Субъективно-прагматический (деловой) метод. Его сущность обусловлена возрастающей автономией личности в современном мире.
27.10.11
Отличительная черта подрастающего поколения, ярко выраженное деловое, потребительское отношение к жизни, избирательное отношение к воспитанию и его ценностям. Что мне даст воспитание, выгодно ли быть воспитанным главная побуждающая мысль о личной выгоде. Этот метод неокончательно сформировался но действует через систему контрактных сделок, воспитателей и воспитанников, договоров между ними.
Основные направления методов:
1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;
2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями;
3) дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые группы риска из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа;
4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности;
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности; «наложенные» на постоянно приводящиеся игры, соревнования, конкурсы;
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, привилегий и т.д.
Любое действие имеет последствие. Пословицы, отражающие этот метод. Что посеешь то и пожмешь, что дал то и получил, какой привет такой и ответ, как аукнется, так и аткликнеца.
Метод естественных последствий
Воспитателям нужно подготавливать людей к таким действиям, которые вызывают благоприятные последствия.
Основа метода:
Ребенок быстро и наглядно убеждается на практике к чему ведет, то или иное действие.
Школы следующие по этому методу были устроены так, что любое нарушение ведет за собой неприятное последствие:
• Порка
• Лишение обеда
• Розги
• Помещение в карцер
• Постановка в угол
Наказания могли смягчаться, если ребенок чистосердечно признавал свою вину и обещал исправиться.
В российской педагогике этот метод применялся до1930-ых годов. Он исчез с отменой телесных наказаний, но законы жизни не изменились. Причины и следствия по-прежнему связаны. Ученые советуют возродить этот метод, но в его гуманистическом обличие.
Метод возмещения
Суть метода:
Любой ущерб нанесенный человеку, должен быть возмещен.
Хорошо, если ребенок растет в семье где установлен четкий режим и порядок, если этого нет, то у ребенка появляется не нужное напряжение, замешательство, тревожность.
Метод взрыва
Суть метода: воздействие на воспитанника , которое должно «взорвать» его внутреннею, вредную установку. И отчистить в душе место для формирования нового качества
Этот метод опасен применяется в особых случаях, не все воспитанники могут его пережить.
Метод труда (дома: Подласый)
Труд — всеобщий метод воспитания, а в коррекционной работе еще и метод возмещения нанесенного ущерба. Со времен К.Д. Ушинского взгляды на воспитательное значение труда не изменились. Его с успехом применяют в воспитательных целях, а перевоспитание, переделка человека полностью стоят на физическом, нередко принудительном труде.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в котором максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир, проявить двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие трудовой игре. Если мы, играя, выметем школьный двор, напевая, уберем класс (а именно так и должно быть), то решим сразу множество воспитательных проблем.
Когда труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, ученик теряет веру в себя и часто вообще отказывается выполнять даже легкую работу, чувство неуверенности преследует его. Следовательно, слишком трудных заданий следует избегать. Нужно сразу и окончательно определиться с видами труда в школе, на пришкольном участке, которые будут предложены ученикам, в том числе и с коррекционными целями.
Там, где возможно, труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Необходимо устанавливать органическую взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью (на различных сельскохозяйственных работах, работе на пришкольном участке, строительстве спортивной площадки и т. п.), чтобы их труд требовал знания арифметики, природоведения.
Дефектологи, психотерапевты считают труд исключительно эффективным методом коррекции поведения. В медико-педагогической клинике В.П. Кащенко труд использовался для развития общей работоспособности детей; выработки систематичности и выдержки в работе; воспитания интереса; развития общей активности, особенно у пассивных детей. «В результате мы подчеркиваем, — пишет В.П. Кащенко, — что метод коррекции через труд как метод трудовой терапии действительно имеет своим следствием оздоровление личности ребенка. В каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать указанный метод и заботиться о разумном его выполнении».
Почему недопустимым считается наказание школьников трудом? Наказывают же им заключенных, солдат, правонарушителей! Трудом искупают вину. Народная педагогика допускала наказание дополнительным трудом и провинившихся детей, особенно тех, чья вина повлекла за собой материальные убытки. Почему же наша педагогика до сих пор считает: воспитывать в труде необходимо, а наказывать трудом нельзя, иначе в сознании учащихся труд ассоциируется с неприятными переживаниями и у детей неизбежно возникнет отрицательное отношение к труду? Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, неприятной обязанностью. Не совсем правильные эти постулаты, они плохо согласуются с практикой жизни. Применяя их, мы нисколько не приблизились к воспитанию трудолюбивой личности, а вреда имеем много. Если бы в свое время меньше следовали новомодным призывам, а больше опирались на народную педагогику, прислушивались к советам Макаренко, следовали традициям старой школы, то людей невоспитанных у нас было бы меньше.
