Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 3. Организационно-институциональное измерение



 

Особенностью развития теорий национальной и международной безопасности в постсоветский период было расширение географии и состава исследовательских центров. В отличие от советского времени, когда разработка этой тематики велась узким кругом элитных учебных заведений (МГИМО и Дипломатическая академия МИД СССР, Университет дружбы народов им. П. Лумумбы), академических и отраслевых НИИ (часто закрытых), к исследовательскому процессу подключились ученые не только из столицы, но и с периферии. Наряду с государственными учреждениями, появились и частные или независимые экспертные центры, обслуживающие различные экономические или политические группы интересов. Можно выделить три основные категории исследовательских центров – вузы, научно-исследовательские институты (РАН и отраслевые) и независимые «мозговые тресты».

Вузы и исследовательские центры при них. В этой категории безусловными лидерами, как и прежде, являются элитные столичные вузы – МГИМО (У) и Дипломатическая академия МИД РФ, МГУ и РУДН. Эти учреждения разрабатывают весь круг проблем, связанных с национальной и международной безопасностью – теоретические проблемы,[108] западные и российские школы ТМО,[109] исторические аспекты, современные международные режимы безопасности,[110] региональные подсистемы международной безопасности,[111] роль международных организаций в обеспечении мира и стабильности, контроль над вооружениями и разоружение, миротворчество, международно-правовые аспекты[112] и пр. Ими же производится и большая часть учебной литературы по данной проблематике,[113] хотя стоит отметить, что специального учебника (или учебно-методического комплекса, который включал бы в себя, помимо учебного пособия, хрестоматию и практикум) по международной безопасности пока не существует. Как правило, этой тематике посвящены лишь главы и разделы учебников по ТМО.

Как уже отмечалось, за последнее десятилетие в регионах также возникли самостоятельные научные центры и школы, активно занимающиеся теоретическими и практическими аспектами международной безопасности.

Так, ученые санкт-петербургских вузов уделяют большое внимание изучению философско-теоретического измерения международной безопасности,[114] эволюции понятийного аппарата в данной предметной области, отдельных парадигм западной ТМО,[115] военной стратегии отдельных стран и коалиций, взаимосвязи между интеграционными процессами и укреплением международной безопасности,[116] роли военной силы в современных международных отношений,[117] методов урегулирования локальных конфликтов и пр.

Оригинальные научные направления возникли в нижегородском академическом сообществе. В Нижегородском госуниверситете (и действующих при нем Центре по изучению мира и разрешению конфликтов и Институте стратегических исследований) ведется большая работа по изучению истории систем международной безопасности,[118] эволюции зарубежной политической мысли,[119] политике отдельных стран в сфере безопасности,[120] различным аспектам конфликтологии, разоруженческого процесса,[121] взаимосвязи между научно-техническим процессом и вопросами безопасности,[122] права международной безопасности[123] и пр. В Нижегородском лингвистическом университете (и существующем при нем Центре стратегических и международных исследований) особое внимание уделяется новым (нетрадиционным) измерениям национальной и международной безопасности, взаимосвязям между категориями безопасности, стабильности, устойчивого развития, глобализации, регионализма и субрегионализма.[124] Большая работа ведется и по изучению отечественных и зарубежных школ в области национальной и международной безопасности.[125]

Разработка теоретических и исторических аспектов международной безопасности, изучение политика ряда великих держав в данной сфере ведется в Волгоградском, Иркутском, Томском и Ярославском университетах.[126]

Научно-исследовательские институты (как относящиеся, так и не относящиеся к системе РАН) также традиционно активны в изучении теоретических и практических аспектов безопасности, эволюции российской внешнеполитической мысли в постсоветский период и пр.[127] Учитывая регионально-географический принцип специализации многих НИИ, большая часть их научной продукции посвящена региональным системам безопасности и политике ведущих стран в этой области. Особенно большая работа идет в академических учреждениях - Институте США и Канады, Институте Европы, Институте мировой экономики и международных отношений, Институте Дальнего Востока, Институте востоковедения, Институте экономики и пр. Из российских центров, не относящихся к системе РАН, особо выделяется Российский институт стратегических исследований. Свои вузы и аналитические подразделения имеются в составе МИД, Министерства обороны и разведывательное сообщество РФ.

Независимые «мозговые тресты». Неоспоримым лидером в этой категории учреждений является Совет по внешней и оборонной политике (во главе с С.А. Карагановым), регулярно выпускающий доклады по актуальным вопросам российской национальной и международной безопасности. На прикладных аспектах мировой политики специализируются также Горбачев-фонд, Российский фонд внешней политики, Фонд политических исследований (А.В. Федоров), Фонд «Политика» (В. Никонов), РАУ-корпорация (А. Подберезкин), Институт оборонных исследований (В. Суриков), Фонд политического центризма (С.С. Сулакшин), Международный центр стратегических и политических исследований, Центр политических исследований России (В. Орлов), Центр стратегических оценок (С. Ознобищев и А. Коновалов) и пр.[128]

Ряд авторитетных научных центров был создан в России при поддержке зарубежных фондов – Московский центр Карнеги (журнал Pro et Contra), Московский общественный научный фонд, московское отделение Института Восток-Запад и пр.

Большую роль в координации научных исследований, а также интеграции российской ТМО в международное интеллектуальное пространство играют Российская ассоциация международных исследований и Российская ассоциация политической науки.

Наличие столь разнообразного академико-экспертного сообщества, ориентирующегося в своей деятельности на различные теоретические подходы и политические силы, делают современные российские дискуссии по вопросам безопасности особенно интересными и содержательными.

Что касается теоретических проблем, занимающих отечественных ученых, особенно важными для них являются две – природа международной безопасности и поиск ее оптимальной модели. Рассмотрим более подробно взгляды российских специалистов на эти вопросы.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.