Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выраженность субкатегорий даны в таблице 8



 

Таблица 12

Представленность субкатегорий категории «Отношения с окружающими людьми» (в % от числа использовавших эту категорию подростков каждой группы)

 

Субкатегории Группы подростков
Интернат, класс Массовая школа, класс
Всего Всего
Оценка себя как друга
Отношение к другим людям
Умение понимать других людей -
Умение общаться с людьми
Отношение к себе со стороны других людей
Отношение к процессу общения - -

 

Мы видим, что такие субкатегории, как отношение к другим людям и умение общаться с людьми в обеих выборках относятся к наиболее распространенным и выражены как в школе, так и в интернате примерно одинаково.

Две субкатегории - оценка себя как друга и умение понимать других людей - значительно выражены у школьников и почти не представлены у воспитанников интерната (различия статистически достоверны). Очевидно, что степень их выраженности в образе Я в наибольшей степени зависит от того, воспитывается ли подросток в семье или в интернате.

Парадоксальным кажется то, что дети из интерната очень мало пишут о себе как о друге. Поскольку они живут в ситуации дефицита общения с близкими взрослыми, можно было бы ожидать скорее обратного эффекта - повышения значимости дружеских связей, способных компенсировать недостаток эмоционального тепла. Можно думать, что это свидетельствует о неразвитости того, что в психологии принято называть интимно-личностной стороной общения, в данном случае – общения со сверстниками. В таком случае это является тревожным симптомом, поскольку все специалисты по изучению подросткового возраста единодушны в признании того, что повышенное внимание к рассматриваемой стороне общения - одна из важнейших характеристик подросткового и юношеского возрастов.

На недостаточное развитие интимно-личностной стороны общения воспитанников школы-интерната указывает и то, что лишь незначительное количество таких подростков говорят о своих трудностях в понимании других людей, в то время как в массовой школе это делают около 2/3 учащихся. Подобное понимание, будучи, по существу, одной из сложнейших сторон общения, имплицитно предполагает признание автономности, особенности и многогранности внутреннего мира другого человека, интерес к нему как к Другому.

Обсуждая полученные данные, отметим следующее. В обычной школе отношения между сверстниками носят избирательный характер - с кем-то подросток дружит, с другим поддерживает нейтральные отношения, кого-то избегает. Наличие друга для подростка-школьника к тому же - значимый параметр самооценки, показатель его собственной ценности. Все это стимулирует повышенное внимание к важным для дружбы личностным качествам - и своим собственным, и другого. В интернате дети постоянно находятся в ситуации «неизбежного» общения с достаточно узкой группой сверстников, которых они не выбирают, поэтому избирательность для них совершенно не имеет смысла, что и отражают полученные нами данные.

 

3.3.2.2. «Мое поведение»

Рассмотрим теперь категорию «Поведение». Здесь выделяются следующие субкатегории:

1. Поведение, соответствующее требованиям взрослых с положительным отношением к такому поведению: На перемене я веду себя неплохо, не бегаю по партам и не кидаюсь губкой, как некоторые ребята из нашего класса.

2. Поведение, не соответствующее требованиям взрослых с отрицательным отношением к такому поведению: Я часто не могу заставить себя делать уроки, прихожу из школы и болтаюсь без дела, даже телевизор не смотрю… И почти каждый день, хотя не хочу этого, все сначала.

3. Поведение, не соответствующее требованиям взрослых с положительным отношением к такому поведению: Я принимаю пассивное участие в жизни коллектива. Но принимать активного участия не хочу и не буду. Дисциплину я не люблю, и поэтому мне абсолютно не нравится ходить в школу ежедневно, да еще в такую рань. Когда я пропускаю школу, я не чувствую никаких угрызений, потому что делаю, что хочу.

4. Организация поведения с определенной целью: Я знаю, как себя вести, чтобы не нарываться и делать так, как хочешь. Я стараюсь говорить тихо, не кричать и не бегать, так у меня будет хорошая репутация. Я умею себя вести так, чтобы ко мне не цеплялись. Моя задача как командира отряда сделать так, чтобы воспитатели не ругались и чтобы с ребятами ладить.

Другие виды высказываний единичны.

Таблица 13 содержит данные о выраженности этих субкатегорий отдельно по выборкам интерната и школы.