Негативное отношение к труду, особенно труду тяжелому, однообразному, непрестижному, существует всегда. Никто добровольно не хочет его выполнять. И это испокон века используется в воспитательных целях. Кто виноват, что ученик разбросал в классе мусор? Пускай убирает. Требовать нужно жестко. Заставлять, приучать, а не нанимать уборщиц. Нужно искать не способы ухода от труда, а способы усиления его воспитательной силы.
Труд должен давать продукт, который идет на возмещение ущерба. Дети это хорошо понимают и вопреки нашему воспитанию устраивают свои отношения именно по этому принципу. В школах завелись настоящие эксплуататоры, которые нещадно заставляют служить себе всех, кто так или иначе попадает под их зависимость. Разработаны тонкие способы заманить ребенка в сети, чтобы потом его шантажировать, «ставить на счетчик», терроризировать. Этими делами, как ни странно, занимаются и девочки, которые расправляются со своими жертвами с особой жестокостью. Известны случаи смертельных исходов, тяжких травм. В некоторых школах подобные отношения достигают угрожающих размеров, приходится вмешиваться милиции, учителям, родителям. А мы говорим: нельзя наказывать трудом!
Труд как коррекционное средство в начальной школе может выступать в различных формах. Можно оправдать форму оставления детей после уроков для выполнения под наблюдением учителя заданий по уборке класса, рекреаций, коридоров, школьных помещений, дворов и т. д. Ученики различных классов, требующие коррекции, собираются в одну бригаду, назначается дежурный учитель, определяется задание и объем работы. Нужно, чтобы дети остались без обеда и устали. Попрекать чем-либо, оскорблять запрещается. Детям нужно объяснить, что любую вину требуется искупить — это справедливо по отношению к другим людям и к своей собственной совести. Дополнительным аргументом к использованию трудовой терапии в качестве воспитательного средства является и то, что дети лишний час находятся в школе под наблюдением педагога.
10.11.11
Тема: Авторитаризм – источник отклоняющегося поведения. Гуманистическая основа воспитания.
Авторитаризм (от латинского власть) – это воспитание построено на беспрекословном подчинении.
Требование – восприятие – действие.
Гербард является разработчиком авторитарного воспитания. Приемами воспитания он считал: угрозу, надзор над детьми, приказание, запреты (лишение обеда, штрафные журналы, карцер, розги).
Ж. Руссо основоположник свободного воспитания (зарождение гуманистической педагогики). Он призывал уважать растущего человека и стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Схема влияние при гуманистическом воспитании:
1. Понимание – проникновение во внутренний мир другого человека;
2. Принятие – признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками.
3. Признание – примирение с индивидуальностью, её взглядами, оценками.
Особенности гуманистического воспитания:
· В центре внимания – личность;
· Надежная диагностика;
· Сотрудничество, сотворчество;
· Ситуации выбора и ответственность;
· Физическое и эмоциональное благополучие;
· Приспособление к возможностям ребенка;
· Стимулирование развития.
Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности, учет особенностей индивидуального развития, отношение к нему как сознательному, полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса.
При Л-О воспитании не заставляют выполнять требования, а создают условие, чтобы ребенок понял значение требования лично для себя, признал и понял его, захотел выполнить и выполнил.
17.11.11
Тема: Школьная дезадаптация как педагогическое явление.
План:
1. Понятие адаптация и дезадаптация;
2. Предпосылки школьной дезадаптация;
3. Факторы школьной дезадаптации.
Адаптация (от лат adapto – приспособление) – это процесс привыкания к новым условиям.
Дезадаптация – это нарушение равновесия, гармонических отношений между ребенком и средой, при которой страдает ребенок.
Выделяют 3 группы детей по степени адаптированности:
1. Легкая адаптация (1-2 месяца), эти дети быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, без особого напряжения справляются с требованиями педагога. К концу октября трудности преодолеваются и ребенок полностью осваивается в новом коллективе;
2. Средняя адаптация (до 6 месяцев), дети имеют более длительный период привыкания, трудно привыкают к новой ситуации, к общению педагогом и детьми, на занятии могут играть, выяснять отношения, баловаться, не реагировать на замечания, плакать, трудно осваивают программу;
3. Тяжелая адаптация (год), дети испытывают значительные трудности в адаптации, у них проявляются негативные формы проявления, резкие проявления отрицательных эмоций, дети не справляются с программой. Часто на таких жалуются педагоги.
