Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История происхождения славянских народностей



Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах, появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать несколько отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до нашей эры. Самые ранние источники, содержащие сведения о русах, росах, относятся ко времени не ранее IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении этого названия в более ранних источниках.

Однако отказаться от прочтения первых страниц истории славян из-за отсутствия письменных источников и крайней трудности этнического определения памятников материальной культуры было бы неправильным, так как имеются еще данные лингвистики.

Славянские языки ныне представлены русским, украинским, белорусским, польским, чешским, словацким, болгарским, сербско-хорватским, словенским, македонским и лркицким, которые входят в семью индоевропейских языков. К этой лее семье относятся германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский и др.), романские (французский, итальянский, испанский, португальский, румынский и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, сингали и др.), иранские (персидский, афганский, осетинский и др.), греческий, армянский, албанский языки.
Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский, положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей Римской империи, хеттский - в Малой Азии, тохарский - в Средней Азии и другие, так называемые, мертвые языки.В настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют самую многочисленную группу.

В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских родственных языках, а возможно, на каком-то очень древнем индоевропейском языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной тер- ритории, откуда расселялись сотни и тысячи лет. Среди них были далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским языком. Это были не славяне, а лишь их отдаленные физические и языковые предки - протославяне.

Современные филологи и историки считают, что какие-то элементы индоевропейских языков существовали еще в эпоху мезолита (X - V тысяче- летия до н.э.). В эпоху раннего матриархата мелкие родовые группы охотников и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной Европы вслед за отступавшим ледником. Датируется это временем, отдаленным от нас 10 - 12 тысячами лет. Период расселения вслед за отходившим на север ледником мезолитических родовых групп охотников и рыбаков был временем распространения в Средней и Восточной Европе древнего европеоидного расового типа.

В несколько более позднее время из Приуралья и Зауралья по северной таежной полосе Восточной Европы проникают на запад вплоть до Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного (урало-лапоноидного) типа. На западе мезолитические культуры восточного происхождения доходят до Прибалтики, где стоянка Кунда датируется VII тысячелетием до н.э., восточнее располагаются другие культуры явно зауральского происхождения.

Это продвижение монголоидных элементов с востока на запад, сопровождавшееся смешением и ассимиляцией более древнего европеоидного населения, представляет собой не что иное, как проникновение на запад племен финно-угро-самодийской языковой семьи, древнейшей областью расселения которых были лесные полосы и лесостепь Урала и Зауралья. При этом и европеоидное население, и лапоноидное продвигалось с юга на север, с востока на запад не одновременно, а волнами.

На территории Восточной Европы создавались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская. Контакты между их носителями обусловили и метисацию, и древние языковые связи.

В период от XII - X и до VI - V тысячелетий до н.э., в эпоху холодного, субарктического и позднее несколько более теплого и сухого бореального климата, европеоидный расовый тип, продвигавшийся на север, изменял свой облик. Медленно и постепенно, на протяжении многих тысяч лет европеоиды расселялись волнами на север и, попадая в новую среду, в условия умеренного и холодного климата, меняли свой физический тип (посветление кожного и волосяного покровов, а также радужной оболочки глаз, уменьшение высоты лица). Так создавались различные варианты относительно поздно сложившейся малой северной европеоидной расы, сформировавшейся из различных расовых типов, подвергшихся общему для всех процессу посветления в условиях прохладного и влажного климата. Так, в балтийской зоне, в широком смысле слова (Ботнический залив - верхний Днепр - нижняя Висла), начали складываться признаки балтийской расы, оттеснившей и ассимилировавшей древний лапоноидный тип.

В более поздние, неолитические времена в Восточной Европе распространяются содержащий монголоидные черты уральский (на востоке) и европеоидный понтийский (лесостепь и степь) расовые типы.

Что касается центральных областей Восточной Европы, то здесь на древней европеоидной основе складывался расовый тип, получивший наименование восточноевропейского.

Протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одним, то с другим народом (Малая Азия, Персия и др.). На морское побережье славяне вышли позднее. Отсюда можно сделать вывод, что они в глубокой древности не жили западнее современной линии Калининград - Одесса. А точнее, речь идет об их жительстве в области Полесья, междуречья Западного Буга и Днестра, верховьев Вислы.

