Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Усыпальницы и мавзолеи



Великокняжеская усыпальница — усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором. С 1954 года входит в музейный комплекс, ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Мавзолей Кесене. Исторический объект времен хана Тамерлана. Удивительный исторический памятник на юге Челябинской области. Находится в 3,5 км от села Варна на берегу озера Большое Кесене. Слово «кесене» происходит от тюркского «надгробный дом», «дворец усопших». . Строение в степи является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским захоронением (по легенде – родственнице Тамерлана).

Капища и святилища.

Благовещенская Гора около Вщижа, Брянская обл., Россия — городище-святилище юхновской культуры. Площадка городища (40х25 м) с напольной стороны ограничена валом и широким рвом (ширина 18 м). С внутренней стороны к валу примыкал длинный общественный дом. На городище найденароменская керамика IX—X вв., рядом расположено синхронное селище, в котором открыто жилище и остатки длинного дома. Найдены амулеты из просверленных клыков бобровых позвонков, камни с прочерченными крестовидными знаками, гребень с конскими головками. Возможно, городище служило святилищем и в это время. В XI—XIII вв. на городище находилось кладбище и рядом была построена церковь Благовещения.

Трёхостровское капище ( на Волгоградской земле)— единственное в своём роде в Европе, а может, и во всём мире. Прежде всего поражают его размеры — площадка, окруженная рвом, имеет около 200 метров в диаметре, что в полтора раза больше чем у знаменитого английского Стоунхенджа. Возраст капища точно определить не удалось, однако учёные предполагают, что воздвигнуто оно было от 2500 до 5000 лет назад. В середине земляного круга правильной формы в древние времена возвышалась пятиметровая печь, которая выполняя функцию жертвенного костра. Её дно и стенки были выложены белым камнем, а сам цилиндр, служивший жерлом печи, был открыт и напоминал широкую трубу. Заполнив печь дровами, жрецы насыпали сверху известняк и булыжники, а затем поджигали поленья, отчего они не горели, а тлели, распространяя по всей округе облака тёмного дыма.

Этнографические ресурсы

Единичные памятники – объекты

Традиционные жилища

Кибитка(юрта монгольского типа) была основным жилищем кочевых калмыков . Её деревянный остов состоял из 6-12 складных решёток, круга в верхней части, который соединялся с решётками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почётное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками.

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома.

 

Республика Коми. Дом пятистенок угро-финского типа с мансардой на чердаке. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба - подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа)

Костюмы

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и ещё одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнём, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть. Обувью были мягкие кожаные сапоги чёрного или красного цвета со слегка загнутыми носами. Женская одежда состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, а также бирз — широкое платье без пояса. Женский головной убор напоминал берет с широким твёрдым обручем внизу.

Одежда адыгейцев явились важнейшим элементом традиционной культуры. В костюм горца входили каракулевая папаха, бурка из овчины, башлык, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, которая представляла собой однобортную суконную кофту в талию длиной ниже колен с газырями на груди. Частью костюма являлся кинжал, расположенный на специальном поясе с металлическим набором. Пояс (узкий ремешок с серебряными украшениями) являлся обязательным элементом одежды. У адыгейских женщин платье по покрою было похоже на черкеску.

Утварь

Домашняя обстановка и утварь у адыгейцев, так же как и у других народов, зависела в первую очередь от экономического благосостояния. Вся домашняя мебель адыгейского дома среднезажиточного слоя состояла в XVIII - первой половине XIX века из низеньких нар, сделанных из плетневых щитов и хвороста и покрытых глиной; низких резных диванов, покрытых узорчатыми цынов-ками с подушками; маленьких столиков о трех ножках ("Iанэ"), высотой в четверть-треть метра, поставленных посреди комнаты; низеньких табуреток и скамеек, расставленных по разным местам комнаты. Скамьи предназначались для молодых людей низкого звания, тогда как диван, цыновка и подушки - для знатных лиц.
Подушки были в большом ходу в домашней обстановке. По стенам висели открытые шкафы, которые заменяли полки. В них размещались кухонные принадлежности.
По стенам развешивались меха из козьих шкур, в которых сохранялось кислое молоко, буза, иногда мука. В самодельных сундуках хранились ценные вещи, одежда, дорогие припасы (разумеется, в зажиточных домах).

Утварь казачьей xaты.(Кубань). В малой хате находились длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение. А также в каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

 

Орудия труда

Орудия труда рыбаков (калмыков). Орудия рыболовства калмыков специфичны. Ловили рыбу плавными и ставными неводами (шюгил) и сетями: (гелм), какие применялись во всем Астраханском крае. Практиковались запоры (бодог) —перегораживание рукавов, проток и заливов в их узкой части плетнями, сделанными из камыша и чакана. Из крючковых снастей у калмыков повсеместно использовались удочки (гахули), блесны. Били рыбу острогою (серя) весной, когда она заходила в заливы. Бинтр (по-видимому, это вентерь) применялся при ловле рыбы в прорубях.

Орудия труда кубанских казаков. Основным орудием пахоты с развитием земледелия стал тяжелый двухколесный деревянный плуг, необходимый на тернистых кубанских черноземах. мотыга (сапа) почти не выпускалась из рук и попеременно применялась в огородах, в поле. Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80—90-е годы XIX в. он постепенно заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями (грабками).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.