 

Таблица 13

Представленность субкатегорий категории «Поведение» (в % от числа использовавших эту категорию подростков каждой группы)

 

Субкатегория Группы подростков
Интернат, класс Массовая школа, класс
Всего Всего
Поведение, соответствующее требованиям взрослых (с положительным отношением) - -
Поведение, не соответствующее требованиям взрослых (с отрицательным отношением) -
Поведение, не соответствующее требованиям взрослых (с положительным отношением)
Организация поведения с определенной целью (с амбивалентным отношением)

 

Для образа Я воспитанников интерната и учащихся массовой школы важными оказываются разные стороны поведения: для первых - организация своего поведения с определенной целью, которое по сути представляет собой сознательное приспособление к требованиям социума при внутреннем неприятии этих требований. Для вторых - негативистическое противопоставление своего поведения нормативному, как утверждение своей воли, вне зависимости от целесообразности или даже реальной желательности такого поведения.

Обращает на себя также внимание, что в обеих выборках приписывание себе поведения, соответствующего требованиям взрослых в 7-х классах выражено незначительно, а в 8-х классах исчезает совсем. Кроме того, в массовой школе в 8 классе исчезают высказывания об отрицательном отношении к своему поведению в том случае, когда оно не соответствует требованиям взрослых.

В целом, можно сказать, что если данные по массовой школе соответствуют типичным подростковым характеристикам, то данные, полученные в интернате, существенно отличаются от них, прежде всего по субкатегории «Организация своего поведения». Другими словами, если для образа Я подростков, растущих в семье, наиболее характерно негативистическое противопоставление собственного поведения нормативному, собственных предпочтений - требованиям взрослых, то для образа Я воспитанников интерната - умение ловко приспособиться к ситуации, способность обойти требованиям взрослых, избежать каких-либо санкций с их стороны. Таким образом, если утверждение собственного Я, завоевание права вести себя, как хочешь, у подростков из семьи идет через активное (хотя подчас, на взгляд стороннего наблюдателя, глупое и нелепое) противопоставление себя ситуации, привычным нормам, то у подростков из закрытого детского учреждения - через приспособление (можно сказать, почти циничное) к ситуации.

Создается впечатление, что воспитанники интерната проявляют лучше умеют владеть ситуацией, использовать ее в своих целях. Однако не будем торопиться с выводами.

 

3.3.2.3. «Взрослый ли я?»

Рассмотрим в этой связи данные по категории «Взрослость». Эта категория распадается на две большие темы:

ü (а) чувство взрослости

ü (б) самостоятельность

Каждая из этих тем объединяет несколько субкатегорий.

По первой из этих тем - чувство взрослости - между школой и интернатом не обнаружено значимых различий. И там, и там, большинство подростков считают себя почти взрослыми, не совсем взрослыми, уже не детьми (характерно, что многие мальчики-восьмиклассники пишут о себе юноша).

По второй теме - самостоятельность – выделись следующие субкатегории:

Негативистический протест против опеки, контроля: Не выношу чьей-то опеки надо мной. Не люблю, когда кто-то беспокоится за меня… Не люблю, когда мне что-то навязывают помимо моей воли или точнее, желания. Я хочу сам решать, что хорошо и что плохо, и, по-моему, никто не должен мне навязывать ничего, помимо моей воли и влиять на мои мысли и поступки.

Ценность собственной точки зрения: Когда я хочу отстоять свое Я, я не соглашаюсь с мнением других и думаю так, как считаю нужным, и если даже потом это окажется неправильным, все равно я считаю себя правой, потому что отстояла свое Я. В себе мне больше всего нравится то, что у меня на все есть своя точка зрения. Я не могу ничего делать, пока не пойму смысл того, что делаю.

Признание необходимости внешнего контроля: Я еще не взрослый человек, я считаю, что мне еще нужен контроль надо мной, но более слабый, чем раньше, я многое могу решать уже без посторонней помощи. Нужно контролировать, как я делаю уроки, потому что, если не проверять, я их совсем не буду делать, но в главном контролировать меня не надо. Конечно, если надо мной «не стоять», я и половины не буду делать того, что надо, но уже можно дать мне и побольше свободы.

Таблица 14 содержит данные о выраженности этих субкатегорий в массовой школе и в интернате. Данные приведены в целом по выборкам.

 

Таблица 14

Представленность субкатегорий по теме «Самостоятельность» категории «Взрослость» (в % от числа использовавших эту тему подростков каждой группы)

 

 

Субкатегория Группы испытуемых Достовер-ность различий
Интернат, класс Массовая школа, класс
Негативистический протест против опеки, контроля -
Ценность собственной точки зрения ***
Признание необходимости контроля ***
Условные обозначения: *** - p < 0.01

 

В интернате большинство подростков признают необходимость определенного контроля со стороны взрослых. В массовой школе таких детей намного меньше. Напротив, в последней значительно больше, чем в интернате высказываний о ценности собственной точки зрения. Негативистический протест против опеки, контроля выражен в обеих группах примерно в равной степени.

