Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональные состояния. Основная причина отклоняющегося поведения, о которой уже много говорилось



Основная причина отклоняющегося поведения, о которой уже много говорилось, — эмоциональная напряженность. Она проявляется в различной степени: от легкой, тонизирующей, вызывающей естественное желание побегать, пошалить, пошкодничать до тяжелой, чреватой глубокими расстройствами и деструктивным поведением (рис. 11). Выделим следующие уровни эмоциональной напряженности:

• легкое эмоциональное возбуждение,

• двигательное беспокойство,

• легкая тревожность,

• тревожность средней степени,

• сильная тревожность,

• запредельная тревожность, депрессия,

• гнетущее чувство лишенности, обездоленности (депривация),

• крушение всех надежд (фрустрация).

Цели отклоняющегося поведения.Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Для нас это очень важное положение. Бесцельного поведения не бывает. Ни одно живое существо не совершает бесцельных действий. То, что не имеет никой цели, не существует. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, мы получаем ключ к пониманию его действий.

Какие же цели девиантного поведения учеников? Главную мы уже определили — попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается ребенком. На поверхности действует множество разнообразных мелких целей. Всем известны такие типы поведения, как шалости, баловство, мелкие нарушения. Их цель — дать разрядку организму, снять накопившееся напряжение, устранить мышечный застой. Обычно такие нарушения прекращаются, как только сожжена избыточная энергия. Они не влекут за собой никакой опасности ни для детей, ни для окружающих и не должны нас беспокоить.

Но если множество мелких целей образуют некую потребность, то на поверхность выступают уже большие цели — стратегии поведения. По общности целей выделены три главные стратегии девиантного поведения: 1) удовлетворение требований; 2) реализация власти; 3) совершение мести.Они заслуживают того, чтобы разобраться в них обстоятельно. Детей с такими стратегиями поведения назовем соответственно требовательными, властными, мстительными. Рассмотрим их намерения и характерные пути достижения своих целей.

Требовательные дети.Детей, отнесенных к данной группе, трудно назвать девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания.

Пути достижения целей: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Такие дети постоянно вертятся возле учителя, лезут «в глаза», задают несущественные и неуместные вопросы единственно с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение учителя. Чтобы на них обратили внимание, выставили перед другими, похвалили, они готовы на все. Часто такие дети ходят в фаворитах у учителей, но настоящей целью их поведения является самовозвышение, а не сотрудничество.

Характерные особенности поведения требовательного ученика:

—хорошее поведение, надежный, постоянный помощник учителя;

—прилежный, старательный;

—назойливый, непостоянный, неуравновешенный, ревнивый;

—способен на мелкие пакости, чтобы отомстить учителю и друзьям «за измену»;

—повышенная тревожность;

—любит приврать, приукрасить события. Коррекция поведения:

1. Внимание требовательному ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Педагог похвалит его работу, обратит внимание других детей, как хорошо выполняется задание. Учитель будет игнорировать любые попытки ребенка обратить на себя внимание (капризы, проявления агрессивности и т. п.). Он спросит: «Не хочешь ли ты, чтобы я был только с тобой?», «Нужно ли мне забыть про всех других детей?»

2. Учитель не покажет своего неудовольствия назойливостью, неуместной настойчивостью ученика.

3. Будет стойким, спокойным, уравновешенным, будет вести себя ровно, предсказуемо, чтобы не дать повода ученику заподозрить его в переменчивости поведения.

4. Учитель будет одинаково внимательно относиться ко всем ученикам, чтобы не давать повода для ревности.

Властные дети.Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся к данной группе, — власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?» С пеленок они уверовали: их любят только тогда, когда им уступают. Свои права они привыкли отстаивать с помощью требований, т. е. крика, повышенных интонаций, отказов от выполнения заданий. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может отказаться от всех и всего. Настаивает на своем. Возражает, часто резко и грубо. Хочет верховодить, взрывается гневом, делает все наоборот. Работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

Видимые признаки поведения:

—ленивый, неопрятный, с плохими манерами;

—недоверчивый, непослушный;

—часто ощетинивается и возражает;

— забывает обещания, не держит слово;

—если сильный физически, то обижает всех, кто слабее;

—если слабый физически, то боится сильных, труслив, уходит от честного поединка, предпочитает действовать обманом. Коррекция поведения:

—не уступать и не бороться. Занять выжидательную, спокойную, дипломатичную позицию. Нащупать слабые места для решительного действия;

