Пропуск значительного числа промежуточных ступеней
Дальнейшее быстрое продвижение
Власть, расширение сферы влияния
2.
Авантюрная
Достаточно высокая
Пропуск 2-х должностных уровней
Дальнейшее быстрое продвижение
Расширение сферы влияния, самоутверждение
3.
Традиционная (линейная)
Определяется способностями конкретного работника, отчасти протекционизмом и связями
Постепенное продвижение вверх, иногда с непродолжительным понижением в должности, возможен пропуск 1‑й ступени
Освоение необходимых знаний, умений, навыков, накопление опыта взаимодействия с людьми и воздействия на них
Дальнейшее постепенное продвижение
4.
Последовательно кризисная
Соответствует скорости изменений
Возможно временное нисходящее движение
Борьба за сохранение занимаемой позиции
Реализация личных интересов
5.
Прагматичная (структурная)
Соответствует наиболее простым способам решения карьерных задач
Перемещения осуществляются в рамках одного и того же уровня управления
Сохранение занимаемой позиции
Реализация личных интересов
6.
Отбывающая
“Нулевая”
Карьера завершена
Удержание занимаемой позиции
Реализация личных интересов
7.
Преобразующая
Высокая
Продвижение вверх как постепенное, так и скачкообразное в новых областях или сферах производства
Дальнейшее продвижение
Решение сложных социально-значимых проблем, реализация новых идей
8.
Эволюционная
Соответствует скорости роста организации
Соответствует возможностям, предоставляемым организацией
Дальнейшее продвижение
Совмещение общественных и личных интересов
Как исторический опыт, так и статистические данные свидетельствуют о том, что суперавантюрные карьеры часто заканчиваются крахом. В России в конце 1990-х годов отмечался рост именно этого типа карьеры, что объясняется кризисными явлениями в экономической и социальной сферах общества.
Сходные тенденции отмечаются и для авантюрного типа карьеры. В недавнем прошлом рост “авантюрных карьер” был связан с широкомасштабной кампанией по выборам руководителей, проведением всесоюзных и всероссийских конкурсов на замещение вакантных должностей директоров предприятий. В настоящее время увеличение количества авантюрных карьер чаще всего обусловлено потребностью части руководителей и предпринимателей в подборе кадров по принципу личной преданности.
Среди других тенденций, отмеченных автором исследования, для современных российских условий можно выделить сокращение отбывающих карьер и достижение ими порогового естественно обусловленного значения. Количество последовательно кризисных карьер сокращается медленнее. Стабилизировалось на достаточно высоком уровне по сравнению с европейскими странами число прагматичных (структурных) карьер. Большинство эволюционных карьер российских предпринимателей в отличие от западных сопряжено с жесткой борьбой за власть внутри организаций, что отражает потенциальную конфликтность коллективистских установок при создании новых предприятий. Достоинство подхода Е.Г. Молл заключается в том, что автор не только приводит достаточно проработанную типологию карьер, но и подкрепляет и расшифровывает ее на примерах конкретных тенденций развития рассматриваемых типов карьеры. Данная типология носит универсальный характер.
В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьеры. Эти этапы различаются по своему внутреннему содержанию. В работе А. Н. Толстой [1991] выделяются девять этапов в эволюции индивидуальной карьеры.
1.Обдумывание будущего рода занятий. На этом этапе представление о карьере ограничено профессиональными стереотипами, а критерии успеха еще размыты, личность пока только готовится начать соответствующий данной профессии процесс обучения.
2.Образование и тренировка. Этот этап во многом зависит от требований конкретной профессии.
3.Вхождение личности в мир профессии. Для большинства людей, независимо от подготовки, возникает момент «шока от реальности». Главная психологическая проблема на этом этапе – проблема адаптации. По мере того как человек узнает о реалиях своей работы и о своих возможностях в ней, происходит возникновение профессионального «Я-концепта».
4.Профессиональное научение и дальнейшая специализация индивида в условиях конкретной организации. Длительность этого этапа зависит от профессии, организации, сложности работы и т. д.
5.Достижение членства в организации. Человек осознает значимый образ себя как члена организации, как профессионала. Выяснены личные мотивы и личные ценности, возникает ощущение своего таланта, происходит осознание своих сил и слабостей.
6.Принятие решения о своем членстве в организации в случае неудовлетворенности ею или больших возможностей профессионального роста в другой организации. Обычно это происходит в первые 5-10 лет карьеры.
7.Кризис. Большинство людей к середине карьеры проходят через период переоценки себя, несмотря на то, что карьера складывается хорошо. Возникают вопросы о правильности первоначального выбора профессии, об уровне достижений, о будущем пути развития, оцениваются масштаб достигнутого, степень затраченных усилий, перспективы продолжения или смены рода деятельности и стратегий действий на оставшийся период профессиональной жизни. Такая переоценка создает базу для принятия решения о дальнейшем пути личности в сфере карьеры.
8.Снижение вовлеченности в профессию и приготовление к уходу на пенсию. Для некоторых людей это приготовление принимает форму отрицания: напряжение, возникающее в связи с перспективой возможного прекращения профессиональных занятий, выражается в агрессивном продолжении деятельности.
9. Уход на пенсию. Наибольший интерес представляет трансформация профессионального образа «Я», когда человек расстается с профессиональной ролью.
Длительность каждого этапа различна и не всегда связана с возрастом и профессией. Степень связи с возрастом зависит от конкретной карьеры. Если человек меняет профессию, этапы могут повторяться. Конечно, приобретенная в юности профессия, как правило, определяет будущую карьеру человеку, но многим людям за свою жизнь не один раз приходится переучиваться, получать новую специальность и начинать все сначала в совершенно новой для себя дея-тельности. Люди меняют работу в тридцати-, сорока- и пятидесятилетнем возрасте, а некоторые даже выйдя на пенсию начинают заниматься новым делом.