В аспекте рассматриваемых субкатегорий образ Я подростка из массовой школы соответствует многократно описанным общевозрастным характеристикам. Образ Я воспитанников интерната заметно отличен. С одной стороны, негативистический протест выражен у них примерно в ой же степени, что и в группе школьников, с другой, - у них не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное - признание необходимости контроля. Мы считаем важным отметить это, поскольку жизненная ситуация воспитанников интерната такова, что они достаточно рано, по крайней мере, значительно раньше, чем большинство учащихся массовой школы, должны начинать самостоятельную, взрослую жизнь, чему мало соответствует их образ Я.

Представленные данные, однако, интересны и в другом отношении. Они указывают не только на большую выраженность у учащихся массовой школы собственно подростковых характеристик, но и на большую обостренность, аффективную значимость для них чувства Я. В литературе подобная обостренность чувства Я рассматривается как симптом интенсивного становления личности. Такая центрированность на себе, ощущение себя «центром Вселенной», рассматривается многими исследователями как явление, необходимое для становления личности в этот период. Напомним, что Ж.Пиаже и его последователи, называя это явление «подростковым эгоцентризмом», как один из центральных механизмов психического развития подростка.

3.3.2.4. «Мои умения и интересы»

Рассмотрим теперь данные по категории «Умения, интересы». Она также распадается на две темы:

ü (а) способности, интеллектуальные возможности,

ü (б) интересы, увлечения

По первой из этих тем подростки из школы и из интерната не различаются между собой. Подавляющее большинство и тех, и других считают себя умными, способными, хитрыми и т.п.

По второй теме между школой и интернатом получены значимые статистические различия. В выборке массовой школы не только большее количество подростков - 80% против 45% в интернате - пишут о своих увлечениях и внешкольных занятиях и не просто большее число увлечений они называют в среднем на одного человека (в школе - 4,4, в интернате - 2,0), но и увлечения у них глубже, разностороннее, касаются самых различных аспектов науки, техники, культуры. Пожалуй, только в области спорта увлечения тех и других подростков примерно одинаковы, во всем остальном мир интересов воспитанников интерната несравненно беднее. Акцентируем в этой связи то обстоятельство, что в интернате, в котором мы проводили наше исследование, была развернута большая работа по внеучебному воспитанию и развитию детей - действовали многочисленные кружки, дети часто ездили на экскурсии, посещали музеи и театры и т.п. В этом смысле интернат даже выгодно отличался от тех массовых школ, где мы собирали наши данные. Тем более показательны полученные нами результаты

Для подростка из массовой школы его интересы, увлечения - едва ли не главная характеристика его образа Я. Часто с них семейный подросток начинает свой автопортрет. Это видно уже из вышеприведенных данных попарного сравнения отдельных автопортретов школьников и воспитанников интерната, но дадим еще несколько фрагментов из автопортретов семейных подростков.

- Мне 15 лет. Увлекаюсь радиоэлектроникой, техникой и ядерной физикой, а также и фотографией…

- Я девочка, мне 14 лет. Я увлекаюсь спортом, занимаюсь художественной гимнастикой. Очень люблю театр, особенно балет. Люблю шить, вязать, готовить что-нибудь вкусное. Больше всего люблю читать.

Заметим еще раз, что во всех случаях это самое начало рассказа о себе. Среди школьников таких подростков, которые сразу после слов «я девочка», «меня зовут Маша», «Я живу в Москве», «Мне 14 лет» и говорят о своих увлечениях или прямо с них начинают самоописание 66% (от тех, кто использовал эту тему в прямом автопортрете), причем в 7 классе таких детей почти в два раза больше, чем в 8.

Воспитанники интерната обычно начинают самоописание либо с внешности, либо с нравственных качеств. Такое расположение высказываний, связанных со своими интересами, увлечениями, умениями свидетельствует о том, что данная сфера имеет для подростка первостепенное значение. Именно через это он определяет себя, находит свое отличие от других. Результаты свидетельствуют, что у школьников она занимает существенное место в образе Я, а у воспитанников интерната находится на периферии.

 

3.3.2.5. «Моя самооценка»

Следующая категория, на которой мы остановимся - «Самооценка». По этой категории также выделяются две темы:

ü (а) отношение к себе,

ü (б) личностные качества

По теме «Отношение к себе» высказывания могут быть разделены на следующие субкатегории:

1. Принятие/непринятие себя: Я себя люблю, может быть, это не совсем хорошо, но я так понимаю, если я хоть чуточку не буду себя любить, что я буду из себя представлять. Последнее время я себе совсем не нравлюсь; чем дальше, тем хуже мои отношения с собой.

2. Общая самооценка: Я считаю себя полухорошим человеком. Я хороший человек. Важно подчеркнуть отличие этой субкатегории от предыдущей: если в первой речь идет об общем эмоциональном отношении к себе (я себя люблю/не люблю), то во второй акцент делается именно на оценке.

