Тема 1. Житейская, научная и практическая психология 2
Тема 2. История психологической науки и практики 3
Тема 3. Направления деятельности практического психолога 8
Тема 4. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов 9
Тема 5. Личностные качества психолога 10
Тема 6. Профессиональная этика психолога 10
Список литературы 12
Тема 1. Житейская, научная и практическая психология
Проанализируйте и запишите в виде сравнительной таблицы характеристики житейской, научной и практической психологии
Житейская психология
Практическая психология
Научная психология
Цель
оптимальное функционирование человека в структурах и процессах природно-социального мира
изучение индивидуальности человека и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека
поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей
Методы
наблюдения и размышления
психологический тренинг
рациональны, осознанны и целенаправленны
Источник знаний
собственный опыт человека и опыт других людей
произведения науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей
опыт, эксперимент
Недостатки
житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. Также ей свойственны расплывчатость и многозначность
направлена не на изучение, а только на психологическую помощь
стремится к обобщениям
Подберите афоризмы и изречения философов, представителей искусства и других известных личностей, касающиеся психологии человека и человеческих отношений.
«Если тебе скучно одному, женись и скучай вдвоем.» Алан Прайс-Джонс
«Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.» Сенека
«Праздный человек — точно часы без стрелок.» Купер Ф.
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.» Б. Паскаль
Тема 2. История психологической науки и практики
Познакомиться с творческими биографиями отечественных и зарубежных психологов, определивших развитие психологической науки и практики. Необходимо обозначить научное направление, к которому принадлежал ученый, назвать его основные труды и кратко охарактеризовать его теории, исследования.
Персоналии:
Адлер А. - индивидуальная психология.
Основой характера является врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.
Труды: «О нервном характере», «Практика и теория индивидуальной психологии», «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».
Айзенк Г. – биологическая психология.
Трёхфакторная теория личности - есть три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсия (E) и нейротизм (N), они генетически обусловлены активностью ЦНС.
Труды: «Биологические основы индивидуальности», «Проверьте свои способности», «Как измерить личность»
Вундт В. - экспериментальная психология.
Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.
Труды: «Принципы физиологической психологии», «Лекции о психологии человека и животных», «Эссе», «Этика: исследование фактов и законов моральной жизни», «Гипнотизм и внушение», «Введение в психологию».
Уотсон Дж. – бихевиоризм.
Отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать, какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Есть 4 крупных класса реакций: видимые, скрытые, видимые наследственные реакции, скрытые наследственные реакции. С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель — предсказание поведения и его контроль.
Труды: «Обучение животных», «Поведение», «Психология с точки зрения бихевиориста», «Бихевиоризм», «Психологический уход за ребенком»
В. М. Бехтерев - рефлексология и патопсихологическое направление.
Утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.
Труды: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», «Проводящие пути спинного и головного мозга», «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология»
Л. С. Выготский - культурно-историческая школа.
По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества). Натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.
Труды: «История развития высших психических функций», «Психология искусства», «Сознание как проблема психологии поведения», «Исторический смысл психологического кризиса», «Проблема культурного развития ребенка», «Конкретная психология человека», «Орудие и знак в развитии ребенка», «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок», «История развития высших психических функций», «Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли)», «Проблема развития и распада высших психических функций», «Мышление и речь».
И. П. Павлов – физиология.
Учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом» стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители.
Труды: «Лекции о работе главных пищеварительных желез»
С. Л. Рубинштейн - деятельностный подход.
Принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии: человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической; принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»); концепция психического как процесса.
Труды: «Основы общей психологии», «Принцип творческой самодеятельности», «Бытие и сознание», «О мышлении и путях его познания», «Принципы и пути развития психологии», «Проблемы общей психологии», «Человек и мир»
А. Н. Леонтьев - теория деятельности.
Психика формируется в основном внешними факторами.
«Деятельность, сознание, личность», «К вопросу о сознательности учения», «Потребности, мотивы и эмоции.», «Лекции по общей психологии: Учебное пособие для вузов»
З. Фрейд – психоанализ.
Источником большинства неврозов являются подавленные сексуальные желания. Сновидение есть зашифрованное сообщение. Работал в основном методами свободных ассоциаций и расшифровки сновидений.
Труды: «Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Недовольство культурой»
Фромм Э. - неофрейдизм, фрейдомарксизм.
Любовь — ответ на проблему человеческого существования. Любовь это абстракция, и «в действительности же существует лишь акт любви». Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку.
Труды: «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Анатомия человеческой деструктивности», «Величие и ограниченность теории Фрейда», «Психоанализ и этика», «Ради любви к жизни», «Душа человека», «Мужчина и женщина», «Фрейд»
Юнг К. - аналитическая психология.
Некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. Лечение идет по пути интеграции психологических составляющих личности.
Труды: «Символы трансформации», «Очерки по психологии бессознательного», «Символическая жизнь», «Синхрония», «Человек и его символы»
Б. Г. Ананьев - онтопсихология.
В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества.
Труды: «Психология и проблемы человекознания», «О проблемах современного человекознания», «Человек как предмет познания»
Маслоу А. - гуманистическая психология.
5 уровней потребностей:
Физиологические
Экзистенциальные
Социальные
Престижные
Духовные
Труды: «Мотивация и личность», «Психология Бытия», «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья»
Роджерс К. - гуманистическая психология.
Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения.
Труды: «О становлении личностью»
Проанализировать и кратко законспектировать понятие – индивид в
Выготский Л.С. - индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы.
Леонтьев А.Н. - неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.
Рубинштейн С.Л. - индивид — не только «производитель» предметов и «выразитель» общественных отношений, но и их активный преобразователь.