровень ). Возможен сильный конфликт!!! Он возникает, если лидер (вожатый) не дает ведомому возможности самореализации или им не были сформированы условия для работы. Дети уже надоели друг другу. Им "тесно" и нужен выход на следующий уровень. Можно , например, разослать их по дружине проводить социологический опрос.

§ - выход на дружину ( макрогрупповой ).


28-30 день. Точка выбора ведомого между ростом и торможением. Выход к решению новых задач или закреплению уже достигнутого. Во многом все это зависит от позиции и направленности вожатого.

§ - выход "в люди", новый уровень, новый набор..

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.