Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория высших психических функций Л.С. Выготского (1896-1934)



Лев Семенович Выготский является одним из самых выдающихся психологов и философов. С 1917 г. он учитель в Гомеле, являясь бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение Сеченова и Павлова, которое он считал фундаментом, на котором должна быть выстроена новая система представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства. В 1924 г. он переезжает в Москву и становится сотрудником Института психологии.

Первоначально он считал, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку. Выготский осуждает рефлексологию за дуализм, поскольку регулируя сознание, она вывела его за пределы телесного механизма поведения. В статье «Сознание как проблема поведения» (1925) он намечает план исследования психических функций, их роли в регуляции поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на различия между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит удвоение опыта и человек приобретает способность «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле».

Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем - речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особое значение знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, изменяют сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций.

В центре интересов школы Л.С. Выготского было культурное развитие ребенка. Л.С. Выготский большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки - дефектологии. Он отстаивал гуманистические идеалы.

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в книге «Развитие высших психических функций», написанной в 1931 г.. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности - сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса из вне во внутрь, в результате чего субъект обретает способность поведением (этот процесс был назван интериоризацией).

Л.С. Выготский разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка в книге «Мышление и речь» (1934). Эти исследования Выготский тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. Важное значение в развитии ребенка Выготский придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой.

 

Принцип деятельности в психологии.

 

Единство сознания и деятельности. С.Л. Рубинштейн (1899 - 1960).

В 1930 г. С.Л. Рубинштейн был приглашен в Ленинград на должность заведующего кафедрой психологии в педагогический институт имени Герцена. Руководимая им кафедра становится крупнейшим в стране исследовательским центром, где изучение где изучение коренных методологических проблем психологической науки сочеталось с широким кругом конкретных экспериментальных проблем психологии когнитивных процессов (ощущения и восприятия, памяти, речи и мышления). Здесь в Ленинграде он написал книгу «Основы общей психологии». Он изложил систему психологических знаний с позиций марксистской методологии. Труд был удостоен Сталинской премии (1942). В период В.О.В. Рубинштейн в условиях Ленинградской блокады он возглавил работу педагогического института г. Ленинграда.

Отозванный в Москву Рубинштейн был назначен директором Московского психологического института. Здесь он организовал два крупных научно-исследовательских центра - кафедра психологии в МГУ и сектор психологии в институте философии АНСССР. Впервые психология стала дисциплиной, представленной под руководством Рубинштейна в высшем научном учреждении страны, где усиленно развернулись как теоретическая, так и эмпирическая работы в различных отраслях психологической науки.

Особое внимание Рубинштейн уделял анализу теории детерминации психических явлений. Возражая против механических взглядов, он выдвинул форму, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Успешная деятельность руководимых Рубинштейном исследовательских центров была прервана и дезорганизована по идеологическим мотивам в связи с начавшейся борьбой против космополитизма, компанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым запада, которым инкриминировалась подрывная деятельность против социалистического государства. Ряд ученых, обвиненных в космополитизме (в т.ч. и Рубинштейн) и в том, что они являются «агентами империализма» были уволены с работы. Не теряя мужество, Рубинштейн продолжал достойно работать, развивая новые философско-психологические идеи в книгах «Бытие и сознание», «О мышлении и путях его исследования», «Принципы и пути развития психологии».

Завершающая работа Рубинштейна, тесно сомкнувшая изучение психологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни осталась незавершенной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 г.

Идеи Рубинштейна тесно вошли в методологический фонд отечественной психологии.

 

Леонтьев А.Н.: строение деятельности.

 

Положение о том, что все что совершается в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также А.Н. Леонтьев (1903-1979). Сначала он следовал линии Выготского. Но затем высоко оценил идеал Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, а также в онтогенезе (индивидуальном развитии человека) («Проблемы развития психики», 1959).

Многие годы А.Н. Леонтьев был признанным во всем мире лидером отечественной психологии, создателем психологической научной школы, вдохновленный идеями Л.С. Выгодского, о творческом потенциале которой свидетельствует как нельзя лучше число его учеников, которые в развитии многих конкретных научных направлений не ограничивались «перепевами» и экспериментальными доказательствами положений А. Н. Леонтьева.

А.Н. Леонтьев по окончании университета стал сотрудником Института психологии при университете и составлен тогдашним директором этого института (Г.И. Челпановым) «для подготовки к профессорской деятельности» (так называли тогда аспирантуру).

В связи с коренными изменениями в общественной жизни и перестройкой института Леонтьев выступает против идеализма Челпанова и переходит на сторону К.Н.Корнилова, призывавшего к созданию новой психологии, опирающейся на марксизм. Его психологическая теория была плоть от плоти философии марксизма, однако это был не набор штампов и цитат, а воистину оригинальная собственно психологическая теория.

Первые исследования Леонтьева, сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора, проводились совместно с А.Р. Лурия и были посвящены проблеме эффективных реакций. Эта проблема имела для Леонтьева также личностный смысл, поскольку его, как сына управляющего банком, уволили из университета и лишь в последствии восстановили. В число испытуемых молодые психологи пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспериментов изложили в статье «экзамен и психика» (1929 г.).

Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Выгодским, наметившая новую программу изучения психики под именем «инструментальной психологии». Под этим имелось в виду, что психика формируется не внутри мозга. А в реальных формах общественной жизни, с которой индивид общается посредством «психических орудий» – знаков, созданных культурой. Эти знаки и выполняют орудийный характер. Операциями индивид изменяет не внешние объекты, а строй собственной психической жизни, ее функции. Среди этих функций или актов объектом экспериментальной работы Леонтьева стали процессы памяти.