Предпосылки к дезадаптации:
1. Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;
2. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности (не ходил в детский сад, не владеет способами общения, не готова по возрасту, физиологически, не хватает данных);
3. Нежелание, отсутствие учебной мотивации;
4. Недостаточная организованность и ответственность ребенка: неумение общаться, адекватно себя вести;
5. Низкая познавательная активность;
8.12.11
Тема:
Классы компенсирующего обучения.
Эти классы поддерживаются и регламентируются нормативным документом министерства образования РФ «Примерное положение о классе компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждений».
Цель:
Создание для детей испытывающих затруднение в освоение общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
Класс составляет от 9 до 12 человек, в эти классы пронимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии. Основным показателем отбора детей в ККО является недостаточная степень готовности к обучению (низкий уровень психических процессов, личностная не зрелость, социально-педагогическая запущенность, повышенная истощаемость и ислабленность организма). Ребенок попадает в ККО на основе заключения ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), но решающее слово остаётся за родителями.
Специалисты, которые работают в ККО, логопед, психолог, ЛФК, воспитатели продленного дня, и в учебный план включены лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти дети 2 раза в год проходят диспансеризацию. Они находятся целый день и для них организуется дневной сон.
Классы педагогической поддержки.
Это разновидность ККО, которые впервые образуются в среднем звене.
Классы выравнивания.
Начали действовать с 1981 года. Функционирование определено в письме министерства просвещения РСФСР от 3 июня 1988 года № 10-136-6 «о специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития (ЗПР)».
Классы создаются для детей с более грубыми отклонениями в развитии (ЗПР), эти дети направляются с первого года обучения если задержка выявлена в дошкольном возрасте, но чаще со второго класса. Решение принимает ПМПК. Срок обучения в начальном звене на один год больше, чем в обычном.
17.02.12
Тема: Отстающие дети
Отстающий школьник – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний и умений, скорость мышления, и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
Нестандартный ребенок – это ребенок чьё развитие либо опережает, либо отстаёт от возрастной нормы.
Причины неуспеваемости:
1. Особенности раннего развития;
2. Состояние функциональной зрелости организма;
3. Состояние здоровья ребенка;
4. Характер нарушений по органам и системам;
5. Воспитание в семье.
Виды отстающих учеников:
1. Недостаточно развитые для школы;
2. Функционально несозревшие;
3. Ослабленные;
4. Системно отстающие;
5. Нестандартные;
6. Депривированные;
7. Педагогически запущенные
Рекомендации родителям по ослабленному ребенку:
- Занятие спортом;
- Чаще бывать на свежем воздухе;
- Создание доброжелательной атмосферы в семье;
- Поддерживать иммунитет (правильное питание, витаминизация).
Системно отстающие:
Эмоциональные, умственные, физические нагрузки в обучении могут стать причиной ухудшения здоровья. Система слабодействующих отдельных причин в целом приводит к неблагоприятному результату, нет общей гармонии.
Особенности:
Расторможенность, гиперактивность, возбудимость, раздражительность, утомляемость, неорганизованность, не внимательность, некоммуникабельны, конфликтность, негативность, делают то, что им нравится. Нарушения поведения сочетаются с трудностями в письме, чтении, математики, не аккуратное письмо, неряшливость, трудно усваивают программы.
24.02.12
16.03.12
Тема: Методы и направления работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.
Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни.
Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и не живой природы, к отдельному человеку или обществу опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.
Условием и результатом развитие личности школьника является произвольное (осмысленное, целенаправленное, инициативное) поведение или саморегуляция.
С 5-7 лет поведение ребенка регулируется не только взрослым, но и самим ребенком, то есть формируется саморегуляция.
Влияние на произвольность поведения оказывают личностные образования: мотивы, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, идеалы, направленность личности.
23.03.12
Тема: Классификация отклоняющегося поведения
Выдвинутым требованиям отвечает многомерная классификация девиантного поведения младших школьников. В единстве и взаимозависимости в ней учтены:
1) видимые наиболее характерные признаки отклоняющегося поведения;
2) уровень (глубина) отклонений поведения;
3) характер (содержание) отклоняющегося поведения;
Учитель легко обнаружит детей с отклоняющимся поведением по признакам, выделенным В.П. Кащенко. Дефективность характера, утверждает он, связана с физическими признаками: «Дети, исключительные в отношении характера, отличаются от строго нормальных детей целым рядом соматических (телесных) признаков: общей слабостью и малокровием, эндокринными нарушениями, неправильным строением головы, лица, ушей, зубов, всего корпуса, недостаточным или чрезмерным развитием мимики и жестикуляции, очень низким или слишком тонким, высоким голосом (фальцет), различными снижениями зрения и слуха, мигренями. Сюда же относится плохой аппетит, расстройство сна, некоторые дефекты речи (дислалия и заикание), недержание мочи (энурез)».