Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Методы коррекционной работы



 

Субъективно-прагматический (деловой) метод. Его сущность обусловлена возрастающей автономией личности в современном мире.

27.10.11

Отличительная черта подрастающего поколения, ярко выраженное деловое, потребительское отношение к жизни, избирательное отношение к воспитанию и его ценностям. Что мне даст воспитание, выгодно ли быть воспитанным главная побуждающая мысль о личной выгоде. Этот метод неокончательно сформировался но действует через систему контрактных сделок, воспитателей и воспитанников, договоров между ними.

Основные направления методов:

1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;

2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями;

3) дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые группы риска из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа;

4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности;

5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности; «наложенные» на постоянно приводящиеся игры, соревнования, конкурсы;

6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, привилегий и т.д.

Любое действие имеет последствие. Пословицы, отражающие этот метод. Что посеешь то и пожмешь, что дал то и получил, какой привет такой и ответ, как аукнется, так и аткликнеца.

 

Метод естественных последствий

Воспитателям нужно подготавливать людей к таким действиям, которые вызывают благоприятные последствия.

Основа метода:

Ребенок быстро и наглядно убеждается на практике к чему ведет, то или иное действие.

Школы следующие по этому методу были устроены так, что любое нарушение ведет за собой неприятное последствие:

• Порка

• Лишение обеда

• Розги

• Помещение в карцер

• Постановка в угол

Наказания могли смягчаться, если ребенок чистосердечно признавал свою вину и обещал исправиться.

В российской педагогике этот метод применялся до1930-ых годов. Он исчез с отменой телесных наказаний, но законы жизни не изменились. Причины и следствия по-прежнему связаны. Ученые советуют возродить этот метод, но в его гуманистическом обличие.

Метод возмещения

Суть метода:

Любой ущерб нанесенный человеку, должен быть возмещен.

Хорошо, если ребенок растет в семье где установлен четкий режим и порядок, если этого нет, то у ребенка появляется не нужное напряжение, замешательство, тревожность.

Метод взрыва

Суть метода: воздействие на воспитанника , которое должно «взорвать» его внутреннею, вредную установку. И отчистить в душе место для формирования нового качества

Этот метод опасен применяется в особых случаях, не все воспитанники могут его пережить.

Метод труда (дома: Подласый)

Труд — всеобщий метод воспитания, а в коррекционной работе еще и метод возмещения нанесенного ущерба. Со времен К.Д. Ушинского взгляды на воспитательное значение труда не изменились. Его с успехом применяют в воспитательных целях, а перевоспитание, переделка человека полностью стоят на физическом, нередко принудительном труде.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в котором максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир, проявить двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие трудовой игре. Если мы, играя, выметем школьный двор, напевая, уберем класс (а именно так и должно быть), то решим сразу множество воспитательных проблем.

Когда труд непосилен, то он угнетающе действует на психику, ученик теряет веру в себя и часто вообще отказывается выполнять даже легкую работу, чувство неуверенности преследует его. Следовательно, слишком трудных заданий следует избегать. Нужно сразу и окончательно определиться с видами труда в школе, на пришкольном участке, которые будут предложены ученикам, в том числе и с коррекционными целями.

Там, где возможно, труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Необходимо устанавливать органическую взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью (на различных сельскохозяйственных работах, работе на пришкольном участке, строительстве спортивной площадки и т. п.), чтобы их труд требовал знания арифметики, природоведения.

Дефектологи, психотерапевты считают труд исключительно эффективным методом коррекции поведения. В медико-педагогической клинике В.П. Кащенко труд использовался для развития общей работоспособности детей; выработки систематичности и выдержки в работе; воспитания интереса; развития общей активности, особенно у пассивных детей. «В результате мы подчеркиваем, — пишет В.П. Кащенко, — что метод коррекции через труд как метод трудовой терапии действительно имеет своим следствием оздоровление личности ребенка. В каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать указанный метод и заботиться о разумном его выполнении».