3. Оценка своего характера: Мой характер мне нравится, и я бы, пожалуй, не хотела бы иметь другого. Больше всего мне в моем характере не нравится его вредность.

4. Сравнение себя с другими: Раньше мне казалось, что я самый примерный мальчик в классе, а теперь наоборот, иногда самый худший. Мне часто кажется, что я не такой, как все, хотя я вовсе не считаю себя лучше других.

Таблица 15 содержит данные о представленности этих субкатегорий в школе и в интернате.

 

Таблица 15.

 

Представленность субкатегорий по теме «Отношение к себе» категории «Самооценка» (в % от числа использовавших эту категорию подростков каждой группы)

 

Субкатегория Группы подростков
Интернат, класс Массовая школа, класс
Всего Всего
Принятие/непринятие себя -
Общая самооценка
Оценка характера
Сравнение себя с другими

 

Достоверные различия между школой и интернатом отмечаются по всем четырем субкатегориям. Для подростков из интерната отношение к себе по существу сводится к общей самооценке и (в меньшей степени) к сравнению себя с другими. Для подростков из семьи общая самооценка менее всего интересна и значима. Гораздо важнее оценка своего характера, сравнение себя с другими и некоторое общее принятие или непринятие себя. Любопытно, что характер в самоописаниях подростков из семьи часто выступает как некоторый автономный объект, с которым подросток вступает в сложные отношения и часто не может справиться: У меня просто невыносимый характер; он мне так мешает, но я ничего не могу с ним сделать, он сильнее меня.

В том, какая из самооценок - общая или характера - преобладает, проявляются в том числе различные модели собственного внутреннего мира – синкретическая, нерасчлененная в первом случае или объемная, дифференцированная - во втором. Таким образом, здесь различия между воспитанниками интерната и подростками, растущими в семье, проходит по линии большей когнитивной сложности образа Я последних.

По теме «Качества личности» были выделены две основные субкатегории: нравственные качества (добрый, трудолюбивый, врун, грубый) и эмоционально-волевые качества (сдержанный, организованный, упорный, безвольный, разболтанный). Встречались, конечно, качества (сильный, веселый, оптимистичный, с чувством юмора и сатиры и др.), которые нельзя отнести ни к первой, ни ко второй субкатегории. Поскольку такие высказывания были немногочисленны и выборки в этом отношении не различались между собой, мы не будем здесь их рассмтривать.

Качества, попадающие в каждую из субкатегорию, были дополнительно разделены на положительные и отрицательные. Соответствующие данные представлены в таблице 16.

 

Таблица 16.

 

Доля различных групп качеств в общей совокупности качеств личности, приписываемых себе подростками, %

 

Группы качеств Знак   Группы подростков
Интернат, класс Массовая школа, класс
Всего Всего
Нравственные +
-
Эмоционально-волевые +
-

 

Полученные материалы свидетельствуют о том, что, если воспитанники интерната, описывая себя, указывают преимущественно на свои нравственные качества, то учащиеся массовой школы - на эмоционально-волевые. Число положительных нравственных качеств в обеих выборках примерно одинаково, однако подростки из интерната приписывают себе значимо больше отрицательных нравственных качеств.

Наблюдения за реальным поведением подростков из интерната свидетельствует о том, что у них много проблем, связанных с недостаточным развитием эмоционально-волевых качеств: они часто бывают несдержанными, раздражительными, не могут заставить себя выполнить какое-либо дело без нажима со стороны взрослых. Однако эти явные особенности их личности и поведения не находят отражения в их образе Я. У подростков из массовой школы также есть много проблем, связанных с недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы личности, но в отличие от воспитанников интерната они включают эти проблемы в свой образ Я.

О чем говорят эти данные? Прежде всего, о том, что для подростков из интерната центральным является общение (ведь нравственные качества регулируют в первую очередь общение с другими людьми, с социумом в целом), для школьников - овладение собственным поведением и собственной личностью. И в этом смысле школьников, растущих в семье, можно считать личностно более зрелыми. Ведь деятельность самоопределения, поиск идентичности - признаки юности, в то время как деятельность общения - характеристик, свойственные подростковому и в особенности – младшему подростковому возрасту.

 

 

3.3.3. Образ Я в зеркальном автопортрете

Известно, что для развития личности человека, в том числе становления его Я-концепции, образа Я важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие его, каким они видят, как оценивают. Любой человек очень рано начинает ощущать, переживать, а впоследствии и осознавать эти оценки и взгляды. В результате у него формируется так называемое «зеркальное Я» .