В письменных источниках славяне выступают как венеды. О них еще знали в Древней Греции в VII в. до н.э. Геродот, писавший в V в. до н.э., сообщает о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов). Об индах, из земли которых, лежащей у берегов северного океана, привозят янтарь, добываемый где-то в реке, писал Софокл (V в. до н.э.). Сообщает об энетах Скилах (IV в. до н.э.). Об индах, занесенных бурей к берегам Западной Германии, упоминает в I в. до н.э. Корнелий Непот.

Немного подробнее говорят о венедах римские историки. В Певтингеровых таблицах - дорожниках, составленных в самом начале новой эры при императоре Августе, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитавших в Карпатах, итов и даков, занимавших низовья Дуная.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря (Венедского залива). Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, в юго-восточной - сарматов.

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Варяжского (Балтийского) моря, славяне заняли позже, около начала новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин "венеды" неславянского происхождения, и сами славяне так не называли себя. Он встречается на территории обитания иллирийцев (современная Венеция), кельтов. По-видимому, такого же происхождения название германского племени вандалов. Возможно, что название "венеды" восходит к такой глубокой древности, которая исключает возможность точного объяснения. Во всяком случае, термины "венеты", "инды", "венеды" появились раньше, чем "славяне" в Повисленье и на берегах Венедского залива. Видимо, соседи славян, германцы и финны, когда заселяли эти края, перенесли на славян название древнего его населения.

Характерно, что уже Тацит говорит о набегах венедов на земли нынешней Прибалтики и на степи, где проживали сарматы, что является свидетельством подвижности венедов, обусловленной началом их расселения.

Если в древнейших письменных источниках о венедах имеются сообщения всего лишь в виде нескольких не очень ясных строк, то в более поздних источниках число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии, выйдя к берегам Русского (Черного), Адриатического, Эгейского морей, и поселились там, смешавшись с местным населением.

Византии пришлось сражаться и заключать союзы со славянами, приглашать их к себе на службу и поселять на своих землях, уступая им целые области.

Славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова, в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (X в.) с грустью констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе приняли участие и славяне Восточной Европы.

Следует отметить, что на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие от балтов и финно-угров, обладали более темным цветом волос и радужной оболочки глаз. Не случайно во времена Киевской Руси они называли балтов и финно-угров "чудью белоглазой".

Археологические раскопки показывают, что славяне пришли в Поднестровье, Побркье, Приднепровье поздно, не ранее VI в., и, вытесняя и ассимилируя балтов и финно-угров, довольно быстро в VIII - IX вв. заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, озер Нево (Ладожского) и Ильменского, Белого моря.

Почему народ стал называться славянами (ранее - словенами) ? Происхождение этого этнонима уходит в даль веков, что исключает возможность точного и однозначного ответа на этот вопрос. Существует много различных предположений о происхождении наименования "славяне". "Словен" или "славян" - от "слово", т.е. говорящий, владеющий языком, в отличие от неумеющих говорить на языке; от "славы" в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень "слов" или "слав" (по аналогии с русскими волжанами, уральцами, сибиряками). Предполагают, что "слав" означало просто "народ", "племя".

В IV - V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современных Чехии и Словакии, Австрии, Баварии, Венгрии. В последние годы труды отечественных археологов и их коллег из Польши, Чехии, Словакии.

 

История Словении

Славянские предки современных словенцев осели на территории страны в VI веке н. э. В VII веке они образовали Карантанию, которая стала одним из первых славянских государств. В 745 году Карантания в обмен на военную помощь признала протекторат со стороны франков, сохранив при этом формальную независимость до своего распада в 1180. Влияние франков способствовало христианизации словенцев.

Около 1000 года были написаны Brižinski spomeniki, первый письменный документ на словенском языке. В XIV веке территория современной Словении попала под власть Габсбургов и в дальнейшем вошла в состав Австро-Венгрии. Словения была разделена на три провинции: Краньскую,Горишку и Штаерску.

