Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология карьер (по Е.Г. Молл)

Тип карье­ры Параметры классификации
Скорость продви­жения Последователь­ность занимае­мых должностей Перспек­тивная ориентация Личностный смысл про­движения
1. Супер­аван­тюрная Очень высокая Пропуск значи­тельного числа промежуточных ступеней Дальнейшее быстрое продвиже­ние Власть, расширение сферы влияния
2. Аван­тюрная Доста­точно высокая Пропуск 2-х должностных уровней Дальнейшее быстрое продвиже­ние Расширение сферы влия­ния, самоут­верждение
3. Тради­цион­ная (ли­нейная) Опреде­ляется способно­стями конкрет­ного ра­ботника, отчасти протек­циониз­мом и связями Постепенное продвижение вверх, иногда с непродолжи­тельным пони­жением в долж­ности, возможен пропуск 1‑й ступени Освоение необходи­мых зна­ний, уме­ний, навы­ков, накоп­ление опы­та взаимо­действия с людьми и воздейст­вия на них Дальнейшее постепенное продвиже­ние
4. После­дова­тельно кризис­ная Соответ­ствует скорости измене­ний Возможно вре­менное нисхо­дящее движение Борьба за сохранение занимаемой позиции Реализация личных ин­тересов
5. Прагма­тичная (струк­турная) Соответ­ствует наиболее простым способам решения карьер­ных за­дач Перемещения осуществляются в рамках одного и того же уров­ня управления Сохранение занимаемой позиции Реализация личных ин­тересов
6. Отбы­вающая “Нулевая” Карьера завер­шена Удержание занимаемой позиции Реализация личных ин­тересов
7. Преоб­разую­щая Высокая Продвижение вверх как посте­пенное, так и скачкообразное в новых облас­тях или сферах производства Дальнейшее продвиже­ние Решение сложных социально-значимых проблем, реализация новых идей
8. Эволю­цион­ная Соответ­ствует скорости роста ор­ганиза­ции Соответствует возможностям, предоставляе­мым организа­цией Дальнейшее продвиже­ние Совмещение обществен­ных и лич­ных интере­сов

 

Как исторический опыт, так и статистические данные свидетельствуют о том, что суперавантюрные карьеры часто заканчиваются крахом. В России в конце 1990-х годов отмечался рост именно этого типа карьеры, что объясняется кризисными явлениями в экономической и социальной сферах общества.

Сходные тенденции отмечаются и для авантюрного типа карьеры. В недавнем прошлом рост “авантюрных карьер” был связан с широкомасштабной кампанией по выборам руководителей, проведением всесоюзных и всероссийских конкурсов на замещение вакантных должностей директоров предприятий. В настоящее время увеличение количества авантюрных карьер чаще всего обусловлено потребностью части руководителей и предпринимателей в подборе кадров по принципу личной преданности.

Среди других тенденций, отмеченных автором исследования, для современных российских условий можно выделить сокращение отбывающих карьер и достижение ими порогового естественно обусловленного значения. Количество последовательно кризисных карьер сокращается медленнее. Стабилизировалось на достаточно высоком уровне по сравнению с европейскими странами число прагматичных (структурных) карьер. Большинство эволюционных карьер российских предпринимателей в отличие от западных сопряжено с жесткой борьбой за власть внутри организаций, что отражает потенциальную конфликтность коллективистских установок при создании новых предприятий. Достоинство подхода Е.Г. Молл заключается в том, что автор не только приводит достаточно проработанную типологию карьер, но и подкрепляет и расшифровывает ее на примерах конкретных тенденций развития рассматриваемых типов карьеры. Данная типология носит универсальный характер.

 

В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьеры. Эти этапы различаются по своему внутреннему содержанию. В работе А. Н. Толстой [1991] выделяются девять этапов в эволюции индивидуальной карьеры.

1.Обдумывание будущего рода занятий. На этом этапе представление о карьере ограничено профессиональными стереотипами, а критерии успеха еще размыты, личность пока только готовится начать соответствующий данной профессии процесс обучения.

2.Образование и тренировка. Этот этап во многом зависит от требований конкретной профессии.

3.Вхождение личности в мир профессии. Для большинства людей, независимо от подготовки, возникает момент «шока от реальности». Главная психологическая проблема на этом этапе – проблема адаптации. По мере того как человек узнает о реалиях своей работы и о своих возможностях в ней, происходит возникновение профессионального «Я-концепта».

4.Профессиональное научение и дальнейшая специализация индивида в условиях конкретной организации. Длительность этого этапа зависит от профессии, организации, сложности работы и т. д.

 

5.Достижение членства в организации. Человек осознает значимый образ себя как члена организации, как профессионала. Выяснены личные мотивы и личные ценности, возникает ощущение своего таланта, происходит осознание своих сил и слабостей.

6.Принятие решения о своем членстве в организации в случае неудовлетворенности ею или больших возможностей профессионального роста в другой организации. Обычно это происходит в первые 5-10 лет карьеры.

7.Кризис. Большинство людей к середине карьеры проходят через период переоценки себя, несмотря на то, что карьера складывается хорошо. Возникают вопросы о правильности первоначального выбора профессии, об уровне достижений, о будущем пути развития, оцениваются масштаб достигнутого, степень затраченных усилий, перспективы продолжения или смены рода деятельности и стратегий действий на оставшийся период профессиональной жизни. Такая переоценка создает базу для принятия решения о дальнейшем пути личности в сфере карьеры.

8.Снижение вовлеченности в профессию и приготовление к уходу на пенсию. Для некоторых людей это приготовление принимает форму отрицания: напряжение, возникающее в связи с перспективой возможного прекращения профессиональных занятий, выражается в агрессивном продолжении деятельности.

9. Уход на пенсию. Наибольший интерес представляет трансформация профессионального образа «Я», когда человек расстается с профессиональной ролью.

Длительность каждого этапа различна и не всегда связана с возрастом и профессией. Степень связи с возрастом зависит от конкретной карьеры. Если человек меняет профессию, этапы могут повторяться. Конечно, приобретенная в юности профессия, как правило, определяет будущую карьеру человеку, но многим людям за свою жизнь не один раз приходится переучиваться, получать новую специальность и начинать все сначала в совершенно новой для себя дея-тельности. Люди меняют работу в тридцати-, сорока- и пятидесятилетнем возрасте, а некоторые даже выйдя на пенсию начинают заниматься новым делом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.