Термин зеркальное Явведен американским социологом Ч.Кули для обозначения«восприятия» личностью своего собственного «отражения» в сознании и поведении других людей. ЗеркальноеЯформируется в результате усвоения мнений и оценок других людей.

Для дальнейшего анализа важно отметить следующее: чем младше ребенок, тем более слитыми, неразделимыми оказывается его «Я» и «зеркальное Я», тем больше схожи его прямой и зеркальный автопортреты. Высокий уровень личностного развития характеризуется четкой дифференцировкой «Я» и «зеркального Я».

Как уже отмечалось, зеркальное Я в нашем исследовании выявлялось с помощью методики «зеркальный автопортрет» (самоописание на тему «Я, каким кажусь другим). Обработка полученных материалов велась тем же методом контент-анализа, который использовался при исследовании «прямого автопортрета»

Опуская детали, приведем лишь результаты прямых и зеркальных автопортретов подростков, растущих в семье и вне семьи (см. таблицу 17).

Таблица 17

Соотношение «зеркальных» и «прямых» автопортретов, %

 

Характер соотношения Выборки испытуемых
Интернат, класс Массовая школа, класс
«Зеркальный» хуже «прямого»
«Зеркальный» лучше «прямого» -
Одинаковы
Не сопоставимы
Отказ от написания «зеркального» автопортрета («не знаю, каким кажусь другим»)

 

Как видим, в интернате более чем у половины подростков «зеркальный» автопортрет хуже «прямого», причем таких случаев достоверно больше, чем в массовой школе. В интернате нет подростков, которые считали бы, что окружающие думают о них лучше, чем они думают сами о себе. Примечателен и такой факт. В выборке массовой школы примерно у половины подростков «зеркальный» и «прямой» автопортреты не могут быть сопоставлены, поскольку описание в них дается разными способами: в «прямом» автопортрете описываются увлечения подростка, его мысли о жизни, а в «зеркальном» - перечисляются те качества, которые, по его мнению, в нем видят окружающие; в «прямом» подросток описывает свой характер и эмоционально-волевые качества, а в «зеркальном» - нравственные и т.п. В школе таких случаев примерно вдвое больше, чем в интернате.

Есть основания полагать, что близость или сопоставимость (когда используются одни и те же параметры описания и оценки себя) свидетельствуют о зависимости «прямого» автопортрета, мнения о себе от оценки и отношения к себе окружающих, о неразвитой способности самостоятельно выстроить образ Я, дифференцировать собственный взгляд на себя и то впечатление, которое ты создаешь у других. И напротив, существование выраженных различий между «прямым» и «зеркальным» автопортретом, их несопоставимость, свидетельствуют о дифференцированности этих двух составляющих образа Я и о способности подростка выстраивать и отстаивать собственные представления о себе. С этой точки зрения подростки из интерната существенно отличаются от подростков из семьи. У первых образ Я примерно в 75% случаев оказывается зависимым от мнения окружающих и лишь в 25% случаев не зависит от них, в то время как у вторых лишь в половине случаев зеркальный автопортрет сравним с прямым (различия статистически достоверны).

В ряде случаев ориентация на окружающих, прежде всего взрослых, встречается у воспитанников интерната почти в парадоксальной форме - прямой автопортрет (т.е. ответ на вопрос, каким я кажусь себе) начинается словами: «Мой воспитатель говорит, что я…». По сути дела, прямой автопортрет отсутствует, практически срезу превращаясь в зеркальный. В школе подобных случаев не было.

В интернате более 80% качеств, названных подростками в «зеркальных» автопортретах - нравственные, причем главным образом отрицательные, часто как бы усугубляющие ту негативную оценку, которую воспитанник дает себе в прямом автопортрете.

Если в прямом автопортрете он пишет так: «Есть капелька эгоизма. В каждом это есть. Но могу поддержать товарища, помочь ему», то в зеркальном автопортрете: «Полный эгоист… способный много дать коллективу, но не желающий. Не желающий принять какие-то требования со стороны коллектива».

Мы полагаем, что преобладающей ориентацией на оценку окружающих взрослых объясняется приписывание себе воспитанниками интерната отрицательных нравственных качеств в «прямых» автопортретах, наличие их в образе Я в целом.

 

3.3.4. Возрастная специфика образа Я.

Вернемся к проблеме подросткового кризиса. Подростковый возраст, как уже отмечалось, является сензитивным для развития Я-концепции. В этом сходятся практически все исследователи. Представление человека о себе в этот период совершенно особенное, не похожее ни на то, что думает о себе маленький ребенок, ни на то, что думает о себе взрослый. Характерным и продуктивным для развития личности является острота, аффективная заряженность этого образа, часто демонстративное противопоставление себя как миру взрослых, так и миру детей. Некоторые исследователи, вслед за Куртом Левиным, отмечают маргинальность подростка, который уже ушел из мира детей, но еще не принимается миром взрослых. Бунт против этой позиции также характерен и конструктивен для поиска себя, обретения своей идентичности. Исходя из этих соображений, интересно, с нашей точки зрения, оценить образ Я подростков, растущих в семье и вне семьи.