Перемещение торговых путей и Тридцатилетняя война в XVII веке способствовали экономическому упадку Словении, но в XVIII веке хозяйственное развитие вновь активизировалось: производство различных товаров увеличилось, сельскохозяйственной продукции стало больше примерно на 60 %. Развернулось национальное просветительское движение. Этот период получил название Словенского Возрождения.

В 1809—1813 гг. большая часть Словении входила в состав Иллирийских провинций. В XIX веке, особенно в ходе Революции 1848—1849 гг. в Австрии и после неё, в Австрийском Приморье развивается словенское национальное движение (центр — Крайна).

В 1918 году распалась Австро-Венгрия. Италия по итогам Первой мировой войны захватила всё Словенское Приморье, включив его в состав региона Венеция-Джулия. Остальная часть словенских земель вошла во вновь образованное Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, которое в 1929 было переименовано в королевство Югославия.

В 1941 году после нападения держав оси на Югославию, Италия аннексировала территорию до Любляны, а Германия остальную территорию с городом Марибор.

Королевство Югославия распалось в ходе Второй мировой войны, а Словения вошла в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия, что было объявлено 29 ноября 1945 года. Причём от Италии к Словении были присоединены исконные словенские земли Обална-Крашка и Горишка.

По результатам проведённого 25 июня 1991 года референдума, 88.2% словенцев высказались за провозглашение независимости Словении от СФРЮ.

Война в Словении (один из военных конфликтов войны, начавшейся при распаде Югославии) продолжалась десять дней, в ходе 72 боевых контактов, потери Югославской армии составили 45 человек убитыми, 146 ранеными, 4 693 военнослужащих и 252 сотрудника федеральных служб были взяты в плен. Потери словенских сил самообороны составили 19 убитых (9 комбатантов, остальные гражданские лица) и 182 раненых. Также погибли 12 граждан иностранных государств, в основном водители на службе международных транспортных компаний. Был выведен из строя 31 танк (включая сожжённые и повреждённые), 22 транспортные бронемашины, 172 транспортных средства и 6 летательных аппаратов.
23 декабря 1991 была принята Конституция Республики Словения.

 

География Словении

 

Cтрана расположена в юго-восточной части Европы, на северо-западе Балканского полуострова, в восточных отрогах Альп. Граничит с Италией, Австрией, Венгрией и Хорватией, на западе узкой полосой выходя к Адриатическому морю в районе Триестского залива.

3.Научные работники назвали «Повестью временных лет» начальную, исходную, часть древнейшей нашей летописи, в которой изложены основополагающие данные по нашей истории. В подлиннике же называется она, конечно, иначе, что вполне доступно каждому. Вдумайтесь, что могло бы значить выражение «времянные годы»? Разве годы бывают иные, не времянные? Космические? Световые? Если же нет, если тысячу или чуть менее лет назад еще не было световых лет, пространственных, то зачем же летописец определил годы как принадлежащие времени, если иначе просто не бывало? Выражение, как видим, совершенно бессмысленное: определение слова лета в переводе не требуется, ничего для смысла не добавляет. А ведь с первого взгляда, невежественного, кажется, что подлинное название летописи, «повести времяньныхъ летъ», нельзя перевести иначе.

В комментариях к единственному существующему переводу автор его Д.С. Лихачев пишет, что слово «временных» значит «минувших». С какой стати слововремя значит минувшее? Это невежественный вымысел. Время — это теоретическая величина, научная, область определения физических процессов (движения), а год — это единица измерения времени. Условно с точки зрения действительности, формально, годы отображаются на определяемые им события, т.е. действие есть функция времени, действие определяется временем. Таким образом, годы могут быть отображенными на события — так сказать, времянеными, каковое слово мы и наблюдаем в подлиннике: «времяньныхъ». Между буквами Н в слове «времяньныхъ» стоит глухой гласный звук Ь, который при переносе на него ударения прояснялся до полного, т.е. в современный язык это слово перешло бы в виде времяненых. Разница между словами времянной и времяненый такая же, как между прилагательным вороной и причастием вороненый. Первое обозначает просто свойство, а второе — итог действия, воронения. Стало быть, в сочетании «времяньныхъ летъ» тоже заключен итог действия. Поскольку же ныне причастиевремяненых не употребляется, следует использовать в переводе иное слово, равное по смыслу, например Известия обращенных лет, т.е. отображенных на события. Заметим, что в подлиннике стоит слово «повести», во множественном числе, т.е. вести, известия. С переходом же к единственному числу следовало бы подчеркнуть в переводе функцию, обращение лет, которое, собственно, и составляет суть записей по годам — Повесть обращения лет.