Почему недопустимым считается наказание школьников трудом? Наказывают же им заключенных, солдат, правонарушителей! Трудом искупают вину. Народная педагогика допускала наказание дополнительным трудом и провинившихся детей, особенно тех, чья вина повлекла за собой материальные убытки. Почему же наша педагогика до сих пор считает: воспитывать в труде необходимо, а наказывать трудом нельзя, иначе в сознании учащихся труд ассоциируется с неприятными переживаниями и у детей неизбежно возникнет отрицательное отношение к труду? Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, неприятной обязанностью. Не совсем правильные эти постулаты, они плохо согласуются с практикой жизни. Применяя их, мы нисколько не приблизились к воспитанию трудолюбивой личности, а вреда имеем много. Если бы в свое время меньше следовали новомодным призывам, а больше опирались на народную педагогику, прислушивались к советам Макаренко, следовали традициям старой школы, то людей невоспитанных у нас было бы меньше.

Негативное отношение к труду, особенно труду тяжелому, однообразному, непрестижному, существует всегда. Никто добровольно не хочет его выполнять. И это испокон века используется в воспитательных целях. Кто виноват, что ученик разбросал в классе мусор? Пускай убирает. Требовать нужно жестко. Заставлять, приучать, а не нанимать уборщиц. Нужно искать не способы ухода от труда, а способы усиления его воспитательной силы.

Труд должен давать продукт, который идет на возмещение ущерба. Дети это хорошо понимают и вопреки нашему воспитанию устраивают свои отношения именно по этому принципу. В школах завелись настоящие эксплуататоры, которые нещадно заставляют служить себе всех, кто так или иначе попадает под их зависимость. Разработаны тонкие способы заманить ребенка в сети, чтобы потом его шантажировать, «ставить на счетчик», терроризировать. Этими делами, как ни странно, занимаются и девочки, которые расправляются со своими жертвами с особой жестокостью. Известны случаи смертельных исходов, тяжких травм. В некоторых школах подобные отношения достигают угрожающих размеров, приходится вмешиваться милиции, учителям, родителям. А мы говорим: нельзя наказывать трудом!

Труд как коррекционное средство в начальной школе может выступать в различных формах. Можно оправдать форму оставления детей после уроков для выполнения под наблюдением учителя заданий по уборке класса, рекреаций, коридоров, школьных помещений, дворов и т. д. Ученики различных классов, требующие коррекции, собираются в одну бригаду, назначается дежурный учитель, определяется задание и объем работы. Нужно, чтобы дети остались без обеда и устали. Попрекать чем-либо, оскорблять запрещается. Детям нужно объяснить, что любую вину требуется искупить — это справедливо по отношению к другим людям и к своей собственной совести. Дополнительным аргументом к использованию трудовой терапии в качестве воспитательного средства является и то, что дети лишний час находятся в школе под наблюдением педагога.

 

10.11.11

Тема: Авторитаризм – источник отклоняющегося поведения. Гуманистическая основа воспитания.

Авторитаризм (от латинского власть) – это воспитание построено на беспрекословном подчинении.

Требование – восприятие – действие.

Гербард является разработчиком авторитарного воспитания. Приемами воспитания он считал: угрозу, надзор над детьми, приказание, запреты (лишение обеда, штрафные журналы, карцер, розги).

Ж. Руссо основоположник свободного воспитания (зарождение гуманистической педагогики). Он призывал уважать растущего человека и стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Схема влияние при гуманистическом воспитании:

1. Понимание – проникновение во внутренний мир другого человека;

2. Принятие – признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками.

3. Признание – примирение с индивидуальностью, её взглядами, оценками.

Особенности гуманистического воспитания:

· В центре внимания – личность;

· Надежная диагностика;

· Сотрудничество, сотворчество;

· Ситуации выбора и ответственность;

· Физическое и эмоциональное благополучие;

· Приспособление к возможностям ребенка;

· Стимулирование развития.

Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности, учет особенностей индивидуального развития, отношение к нему как сознательному, полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса.

При Л-О воспитании не заставляют выполнять требования, а создают условие, чтобы ребенок понял значение требования лично для себя, признал и понял его, захотел выполнить и выполнил.

 

 

17.11.11

Тема: Школьная дезадаптация как педагогическое явление.