С этой целью все высказывания подростков были выписаны на отдельные карточки, и квалифицированные эксперты - специалисты по детской и возрастной психологии - разделили эти высказывания на три группы - характерные для представлений о себе ребенка, подростка и взрослого. Данные о количестве высказываний отнесенных экспертами к каждой из этих групп у учащихся массовой школы и воспитанников интерната представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2

 

На рисунке отчетливо видно, что в интернате высказывания разделились между выделенными группами примерно поровну. В массовой школе достоверно меньше высказываний отнесено к группе «ребенок» и достоверно больше - к группе «подросток». Количество высказываний по группе «взрослый» там и там примерно одинаково. Таким образом, самоописание учащихся массовой школы можно рассматривать как типично подростковые, в то время в самоописаниях воспитанников интерната возрастная специфика оказывается смазанной, не выявленной. Как и в кризисе 1 и 3 лет в подростковом возрасте в особенностях Я-концепции, идентичности воспитанников закрытых детских учреждений значительно менее ярко выражена характеристики кризиса, значимые, как уже отмечалось, и для развития личности в этот период, и для дальнейшего развития. Последнее, учитывая важность подросткового периода как этапа перехода от детства к взрослости имеет особое значение.

* * *

Подведем некоторые итоги. Сравнивая содержание образа Я у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, мы обнаружили, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, ибо хорошо известно, что для подростков общение со сверстниками, равно как перестройка взаимоотношений со взрослыми, приобретает особый смысл.

Однако при более детальном анализе мы и здесь нашли определенные различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, а также на своих умениях, а точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. Акцент на этих качествах, который фиксирует наиболее сложные для любого человека стороны общения, свидетельствует о признании другого как автономной личности, имеющей свой собственный, уникальный, суверенный и многогранный внутренний мир.

У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Чаще всего, описывая себя, они выделяют просто свое отношение к другим людям. Много внимания воспитанники интерната уделяют также тому, насколько они умеют ладить с другими людьми.

Обобщенно можно сказать, что для школьника описать себя — значит рассказать о том, что он умеет и любит, с одной стороны, и оценить себя, свои качества, - с другой. Для воспитанника интерната — описать собственную внешность, свое поведение, а также отношение сверстников противоположного пола к нему и свое к ним.

Сравнение образов Я может создать впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это, однако же, далеко не так. Они значительно более инфантильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих, чем дети из семьи.

В образе Я это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то в интернате в качестве ценности выделяется прямо противоположное — признание необходимости контроля над собой.

При сравнении самооценок подростков обращает на себя внимание то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества. Если мы, и сталкивались с противоречивостью, неоднозначностью самооценки у воспитанников интерната, то за этим почти всегда крылось противопоставление мнений своего и воспитателей. У подростков из массовой школы отношение к себе, как правило, положительное, а самооценка носит весьма сложный характер, включая общее принятие—непринятие себя по типу «я себя люблю — я себя не люблю» (чаще «люблю»), оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценку своего характера как чего-то относительно автономного от Я, с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т.п. Подросток может весьма низко оценивать отдельные свои качества, успехи в той или иной области, но при этом любить себя.

Возникновение столь сложной системы, по мнению М. И. Лисиной,— результат усвоения ребенком двух различных уровней отношения к себе со стороны взрослых, прежде всего родителей, начиная с самых ранних стадий онтогенеза. Родители, с одной стороны, безусловно любят его, вне зависимости от его реального поведения, свойств характера и т. п., а с другой — объективно оценивают то, каков он в различных ситуациях. Ребенок, с раннего детства растущий вне семьи, лишен первого из этих уровней — безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное, нерасчлененное отношение к себе, сводящееся чаще всего к негативной оценке, поскольку такова чаще всего оценка воспитателей).

Мы подошли к важному, а возможно, и центральному моменту в развитии личности ребенка, оставшегося без родителей, на котором хотелось бы остановиться особо.

 

 

4. О любви к себе

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе — одна из важнейших, базовых потребностей человека. Правда, на психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, высокая степень самоуважения, позитивная Я-концепция, высокая самооценка и т. д. Представители разных научных школ предпочитают разные термины, они проводят разные эксперименты, но смысл получаемых выводов один и тот же: люди с высокой самооценкой, с высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (включая творческую), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей-психосоматиков, меньше болеют.