К несчастью, с текстом «Повести временных лет» дело обстоит в точности так, как с названием. Как это ни поразительно, наша древнейшая история во многом представляет собой невежественный вымысел нескольких человек…

«Повесть временных лет» является основополагающим сочинением нашей истории. В ней изложены две взаимоисключающие теории происхождения русского народа, славянская и варяжская,— не норманнская, которая опирается лишь на невежественные домыслы и неумение сделать вывод, а именно варяжская. Славянская и норманнская теории являются откровенно надуманными и противоречивыми — нелогичными внутренне и противоречащими европейским историческим источникам. Более того, друг без друга они существовать не могут. Это два невежественных взгляда на один и тот же объект — население Украины. Собственно, в летописи содержатся только варяжская и славянская теории, а норманнская теория была выдумана в силу невежественного отождествления летописных варягов и германцев. Суть этих теорий будет раскрыта ниже.

 

5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

Если верить летописям, Рюрик умер в 879 г., оставив власть в Новгороде своему малолетнему сыну, Игорю, которому пришлось довольно долго дожидаться полной и независимой власти. Непосредственным наследником Рюрика стал Олег, один из его родственников, по крайней мере первоначально как опекун Игоря; потом однако власть Олега упрочнилась на долго, аж до самой его смерти в 912 году. О временах правления Олега известно немного, а дошедшие до нас сведения скупы и лишены подробностей (что впрочем не должно удивлять), но тем не менее укладываются в красочный калейдоскоп и преставляют немалый интерес. Прежде всего не подлежит сомнению то, что Олег был человеком предприимчивым, полным темперамента и склонным к активной политике, при чем он умел начертать её определенные перспективы и последовательно стремиться к их достижению. Первым делом главной целью он поставил подчинение себе приднепровских земель, так как по Днепру шел кратчайший путь в Византию. Ему удалось собрать многочисленную и воинственнуь дружину из славя
н, варягов и финнов и в 882 г. он взялся за дело, сначала подчинив себе Смоленск в земле кривичей и Любеч в земле северян (западных). Затем пришла очередь Киева. Аскольда и Дира заманили в ловушку и убили, а Олег стал правителем всего бассейна Днепра, верхнего и нижнего. Какие-то отголоски тех событий по-видимому сохранились в народной памяти потому, что один из холмов возле Киева столетиями называли Аскольдовой Могилой. Такое же название носит и опера созданная в 1835 г. композитором Алексеем Верстовским.
Но на подчинении Киева не кончились походы Олега, который подчинил себе северян и радимичей, а на западе - древлян. Кроме того он многократно предпринимал походы против хазар, избавляя при этом некоторые славянские племена (например северян) от дани хазарам. Борьба с хазарами была трудной и кровопролитной, а походы против хазар нередко имели карательный характер в ответ на разрушительные набеги хазар на русские земли. Такова была суровая реальность той эпохи и так её запечатлел поэт Александр Пушкин в своем знаменитом стихотворении Песнь о Вещем Олеге:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.