План:

1. Понятие адаптация и дезадаптация;

2. Предпосылки школьной дезадаптация;

3. Факторы школьной дезадаптации.

 

Адаптация (от лат adapto – приспособление) – это процесс привыкания к новым условиям.

Дезадаптация – это нарушение равновесия, гармонических отношений между ребенком и средой, при которой страдает ребенок.

Выделяют 3 группы детей по степени адаптированности:

1. Легкая адаптация (1-2 месяца), эти дети быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, без особого напряжения справляются с требованиями педагога. К концу октября трудности преодолеваются и ребенок полностью осваивается в новом коллективе;

2. Средняя адаптация (до 6 месяцев), дети имеют более длительный период привыкания, трудно привыкают к новой ситуации, к общению педагогом и детьми, на занятии могут играть, выяснять отношения, баловаться, не реагировать на замечания, плакать, трудно осваивают программу;

3. Тяжелая адаптация (год), дети испытывают значительные трудности в адаптации, у них проявляются негативные формы проявления, резкие проявления отрицательных эмоций, дети не справляются с программой. Часто на таких жалуются педагоги.

Предпосылки к дезадаптации:

1. Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;

2. Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности (не ходил в детский сад, не владеет способами общения, не готова по возрасту, физиологически, не хватает данных);

3. Нежелание, отсутствие учебной мотивации;

4. Недостаточная организованность и ответственность ребенка: неумение общаться, адекватно себя вести;

5. Низкая познавательная активность;

 

 

8.12.11

Тема:

Классы компенсирующего обучения.

Эти классы поддерживаются и регламентируются нормативным документом министерства образования РФ «Примерное положение о классе компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждений».

Цель:

Создание для детей испытывающих затруднение в освоение общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

Класс составляет от 9 до 12 человек, в эти классы пронимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии. Основным показателем отбора детей в ККО является недостаточная степень готовности к обучению (низкий уровень психических процессов, личностная не зрелость, социально-педагогическая запущенность, повышенная истощаемость и ислабленность организма). Ребенок попадает в ККО на основе заключения ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), но решающее слово остаётся за родителями.

Специалисты, которые работают в ККО, логопед, психолог, ЛФК, воспитатели продленного дня, и в учебный план включены лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти дети 2 раза в год проходят диспансеризацию. Они находятся целый день и для них организуется дневной сон.

 

Классы педагогической поддержки.

Это разновидность ККО, которые впервые образуются в среднем звене.

 

Классы выравнивания.

Начали действовать с 1981 года. Функционирование определено в письме министерства просвещения РСФСР от 3 июня 1988 года № 10-136-6 «о специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития (ЗПР)».

Классы создаются для детей с более грубыми отклонениями в развитии (ЗПР), эти дети направляются с первого года обучения если задержка выявлена в дошкольном возрасте, но чаще со второго класса. Решение принимает ПМПК. Срок обучения в начальном звене на один год больше, чем в обычном.

 

 

17.02.12

Тема: Отстающие дети

Отстающий школьник – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний и умений, скорость мышления, и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

Нестандартный ребенок – это ребенок чьё развитие либо опережает, либо отстаёт от возрастной нормы.

Причины неуспеваемости:

1. Особенности раннего развития;

2. Состояние функциональной зрелости организма;

3. Состояние здоровья ребенка;

4. Характер нарушений по органам и системам;

5. Воспитание в семье.

Виды отстающих учеников:

1. Недостаточно развитые для школы;

2. Функционально несозревшие;

3. Ослабленные;

4. Системно отстающие;

5. Нестандартные;

6. Депривированные;

7. Педагогически запущенные

 

Рекомендации родителям по ослабленному ребенку:

- Занятие спортом;

- Чаще бывать на свежем воздухе;

- Создание доброжелательной атмосферы в семье;

- Поддерживать иммунитет (правильное питание, витаминизация).

 

Системно отстающие:

Эмоциональные, умственные, физические нагрузки в обучении могут стать причиной ухудшения здоровья. Система слабодействующих отдельных причин в целом приводит к неблагоприятному результату, нет общей гармонии.