Сегодня широко известны исследования американского психолога, основатель гуманистической психологии А. Маслоу, посвященные анализу психологии самоактуализации.

Им были проанализированы отраженные в автобиографиях, в описаниях современников, в интервью, взятых у некоторых респондентов самим автором, и в других источниках личностные особенности выдающихся государственных деятелей, ученых, писателей, художников, среди которых А. Эйнштейн, А. Линкольн, А. Швейцер, Б. Спиноза, Дж. Китс, Т. У. Лонгфелло, П. А. Кропоткин, Дж. Вашингтон и многие другие. Такие люди, несомненно, смогли реализовать в жизни свои способности, достичь, по Маслоу, высокой степени самореализации. Среди характерных особенностей их личности — высокий уровень самоуважения (А.Маслоу, 1999).

Обращаясь к исследованиям из области детской психологии, мы находим многочисленные данные о том, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе и, более того, по самооценке ребенка в дошкольном детстве можно с высокой долей вероятности предсказать его успеваемость в начальной школе. Из психотерапевтической практики известно, что при работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях. Для достижения хороших результатов совершенно необходимо проводить специальные занятия по повышению уровня самоуважения, самооценки ребенка.

Негативная самооценка, Я-концепция - плоха вне всяких оговорок.

Психологи нередко отмечали, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативную Я-концепцию, не уверены в себе. В полученных нами самоописаниях подростков обнаружилось следующее. Если учащиеся массовой школы, говоря о своих учебных достижениях, чаще всего отмечают, что они учатся ниже своих способностей, то у воспитанников интерната подобных высказываний совершенно не встречается. Они, как правило, пишут, что не могут выучить математику, не могут понять физику, ленивы или нестарательны.

Можно подумать, что негативная Я-концепция, отрицательный образ Я, низкий уровень самоуважения возникает у воспитанников детского дома в результате усвоения ими многочисленных отрицательных оценок окружающих взрослых — всякий воспитанник, действительно, слышит их предостаточно. Но если бы это действительно было так, то можно было бы сравнительно легко изменить ситуацию, перейдя на похвалу, поддержку, акцентирование успеха. Однако все не так просто. Как показывают данные специальных исследований и психолого-педагогический опыт, при наличии устойчивой негативной Я-концепции у человека часто возникает так называемый «дискомфорт успеха», когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят.

Мы наблюдали такой эпизод в I классе школы-интерната. Один из очень плохих учеников, постоянно к тому же получавший множество замечаний по поведению, однажды на уроке труда вылепил удачную фигурку. Учительница похвалила его и попросила, чтобы он прошелся по классу и показал фигурку другим детям. Что тут началось! Ребенок, довольно равнодушный к порицаниям взрослых, вдруг покраснел, на глазах у него появились слезы, он начал как-то странно хихикать, и показывая фигурку, постоянно повторял, как бы извиняясь: «Плохая».

Дискомфорт успеха объясняют тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе, спутанную идентичность.

 

5. Идентичность: тождественность и целостность

Как уже отмечалось, идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Э.Эриксон, работы которого сделали понятие идентичности одним из центральных в психологии личности, связывает подростковый и юношеский возраст с кризисом идентичности,

который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т.е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие (1996, с.33-34).

 

Перед подростком, обретшим способность к обобщению, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом, как о школьнике, друге, спортсмене, рассказчике и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает путаница ролей, или спутанная идентичность

Таким образом, по Э.Эриксону, идентичность понимается как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве, в том числе в пространстве социальных ролей) и целостность (преемственность личности во времени ).

Обсуждая проблему тождественности применительно к детям, растущим вне семьи, отметим следующее.

Основную причину развития негативной Я-концепции и спутанной идентичности у детей, воспитывающихся вне семьи, большинство исследователей видят в том, что ребенок из учреждения с раннего детства имеет дело не с несколькими постоянно присутствующими любящими и заботливыми взрослыми, каковыми для ребенка обычно является мать, отец, бабушки, дедушки, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку.

Поскольку Я-концепция в раннем детстве формируется прежде всего на основе отражения человека в «социальном зеркале», т. е. на основе того, как к нему относятся, что в нем видят другие люди, то в случае множественности, мультипликации таких зеркал, несовпадения отражений в них у ребенка и не развивается чувства тождества себе, идентичности.

Говоря о целостности как важном аспекте идентичности, также следует сказать, что она обретается детьми из детских учреждений с большим трудом. Выше мы уже писали о специфике развития временной перспективы будущего у детей из интерната. Сейчас же обратим внимание на то, какую роль играет представления этих детей о своем прошлом и их отношение к своему прошлому.