Наконец, Олег предпринял походы против прибужских и приднестровских племен - дулебов, уличей и тиверцев. Борьба с ними, длившаяся более десяти лет, шла с переменным успехом. Полное объединение всех территорий заселенных восточными славянами оказалось пока еще невозможным, но это не меняет того факта, что Олег добился максимума своих планов и с той поры датируется существование древнерусского государства или - от взятия Киева в 882 г. - Киевской Руси. О единой и целеустремленной политике Олега свидетельствует и то, что под конец своего правления он предпринял поход на Византию. Прежде чем это наступило, он подчинил себе почти весь путь "из варяг в греки" - вдоль Волхова, Ловати и Днепра. Дружина Олега, хотя состояла из представителей разных народов, представляла собой значительную силу и боевой опыт приобретенный в прежних походах. Подчиненные племена платили им дань, почти полностью в натуре (меха, мед, воск), воины участвовали в дележе военной добычи и даней; таким образом они обогащались и охотно участвов
али в военных походах. Было и чем торговать; Константинополь охотно покупал русские товары и потому уже тогда поддерживались постоянные и взаимные контакты, хотя более конкретные детали нам неизвестны.
Согласно Повести временных лет Олег повел поход на Константинополь в 907 г. Некоторые источники называют год 911 - мнения здесь разделяются, но большинство специалистов склоняется к первой дате. Поход окончился большим успехом: император Лев VI Философ (886-912) согласился уплатить значительный выкуп, а кроме того был подписан первый в истории Киевской Руси торговый договор. Повесть временных лет донесла до нас его текст, к сожалению не полностью и поэтому в исторической науке можно встретить различные толкования его положений. Достоверно известно, что обе стороны гарантировали друг другу определенные торговые привилегии и устранили некоторые спорные проблемы в двусторонних отношениях. Например, обе стороны договорились как в будущем будет проходить выкуп пленников и как каждая из сторон будет реагировать на преступления совершенные приезжими купцами другой стороны.

Таким образом наследник Олега и предполагаемый сын Рюрика, Игорь (912-945), принял правление над страной, которая установила мирные и дружественные отношения с богатым и сильным соседом. Тем не менее новый князь не отказался от мысли о новых походах на Византию, хотя попытки их реализации предпринял (дважды в 941 и 944 гг.) к концу своего правления. Обе впрочем окончились неудачно, о чем свидетельствует новый договор заключенный в 944 (по другим источникам - в 945) году. Русские купцы лишились значительной части привилегий, которыми они раньше пользовались: по прибытии в Константинополь им нельзя было оставаться дольше определенного срока и нельзя им было привозить неограниченного количества всех товаров. Киевские князья обязывались предоставлять византийским императорам военную помощь и отказаться от претензий на византийские владения в Крыму. Прочие положения предыдущего договора остались в силе и отношения между обоими государствами продолжали развиваться мирным путем, хотя и не долго. При Игоре к Киевской Руси были присоединены земли уличей и тиверцев. Был также предпринят поход к Каспийскому морю и вдоль его западного побережья на юг, к древнему городу Барда (по другим источникам Бардаа или Бердаа), который был взят в 943 г. В то же время начался для Руси трехсотлетний период трудной и кровопролитной борьбы с южными кочевниками, сначала с печенегами, а от половины XI в. с половцами. Кочевья печенегов изначально находились между нижней Волгой и Аральским озером. В конце IX в. печенеги перешли Волгу и направились на запад, вытесняя кочующих в низовьях Дона и Донца венгров. В X в. кочевья печенегов распространялись от Дона до Южного Буга и в широкой полосе севернее хазарских владений. Первые столкновения печенегов с русскими еще не были грозными и был даже заключен договор, в котором обе стороны обязались не воевать друг с другом. Гораздо больше неприятностей у Игоря было с племенем древлян, которые сопротивлялись власти Киева. Проявления сопротивления, выражающиеся даже в восстаниях, разумеется, подавлялись, но именно в земле древлян пришел конец самому Игорю. Система княжеской власти в раннефеодальном древнерусском государстве опираласх на военных походах и на дани с покоренных племен, в одинаковой мере славянских и неславянских. Даже если князь лично не был человеком воинственным, он все-равно в большей мере пребывал в военных походах, а если таковых не было, объезжал со своей дружиной княжеские владения, решая различные вопросы, собирая дань и оставаясь на иждивении местных подданых. Такие объезды назывались полюдьем; название происходит от слов "ходить по людям", но оно перешло и на сам вид дани. Её размеры никогда не были точно определены; в те времена это не было практически возможно, зато отлично подпитывало самоуправство. В 945 г. даже чрезмерная дань с древлян не удовлетворила Игоря, который сначала уехал, но на свое несчастье передумал, вернулся и потребовал новой дани. Это лишь вызвало восстание, во время которого Игорь был убит.