Особенности:

Расторможенность, гиперактивность, возбудимость, раздражительность, утомляемость, неорганизованность, не внимательность, некоммуникабельны, конфликтность, негативность, делают то, что им нравится. Нарушения поведения сочетаются с трудностями в письме, чтении, математики, не аккуратное письмо, неряшливость, трудно усваивают программы.

24.02.12

 

16.03.12

Тема: Методы и направления работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни.

Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и не живой природы, к отдельному человеку или обществу опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Условием и результатом развитие личности школьника является произвольное (осмысленное, целенаправленное, инициативное) поведение или саморегуляция.

С 5-7 лет поведение ребенка регулируется не только взрослым, но и самим ребенком, то есть формируется саморегуляция.

Влияние на произвольность поведения оказывают личностные образования: мотивы, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, идеалы, направленность личности.

 

23.03.12

Тема: Классификация отклоняющегося поведения

 

Выдвинутым требованиям отвечает многомерная классификация девиантного поведения младших школьников. В единстве и взаимозависимости в ней учтены:

1) видимые наиболее характерные признаки отклоняющегося поведения;

2) уровень (глубина) отклонений поведения;

3) характер (содержание) отклоняющегося поведения;

4)длительность (запущенность) девиантного поведения;

5) главные наследственные и характерологические причины, вызвавшие определенный тип отклоняющегося поведения;

6) цели (направленность) нестандартного поведения;
7) главные источники (причины) возникновения;

8) эмоциональные состояния;

9) особенности проявления девиантного поведения;

10)тип (название, определение) отклоняющегося поведения;

11)группа коррекции.

 

Таблица 1 Классификация отклоняющегося поведения

 

Видимые проявления Эмоциональные состояния Цели девиантного поведения Особенности проявления Чем вызвано поведение Группы коррекции
Непослушание Легкое напряжение Эмоциональная разрядка Сопротивление просьбам Особенности возраста -
Шалость Напряжение средней степени Выпуск избыточной энергии Сопротивление требованиям Особенности возраста -
Озорство Двигательное беспокойство Устранение двигательного беспокойства Постоянное сопротивление советам Особенности возраста -
Проступок Беспокойство Реализация требований Сознательное нежелание правильно вести себя Трудности адаптации Девиантного поведения
Негативизм Легкая тревожность Стремление к превосходству Немотивированное и неразумное сопротивление Повышенная эмоциональная напряженность Тревожности
Упрямство Тревожность средней степени Стремление к превосходству Противодействие просьбам, советам Повышенная эмоциональная напряженность Тревожности, асоциального поведения
Капризы Высокая тревожность Стремление к превосходству Намеренное выполнение нецелесообразных действий Неправильное предшествующее воспитание Асоциального, отклоняющегося поведения
Своеволие Депрессия Уход от трудностей Нежелание неумение понять себя Трудности жизни Депрессии, асоциального поведения
Грубость Депрессия, депривация Поиск защиты, стремление взять свое Игнорирование препятствий на пути самоутверждения Противоречие «Я — они» Эмоциональных состояний
Недисциплинированность Депривация Совершение мести Сознательное, умышленное нарушение норм Противоречие «Я -они» Агрессивного поведения
Агрессия, правонарушения Фрустрация Деструктивное поведение Грубое, циничное нарушение прав других Противоречие «Я — они» Агрессивного поведения

 

Видимые проявления отклоняющегося поведения

Внешний вид

Учитель легко обнаружит детей с отклоняющимся поведением по признакам, выделенным В.П. Кащенко. Дефективность характера, утверждает он, связана с физическими признаками: «Дети, исключительные в отношении характера, отличаются от строго нормальных детей целым рядом соматических (телесных) признаков: общей слабостью и малокровием, эндокринными нарушениями, неправильным строением головы, лица, ушей, зубов, всего корпуса, недостаточным или чрезмерным развитием мимики и жестикуляции, очень низким или слишком тонким, высоким голосом (фальцет), различными снижениями зрения и слуха, мигренями. Сюда же относится плохой аппетит, расстройство сна, некоторые дефекты речи (дислалия и заикание), недержание мочи (энурез)».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.