Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арттерапевтический блок



Программа психологической коррекции суицидального поведения и профессионального выгорания

По форме программа представляет собой коррекционно-обучающий тренинг.

Цели программы :

1. коррекция и снижение склонности сотрудников подразделений МЧС к суицидальному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а так же формирование целенаправленных адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя и позволяющих эффективно – без нарушения личностного развития – преодолевать критические ситуации существования.

2. формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья сотрудников подразделений МЧС через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи программы:

· создание условий для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе группы;

· формирование у сотрудников подразделений МЧС мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования;

· приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития суицидального поведения;

• познакомить сотрудников подразделений МЧС с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

• обучить способам психической саморегуляции;

• снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

• сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Данная психокоррекционная программа состоит из двух частей:

1. Программа психологической коррекции суицидального поведения

2. Программа психологической коррекции профессионального выгорания

Каждая из этих частей состоит из разделов:

1. Программа психологической коррекции суицидального поведения:

· Арттерапевтического

· Психодраматического

2. Программа психологической коррекции профессионального выгорания:

· Диагностический

· Основной - тренинговый

· Итоговый

 

Программа психологической коррекции суицидального поведения

Арттерапевтический блок.

Цель – коррекция эмоционально-мотивационной сферы.

Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром.

Цель – отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.

Упражнение 1

Упражнения с цветами – выберите цвета, отражающие особенности Вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения.

Исполнение темы:

«Автопортрет» - нарисуйте свое реалистичное изображение; нарисуйте, как Вам хотелось бы, что бы Вас воспринимали; изобразите, как Вас видит ваш друг и недруг; «Метафорический автопортрет» - нарисуйте себя в виде какого-нибудь предмета или животного.

После создания образа расскажите о нем от первого лица.

Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.

Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент.

Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития. Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растения.

Упражнение 2

Упражнения с цветами – выберите цвета, «нейтрализующие» ваши негативные переживания и, используя их, создайте какой-нибудь образ.

Исполнение темы.: «Грани моего Я» - изобразите себя в центре листа и разместите вокруг образцы, отражающие разные грани вашей личности. Обратите особое внимание на расположение образов, их размер.

Разместите вокруг себя предметы и людей отражающих ваши взаимоотношения.

Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я».

Нарисуйте четыре «Я»:

1) реальное

2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное)

3) идеальное – то каким хочу быть

4) будущее

Упражнение 3

Упражнения с цветами: используя два цвета, (приятный и неприятный для вас) создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.

Исполнение темы: «Хорошее и плохое» - изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки.

Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны.

Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.

Упражнение 4

«Вырезанные формы» - начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура.

Исполнение темы: «Желания» - изобразите реалистически или абстрактно несколько ваших желаний:

Что вы хотите, что является для вас привлекательным?

Что вы хотели бы уметь?

Каким вы хотели бы бать?

Нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться.

Нарисуйте то, с чем связанны ваши надежды.

Представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу.

Представьте, что вы подрастающее растение; изобразите окружающий вас пейзаж.

Изобразите себя в безопасном, приятном месте, а так же людей, животных или предметы, которые находятся рядом с вами.

 

Я и моя жизнь.

Цель – осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Упражнение 5

«Правая и левая рука» - выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами цвета.

Исполнение темы: «Воспоминания детства» - проиллюстрируйте одно из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний.

Изобразите по одному из самых счастливых и несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий).

Нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его, каким либо цветом.

Изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве. Обозначьте переживания, которые у вас возникли, каким либо цветом.

Изобразите одно из самых ранних воспоминаний связанных с расставанием или разлукой.

Какое отношение оно может иметь к ситуациям связанным с расставанием в настоящий момент?

Упражнение 6

«Каракули» - свободным движением руки, нарисуйте сложный «клубок» линий.

Найдите в каракулях какой-нибудь образ и сочините про него рассказ.

Исполнение темы: «Прошлое, настоящее и будущее».

Создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем.

Нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем.

Нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего будущего.

Изобразите себя на перекрёстке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определенным цветом.

Изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, настоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, которые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета.

Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь и куда двигаетесь.

Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоящем и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется?

Изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем.

 

Переживание критических (трудных) ситуаций.

Цель – выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.

Упражнение 7

Индивидуальная работа – изображение критической ситуации (конфликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов его разрешения.

«Каракули» - используя различные цвета, нарисуйте каракули. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

Исполнение темы. «Проблемы» - изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер.

Изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.

Выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой.

Упражнение 8

Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

Исполнение темы: «Утраты» - нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нереализованного желания.

Выбрав, какой-либо цвет, нарисуйте, что вы чувствовали в ситуации утраты и в данный момент.

«Ассоциации с цветами» - нарисуйте разными цветами «радость», «покой», «удовлетворённость». Это задание используется для снятия эмоционального напряжения.

Упражнение 9

Парная работа – невербальное взаимодействие, осуществляющееся в процессе изобразительной работы способно генерировать конфликт, который затем обсуждается.

«Разговор» - каждый участник группы выбирает для себя цвет и подбирает партнёра, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги. Каждый старается вести свою линию примерно параллельно линии партнёра или продолжая её.

Предварительно распределив цвета, используйте разные формы и пятна в ответ на формы и пятна, используемые партнёром.

Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор (спор, конфликт).

Исполнение темы: «Критическая ситуация (проблема) и её разрешение» - один подросток изображает проблему на одной части лица, другой подросток её разрешение на второй половине листа.

Нарисуйте чувства, которые возникали у вас и вашего партнёра.

«Опасное путешествие» - один рисует путь с препятствиями, другой – способы их преодоления.

Нарисуйте и обозначьте цветом чувства и переживания, которые у вас возникали при встрече с препятствием; в процессе его преодоления, и после того как вы его прошли.

 

Упражнение 10

Групповая работа – даёт возможность наблюдения за групповыми ролями и их динамикой, что позволяет выявить конфликт и найти подходы к его разрешению, как в процессе работы, так и при её обсуждении.

«Рисунок на влажной бумаге» - на влажную бумагу нанесите кистью или разбрызгайте водорастворимые краски.

Обратите внимание на смешивание цветов и свои ощущения связанные с этим.

Пользуясь фломастером (карандашом), обведите или соедините отдельные цветовые пятна и дайте им названия.

Рисование историй возникновения критических ситуаций – в программах по два – пять человек, с последующей их передачей другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участков, событий.

«Критическая ситуация» - каждая подгруппа изображает заданную психологом или выбранную самостоятельно критическую ситуацию и варианты её разрешения.

Затем обсуждаются взгляды на эту ситуацию; то, как она может повлиять или влияет на их жизнь; обсуждаются различия в оценках данной проблемы.

«Интерпретации» - каждый изображает какое-либо чувство, связанное с переживанием критической ситуации, и обозначает его на обороте листа.

После этого рисунки перемешиваются и выбираются по одному для интерпретации и сравнения с обозначениями на обороте листа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.