Следуя Выгодскому, Леонтьев различил память натуральную, естественную и память, которая является чисто человеческой, поскольку процессы запоминания реализуются посредством психических орудий, то есть искусственных знаков, характерных для высших форм поведения. Особенности этих форм в том, что внешние знаки, которые первоначально служили орудием запоминания, становятся внутренними знаками. Благодаря этому изменяется характер отношений человека с миром. Складывается незримый внутренний мир сознания, имеющий, однако, внешнее происхождение. Поскольку за знаком всегда скрыто значение (обобщение, предметное содержание), то наметилась линия, приведшая Выгодского к изучению мышления и речи (эволюции детского сознания). Но Леонтьев пошел своим путем. Он сосредоточился не на мышлении, не на психической структуре значения (понятия), а на вопросе об отношении сознания и предметной практической деятельности.

В 1930 г. Леонтьев уезжает из Москвы в Харьков (тогдашнюю столицу Украины) и создает собственную научную школу, центральной для которой становится понятие не о знаке (слове), а о практическом действии. В зависимости от этого действия становятся речь и речевое общение, память восприятие и другие процессы. В этот же период, ключевой для Леонтьева, становится проблема развития психики. Он ставит задачу, используя данные биологических наук, проследить этапы этой важнейшей части эволюционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам исторического развития сознания.

Свой капитальный труд «Развитие психики» Леонтьев защитил в 1940 году в качестве докторской диссертации.

Главной методологической задачей Леонтьев ставил разработки теории деятельности. Инициатором внедрения принципа деятельности в психологии был С.Л. Рубинштейн. Она имела марксистские корни. И Леонтьев, будучи последовательным приверженцем преобразования всей системы психологического знания на началах марксизма в течении многих лет разрабатывал свой вариант внедрения принципа деятельности в психологию. Путевой нитью для него служил структурный анализ деятельности, выделения в ней компонентов и уровней, образующих систему, функционирующую как целое. Особое место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания. Проводилось различие между значением и смыслом с тем, чтобы отграничить компоненты общественного опыта, запечатленные в слове, от личностного смысла тех событий, которые переживаются субъектом.

В своей обобщающей работе «Деятельность, сознание, личность» особое внимание он уделил системному характеру деятельности, с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества.

Многие идеи Леонтьева стимулировали экспериментальные замыслы, относящиеся к различным психологическим феноменам – к целесообразованию, мотивации, превращению действия в автоматизированную операцию и др.

Поэтому можно смело сделать вывод, что А.Н. Леонтьев был не только идейно-теоретическим, но и организационно-административным лидером. Во многои благодаря его усилиям психология в нашей стране выделилась из придатка «педагогических наук» в самостоятельную науку, были созданы первые факультеты психологии в Московском и Ленинградском университетах, Институт психологии АН СССР. С начала сороковых годов и до конца жизни он занимал ведущие административные места посты в психологических учреждениях, журналах, обществе психологов СССР, в АПН РСФСР и СССР, представлял нашу страну в Международном союзе научной психологии, и т.д.

 

В ХХ в. развитие психологии существенно изменяется. На смену отдельным парадигмам на каждом отрезке исторического развития приходит сосуществование нескольких альтернативных друг по отношению к другу направлений. В контексте различных направлений приоритетное значение приобретает ориентация на разработку различных атрибутов. А это предопределило то, что обнаруживаемые атрибуты психического предстают как специфические преломления общенаучных категориальных схем в «ткани» психической реальности. Картина психической реальности дополнена такими признаками как экстериоризуемость - атрибут, в разработку которого наибольший вклад внес бихевиоризм; стратифицированность - свойство, значимость которого для характеристики психического наиболее убедительно продемонстрирована в психоанализе; гештальтность - специфическое обнаружение целостности психического направления, получившем одноименное наименование; эргичность - способность к взаимообратимой трансформации образований социокультурной и психической реальностей, акцентрированная в деятельностной теории психики.

Линия развития представлений о психической реальности дополнена через расширение предыдущей совокупности признаков:

iчувствительность - способность живого организма преобразовывать физи-ческие и биологические воздействия в феномены психической реальности;

iвосприимчивость - способность отображать внешние воздействия и конструировать себя за счет этого в качестве субъекта психического отражения;

iпереживаемость - явленность (данность) субъекту определенных состояний как событий его внутреннего мира, как формы манифестации субъектной экзистенциальности;

iопредмечиваемость - способность субъекта психического отражения запечатлевать (сохранять) определенные события, объекты в форме предметов - представлений его внутреннего мира;

iцелесообразность - подчиненность поведения живого существа внутренним факторам, придающим ему избирательный, ценностно-организующий, упорядочиваю-щий характер;

iнаучаемость - способность живого существа модифицировать собственное поведение в направлении расширения спектра доступных реакций, расширяющих его адаптивные возможности за счет накопления опыта жизнедеятельности;

iобучаемость - направленность живого существа на воспроизведение в собственном поведении индивидуальных вариантов активности, вырабатываемых другими индивидами.

Психическая реальность существует как система надорганизованных информа-ционных органов отражения и регуляции активности живых существ, формирующихся в результате их взаимодействия с окружающей средой и подобными им индивидами. Атрибутивными свойствами человеческого уровня психической реальности являются следующие признаки: рефлексивность, эвидентность, интенциональность, имманентная субъектность.

Изучив краткий исторический обзор направлений изучения человека, студент должен знать не только направление психологии и предмет исследования, но из анализа представлений о человеке в основных направлениях и научных школах сделать определенные выводы:

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.