И. Лангмейер и 3. Матейчек, к книге которых мы уже неоднократно обращались, наблюдали за тем, как развиваются дети-сироты, взятые на воспитание в так называемые семейные детские дома и детские деревни. Приведем такой фрагмент из этой книги:

 

«Удивительно, насколько мало осведомлены дети, поступающие в семейные группы, о себе и своем прошлом. У них обычно бывают какие-то; весьма туманные представления о собственной семье, а потом уже лишь впечатления от пребывания в учреждении. Это ничтожно мало по сравнению с тем, что знают дети из семей, где альбомы фотографий запечатлевают прошлое всей семьи, мебель несет следы творчества детских рук, традиции проявляются во всем, что происходит в доме, а забавные детские истории из прошлой жизни ребенка снова и снова повторяются за семейным столом. Прошлое ясно, и оно постоянно присутствует. Напротив, неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения выявилась как фактор, препятствующий созданию собственной идентичности. Борьба за новую идентичность является, по-видимому, одной из основных проблем детей в период исправления депривации. Поэтому детям в поселке необходимо было объяснить в простой и понятной форме, но в основном правдиво, как с ними дело обстояло раньше и как обстоит сейчас. Обычно это значительным образом способствовало успокоению ребенка и его уравновешиванию. Видно, что выход за границы настоящего, в котором эти дети почти исключительно проживали, причем выход в обоих направлениях, в прошлое и в будущее, представляет условие для приобретения новой жизненной уверенности и новой идентичности, а тем' самым и условие бегства из порочного круга психической депривации»(1984,с.279-280).

Приведем историю из жизни одного семейного детского дома, в котором семейная пара, имеющая двух родных дочерей, взяла на воспитание еще пятерых детей-сирот. Детям очень хорошо в этом доме, они считают его своим, с радостью выполняют все домашние дела, любят проехаться на папином тракторе, сходить с мамой в магазин и т. п. Не любят только одно — рассматривать семейные альбомы, в которых вот — папа, вот — мама, вот — одна дочка (родная), вот — другая (тоже родная). «А я где?» — говорит 6-летний приемный мальчик и захлопывает альбом. И это при том, что он в курсе своего прошлого, у него своя фамилия, ему известны имена родных отца и матери. Похожим образом ведут себя и другие приемные дети.

Значение субъективного прошлого в развитии личности человека, становлении его идентичности часто недооценивается. Воспитатели, приемные родители, зная, каким тяжелым, часто почти невыносимым было прошлое их воспитанников, из самых лучших побуждений стараются о нем не вспоминать, всеми силами отвлекать ребенка от воспоминаний о нем, подчеркнуть, что его жизнь начинается заново, «с чистого листа». Этого, однако, ни вкоем случае нельзя делать, потому что человек не может жить без прошлого. Вытесненное, неосмыслененное, как бы забытое, оно в действительности никуда не уходит, а остается чуждым, враждебным, раздирающим личность на части. Идентичность как целостность, непрерывность во времени на этом пути недостижима. Из этого следует, что каким бы тяжелым и безрадостным не было прошлое ребенка, он должен его помнить, Взрослые должны заботиться о том, чтобы помочь ребенку восстановить эти воспоминания, переработать их и включить в целостный субъективный опыт.

Поэтому если ребенку хочет что-то рассказать взрослому о своем прошлом, надо всегда очень внимательно его выслушать, поддержать этот рассказ. Часто дети многократно рассказывают одни и те же истории. И каждый раз их надо выслушивать с предельным вниманием и расположенностью к ребенку. Надо заботливо и уважительно хранить фотографии и вещи, связывающие ребенка с домом, по возможности посещать те места, где он раньше жил. Часто (опять же из лучших соображений) - взрослые хотят подправить предоставления ребенка о его прошлом - сделать их более реалистичными или менее травмирующими. Но и этого не стоит делать, поскольку ребенок должен переживать и понимать прошлое, как свое личное и неприкосновенное достояние.

Один наш коллега, который в пятилетнем возрасте во время Великой Отечественной войны остался сиротой и попал в детский дом, уже будучи пожилым человеком вспоминал «семейный» альбом группы детского дома, в котором были вклеены фотографии их родителей, родственников, погибших и находящихся на фронте, в том числе и членов семей воспитательниц. «Часто вечерами, - говорил он, - мы молча рассматривали этот альбом (иногда все вместе, иногда маленькой группой или в одиночку). Мы не могли говорить о наших близких, не получалось. Но когда мы листали страницы этого альбома, возникало совершенно особое чувство. Это чувство очень трудно определить. Сейчас я бы сказал, перефразируя Гамлета, что восстанавливалась «дней связующая нить», как бы высокопарно это ни звучало».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.