—отказаться от авторитарного давления, потому что авторитарная позиция лишь укрепляет желание активного противодействия;

—отказаться от наказаний, поскольку наказания в любой форме усиливают плохое поведение; практиковать индивидуальные этические беседы, показывать на примерах, что право властвовать над другими человеку нужно заслужить. Власть всегда принадлежит старшему, стоящему выше, более образованному, доброму, любящему людей человеку;

—дать свободу, право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Причины такого поведения часто в том, что ребенку не позволяли ни думать, ни действовать самостоятельно;

—создавать ситуации, чтобы властный ребенок сам пострадал от своих необдуманных поступков, применять метод естественных последствий. Возможно, он сам отвыкнет от своих необоснованных претензий;

—учитель не должен позволить втянуть себя в конфликт, когда возникают сложные ситуации, из которых детям самим нужно найти правильный выход;

—учитель относится к каждому с уважением, обращается за помощью: это усиливает у детей веру в собственные силы;

—постоянно искать пути к сотрудничеству;

—только в работе с властными и мстительными детьми можно применять рекомендованный А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.

Мстительные дети.Цель их нестандартного поведения — месть. Всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками (например, заиканием) или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и не будет. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Канючат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?

Характерные особенности поведения:

—замкнутый, понурый, заторможенный;

—нередко с задержкой психического, социального развития;

—делает больно другим, когда ему больно;

—легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы;

—болезненно воспринимает свои поражения и неудачи;

—имеет плохие привычки, скрытые пороки;

—любит оставаться наедине со своими переживаниями;

—уходит от общения;

—подвержен суицидным настроениям.

Коррекция поведения детей данной группы сложная и длительная. Осуществляя ее, учитель будет:

—учить чувствовать таких детей полноценными, формировать комплекс полноценности;

—ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена;

—хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно;

—убеждать и показывать, что любит ребенка таким, какой он есть;

—помогать ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие;

—чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка;

—постоянно повторять: «Я не теряю надежды, что у тебя будет все хорошо!»

Разобраться, с чем в каждом конкретном случае имеет дело учитель, поможет классификация отклоняющегося поведения, В ней в единстве представлены причины, цели, состояния, видимые формы аномального поведения. Дети с одинаковыми нарушениями относятся к общим группам коррекции, для которых составляются целенаправленные методики коррекционного воздействия.

Для работы с детьми

Коррекционные методики

Название: Персональная опека.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция поведения требовательного ребенка.

Оборудование: Не требуется.

Реализация. Известно: в больших дозах все приедается. Даже общение с любимым учителем. Педагог пользуется этим фактом и, отложив все свои самые срочные дела, целую неделю будет заниматься только одним учеником. Будет вести индивидуальную коррекционную работу. В конце недели должно наступить пресыщение общением и ученик сам начнет потихоньку «отставать» от учителя, станет меньше терроризировать его беспричинными требованиями и своей ревностью.

Вариации: Методика используется также для коррекции поведения ребенка, который «ушел», отстранился от учителя. Учитель активно оказывает повышенное внимание ученику, приближает его к себе, опираясь на его интересы.

Обработка результатов: Следить за формой поведения ребенка, за происходящими сдвигами. Выводы из наблюдений занесите в карту коррекции.

Выводы: Когда результат достигнут, восстанавливается нормальное общение.

Коррекционные методики

Название: Поможем другу.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция поведения депрессивного ребенка.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Ребенку депрессивному, неуверенному в себе помогает весь класс. Учитель договаривается с детьми о необходимости хорошего отношения к ученику, открытого дружеского общения в ненавязчивой форме. Учитель рассказывает детям, что человеку трудно, так бывает со всеми, и без помощи окружающих редкий человек может самостоятельно справиться со своими проблемами. При необходимости учитель распределяет основные направления персональной заботы и даже роли детей: одни помогают в учебе, другие в общении со сверстниками, третьи — в отношениях со старшими и т. д.

Вариации: Методика используется для коррекции всех видов отклоняющегося поведения.

Обработка результатов: Следить за формой поведения ребенка, за происходящими сдвигами. Выводы из наблюдений заносятся в карту коррекции.

Выводы: Когда результат достигнут, восстанавливаются нормальные отношения, чтобы не закреплять привычку эксплуатировать других.

 

30.03.12

Тема: Виды девиантного поведения

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.