Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема №2: Понятие «норма», «отклонение» в коррекционной педагогике



Электронная тетрадь

Учебный год.

 

Оглавление

Тема: Название 3

Введите название главы (уровень 2) 2

Введите название главы (уровень 3) 3

Введите название главы (уровень 1)4

Введите название главы (уровень 2) 5

Введите название главы (уровень 3) 6

 

 

 

9.09.11

Тема: Коррекционная педагогика как область научного знания.

План:

1. Понятие КП, ее предмет, объект, категориальный аппарат.

2. Задачи КП.

3. Из истории КП

?1. Коррекционная педагогика (от лат. correction - исправляет) – это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления.

Предмет КП является отклоняющееся поведение и развитие.

Объект КП является ситуации и состояние риска в развитии растущего человека.

Категориальный аппарат:

Коррекция – это система специальных и общепедагогических мер направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонения в поведении у детей, подростков.

Компенсация (с лат. Compensation – возмещение, уравновешивание) – это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма.

Реабилитация – процесс включения ребенка, с отклонениями в развитии и поведении, в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Отклоняющиеся развития – то которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное нестандартное, непонятное, противоречивое.

Отклоняющиеся поведение – поведение, вышедшее из общепринятой нормы, вредно для ребенка и общества, мешающая ребенку нормально входить в социальную жизнь.

Коррекционная методика – это взятые в единстве способы, средства и формы влияния на детей и подростков, обеспечивающие достижение намеченной цели.

Ситуации риска – это ситуации, которые характеризуется нарушением гармоничных отношений, равновесие между личностью и средой.

Состояние риска – возникают как следствие в ситуациях риска, и характеризуется тем, что ребенок в процессе обучения обнаруживает адаптационные нарушения, проявляющиеся на разных уровнях его жизни.

?2. задачи КП:

1. Выявление причин (условий, факторов) вызывающих отклонение в развитии и поведении.

2. Анализ факторов, выявление закономерности возникновения отклоняющегося поведения.

3. Разработка понятия «норма» в воспитании и применении его анализу видов, форм, методов исправления отклоняющегося поведения.

4. Разработка практических методик (технологий) коррекционной работы со школьниками разных возрастов.

 

14.09.11

Коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных (cpecialis от лат особый, частный) педагогик, изучающих проблемы воспитания аномальных, то есть с различными недостатками детей.

Как видим, с ней тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы другие педагогические науки:

—реабилитационная (от англ. rehabilitate— обелять, возобновлять) педагогика, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей;

—педагогика частных случаев, направляющая свои усилия на изучение особенно трудных случаев воспитания, создающая методики индивидуального влияния;

—превентивная (от англ. preventiv— принуждение) педагогика, исследующая вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами; лечебная педагогика (педагогика здоровья), разрабатывающая комплекс «щадящих» методик воспитания ослабленных детей.

 

 

?3 Из истории КП.

Основной причиной стремительного развития коррекционной педагогики послужило увеличение случаев аномального поведение детей. Свое начало коррекционная педагогика берет из гуманистических попыток сохранения жизни дефективным детям, имеющим физические и психические недостатки. В 16-17 веках к детям стали относиться более гуманно, стали искать пути и способы помощи и возвращения их в общество (лечить, воспитывать, обучать ремеслам). У истоков лечебной КП французский врач и просветитель Ж. Итар (1775-1838) и Э. Сеген (1812-1880) и врачи других стран, они считали, что при разумном сочетание лечения с обучением возможно развитие детей с отклонении в умственном и нравственном отношениях. Французский врач К. Ванней(1860-1931) разработал систему коррекционных упражнений для умственно отсталых детей. Бельгийский педагог Ж. Декроли (1871-1932) создал серии игр в коррекционно воспитательных целях, которые до сих пор используются. Первые лечебно-просветительские учреждения в России появились в 18 веке. У истоков отечественной КП стояли ученные:

1. Граборов А.И. (1885-1948) создавший труд «Вспомогательная школа» (1923);

2. Шлегер Л.К. (1863-1942) написавший книгу для учителей «Особенности работы с детьми 7-ми летнего возраста» (1924);

3. Кащенко В.П. (1870-1943) врач дефектолог создал в Москве школу санаторий для дефективных детей (1908), преобразованную в 1918 г в медико-педагогическую станцию, его труды «Воспитание и обучение трудных детей» (1913 г), «Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах» (1919 г), в 1994 переиздана книга «Педагогическая коррекция»,

4. Корнилов К.Н. (1879-1957) опубликовал ряд работ по детской психологии и КП,

5. Россоллимо Г.И. (1860-1926) невропатолог профессор Московского университета, который создал психологические методики, с помощью которых можно было наглядно видеть нарушения и отклонения в умственном развитии детей.