Можно предполагать, что смерть князя не была запланирована - ведь в таком случае надо было считаться с жестоким возмездием и новыми бедствиями. Кажется, древляне все-таки пришли к подобному выводу, хотя и поздно, уже после случившегося. Однако стараясь исправить содеянное, древляне отправили посольство к Игоревой вдове, Ольге, с предложением выйти замуж за древлянского князя. В Киеве вместо согласия послы получили смерть, были также убиты и члены следующего посольства. Княгиня Ольга, правящая от имени малолетнего сына, не склонна была простить, да еще такой ценой. В 946 г. она сама во главе многочисленной дружины отправилась в поход против древлян. Земли непокорного племени были преданы огню и мечам, сожжен был главный град древлян, Искоростень, погибли тысячи людей, в том числе и незадачливый жених. Но и сама Ольга сделала некоторые выводы из случившегося - для избежания повторения подобных проблем в будущем была реформирована система даней и их сбора.

6. Образование и литература Киевской Руси 9—14 вв.

После введения христианства в качестве государственной религии об­разование стало делом государства и церкви.Первым отдал детей “в учение книжное”Владимир Святославич. В1037 г.,при Ярославе Мудром, при Софийском соборе была открыта школа нового типа, в которой не только обу­чали грамоте, но и изучали греческий и латинский языки, штудировали фило­софские произведения, основы медицины. Здесь же действовала большая биб­лиотека, где переписывались и переводились книги с греческого на славянский язык. Обучение велось также при монастырях: Янка Всеволодовна(внучка Ярослава Мудрого) основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек, где обучала грамоте, пению и рукоделию. Особенно важным образо­вательным центром был Киево-Печерский монастырь.

В 10—12 вв. в Киевской Руси развивалась оригинальная литера­тура. Значительное место занимали произведения церковно-богословского характера — проповеди, поучения и пр. Среди произведений церковных писателей-проповедников выделялось произведение “Слово о законе и бла­годати” киевского митрополита Илориона. Одной из разновидностей церковной литературы Киевской Руси были жития святых. Наряду со сведе­ниями о житиях святых эти произведения содержали информацию о полити­ческой жизни, социальных отношениях, быте и культуре того времени. В Киево-Печерском монастыре составлены жития монахов и повести об этом монастыре, которые в начале 13 в. вошли в сборник, названный позднее и Киево-Печерским патериком”.

Талантливым светским писателем был князьВладимир Мономах. Он написал “Поучение детям” — одно из наиболее выдающихся литератур­ных произведений Киевской Руси. В “Поучении детям” изложены полити­ческие и философско-этические взгляды, в частности речь шла о деятельно­сти в пользу людей и государства.

Особое место в оригинальной литературе Руси занимали летописи, представлявшие собой выдающееся явление не только в древнеукраинскои, но и в мировой литературе. Создание древнейшей летописи исследователи свя­зывают ещё сo временами Аскольда. К сожалению, та летопись не сохрани­лась. Сходная судьба постигла и последующие летописные сведения, ис­пользованные, однако, Нестором-летописцем при создании “Повести вре­менных лет” — большого исторического труда, в котором подано связное изложение истории Руси. “Повесть временных лет” пронизана идеей креп­кого, объединённого государства.

Непревзойдённым произведением литературы Древней Руси было “Сло­во о полку Игоревен. В нём с большим мастерством изложена история похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Автор поэмы призывал к единству князей в борьбе против врагов, выступил горячим патриотом родной земли.

Большую роль в развитии литературы Киевской Руси сыгралонародное творчество. Наиболее яркими образцами народного творчества были бы­лины. Излюбленные герои былин — сам князь Владимир Красное Солнышко и воины-богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Были распространены и такие виды устного народного творчества: обря­довый фольклор, связанный с земледельческим календарем и различными бытовыми явлениями (свадьба, похороны и пр.), исторические предания, легенды и т. д. Значительное место в фольклоре занимала героическая на­родная эпическая песня, возвышавшая идею единства и могущества страны.

Современная наука рассматривает Киевскую Русь с ее культур­ным достоянием как творение украинского народа в княжеский пе­риод его истории.

Женская грамотность:

У В.Н. Татищева есть упоминание, без ссылки на источник, об открытии при Андреевском монастыре в Киеве женской школы, где девиц обучали «писанию, також ремеслам, пению, швеннию и иным полезным им ремеслам». Но надо полагать, что и в это время наиболее распространенным было все-таки частное, индивидуальное обучение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.