Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фрустрация и ее изучение



Откроем психологический словарь, чтобы определить это достаточно сложное психологическое понятие — фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio —обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, возникающее вследствие реального или воображаемого препятствия в удовлетворении потребности, желания, достижении цели.

Фрустрация чаще всего возникает в ситуациях внешнего и внутреннего конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые и труднопреодолимые преграды. Причиной фрустрации у детей может быть неудача, запрет со стороны взрослого, конфликт со сверстником. Она может проявляться в переживании гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, «чувства крушения», гнева. В многочисленных исследованиях было показано, что сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости» возможности удовлетворения потребности достижения цели.

Частые переживания фрустрация могут приводить к формирования отрицательных черт личности и нарушениям поведения: к неуверенности в себе, агрессивности, различных форм «бегства от действительности».. Нередко переживания фрустрации становятся причиной неврозов.

Ситуации фрустрации возникают в жизни у каждого человека, но реагируют на них люди по-разному. Возможны конструктивные формы реагирования, когда человек пытается правильно понять ситуацию и найти из нее разумный выход. Но возможны и иные формы реагирования, часто называемые защитные, деструктивные. Тип реакции на фрустрацию многое говорит о личности человека, об ее зрелости, силе. Психологическое изучение фрустрации позволяет также понять и прогнозировать поведение человека в сложных, конфликтных ситуациях. Недаром это исследование обычно проводится при отборе летчиков, космонавтов, директоров крупных предприятий, , которым придется работать и принимать решения в таких ситуациях.

Мы также провели исследование особенностей реакций на фрустрацию у воспитанников интерната — учащихся 2 класса, поскольку неумение справляться со сложными ситуациями, низкая толерантность к фрустрации традиционно входят в характеристику детей, воспитывающихся вне семьи. Полученные данные сопоставлялись с результатами по массовой школе.

Нам представлялось наиболее интересным исследовать реакции на фрустрацию в конфликтных ситуациях общения: запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т. п. Такого рода ситуации моделируются известным тестом «рисуночной ассоциации» американского исследователя С. Розенцвейга. В нашей стране тест С.Розенцвейга был впервые адаптирован и проанализирован в работах Н.В.Тарабриной (1973, 1994). Детский вариант теста использовался в работах Т.П.Гавриловой, Е.В.Фетисовой (1979), Е.Е.Даниловой, 1993, 1997) Тест направлен на выявление наиболее характерных для данного человека типов реакций в ситуации фрустрации потребностей. В работе мы использовали детский вариант теста.

Опишем использованный нами детский вариант теста. Материал теста составляют 24 картинки. Слева изображен персонаж (взрослый или ребенок), произносящий слова (они написаны в титре над ним), которые фрустрируют ребенка, нарисованного справа. Титр над этим персонажем не заполнен. Задача испытуемого — ответить за ребенка, нарисованного в правой части картинки.

Реакция на фрустрацию в тесте Розенцвейга оценивается по двум параметрам — по типу и направлению, которые обозначаются буквенными символами, основанных на соответствующих названиях этих типов и направлений на английском языке.

Выделяются три типа реакции в зависимости от того, фиксирован ли человек:

ü на препятствии (тип O-D)

ü на самозащите (тип E-D)

ü на удовлетворении потребности (тип N-P)

По направлению выделяются следующие реакции:

ü экстрапунитивные, или внешнеобвиняющие, направленные вовне, когда испытуемый обвиняет во фрустрации какие-либо обстоятельства или других людей; эмоции, сопровождающие эти реакции, — гнев, раздражение (E);

ü интропунитивные, или самообвиняющие, когда человек считает себя виноватым в сложившейся ситуации или берет на себя ответственность за ее исправление; эмоции, связанные с этими реакциями,— виновность и угрызения совести (I);

ü импунитивные — фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, в которой не виноват ни сам человек, ни окружающие и/или которая может быть исправлена естественным ходом событий (M).

Соотношение этих двух параметров (типа и направления реакции) дает 9 счетных факторов, которые также принято обозначать соответствующими буквенными символами.

Проиллюстрируем оценки реакции на примере следующей ситуации: персонаж, изображенный на картинке слева (взрослая женщина), указывая на сломанную машинку, говорит ребенку, нарисованному справа: «Мне очень жаль, что я не могу починить твою машинку».

(см. рис. 3).

 

 

Рис. 3

 

 

Варианты возможных ответов представлены в таблице 18.

 

Таблица 18.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.