Интенсивно развивается КП в первые годы советской власти. Основная задача правительства: усадить за парты всех детей, покончить с детской беспризорностью, создать сеть реабилитационных и коррекционных учреждений. Макаренко А.С. (1888-1939) для малолетних преступников в Полтавской трудовой колонии создал новые эффективные методики превентивного и коррекционного воспитания (1924). Щатский С.Т. (1878-1934) организовал в Калужской области летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», проверил на практике влияние производственного труда на перевоспитание трудных детей подростков. Блонский П.П. (1884-1941) основоположник практического коррекционного воспитания.

Безнадзорность детей — общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих. Причины: непонимание родителями своих обязанностей как воспитателей, преувеличенное представление о самостоятельности ребенка, в некоторых случаях эгоистичность, нежелание уделять достаточное внимание воспитанию своих детей. В целях борьбы с детской безнадзорностью рекомендовалось принимать такие меры, как запрещение после определенного часа пребывания на улице детей без сопровождения взрослых, посещение в неорганизованном порядке (без взрослых) вечерних зрелищных мероприятий, продажа детям спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт и т. д. Необходимо сказать, что запреты эти неукоснительно выполнялись.

Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних. Возникает в результате общественных бедствий — войны, голода, безработицы, крайней нужды родителей. Жесткие и последовательные меры, предпринятые правительством, позволили в краткое время ликвидировать это явление на всей огромной территории страны

Запущенность педагогическая — отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания. Причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, отрицательное влияние улицы, безнадзорность. Главные методы коррекции — воздействие через коллектив, вовлечение в различные виды деятельности, индивидуальный подход. Как мы знаем, четкие представления о явлении и методах его преодоления дали свои положительные результаты.

педология (от греч. пайдос — дети, логос — наука), предложившая неприменяемые ранее тестовые методики обследования и анализа уровня развития и поведения ребенка.

В конце 20 века педагоги приходят к выводу, что в лечебной коррекционной помощи нуждаются не только дети с органическими повреждениями нервной системы, но и здоровые, но и поведение которых по причине неправильного воспитания выпадает из норм

 

 

21.09.11

Тема №2: Понятие «норма», «отклонение» в коррекционной педагогике.

План:

1. Понятие «норма», «отклонение»;

2. Уровни формирования требований к воспитанию;

3. Неадекватное, отклоняющееся поведение;

4. «Нормы поведения» в педагогике.

28.09.11

Чтобы ответить на вопросы, кем и как создаются нормы, следует выделить уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административный, педагогический, социальный, корпоративный. На методологическом уровненормы выводятся из общечеловеческих ценностей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровнетребования к воспитанию формируются в программных документах перспективного развития общества, его экономики, социальной сферы. В общих чертах задаются требования к воспитанности, образованности, уровню развития людей, способных поддерживать и воплощать в жизнь намерения политиков, руководства страны. Административные нормыконкретизируют намерения политиков, воплощая их в социальный заказ — государственные документы, законы и положения. На педагогическом уровнепроисходит преобразование общих положений в практически выполнимые задачи. Создается теоретическая и технологическая поддержка для их реализации, решение проблемы переводится в практическую плоскость. Общество чутко реагирует на происходящие изменения и в свою очередь корректирует социальный заказ на воспитание. Под давлением общественности цели, задачи, нормы пересматриваются, уточняются.

Неадекватное поведение.

Общие признаки отклоняющего поведения является неадекватное (неправильное) поведение. Поведение ребенка нужно рассматривать в неразрывной связи с ситуацией, конкретными условиями, сначала нужно разобраться в условиях вызвавших это поведение, а затем принимать решение (украл конфету, съел лебедя).

Возрастная норма – то что позволено пяти летнему осуждается в поступках девятилетнему, что позволено первокласснику, запрещено выпускнику.

 

 

6.10.11

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.