Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лишенных материнской заботы



1..Материнская депривация:

«естественные эксперименты».

Многократно упоминавшиеся нами работы Р.Шпица и Дж.Боулби открыли целое направление научных исследований, ориентированных на изучение последствий пребывания ребенка в детском учреждении (больница, дом ребенка, детский дом, интернат) без семьи, без родителей. Они, по существу, совершили революцию в этой области.

Р.Шпиц, который первым обратил внимание на то, что происходит с детьми в больницах и приютах, был настолько поражен, что счел своим долгом не только дать точное научное описание состояния детей, но и заснять их на кинопленку - для того времени это было совсем непростым делом.

Р. Шпиц так описывает детей из приюта примерно шестимесячного возраста:

«… дети были полностью пассивными и неподвижно лежали на спине в своих кроватках. Им не удавалось достичь даже стадии моторного контроля, необходимой, чтобы перевернуться на живот. Лица стали пустыми, координация движений глаз ослабело, лицо приняло выражение, типичное для имбецилов. Спустя некоторое время подвижность возобновлялась, принимая у некоторых детей форму spasmus nutans; у других детей выявилась нескоординированность движений пальцев, напоминающая децеребральные или аутоэротические движения»(2000, с.273).

Подобных описаний в литературе сейчас накоплено достаточно много, и все они неизменно поражают читателя. Но, пожалуй, самую жестокую, почти невероятную, но вместе с тем реальную, документированную в отчетах и сохранившуюся в архивах историю, произошедшую в гитлеровской Германии, приводят Й.Лангмейер и З.Матейчек. Ее можно рассматривать как «естественный эксперимент», поставленный в условиях чудовищной, нечеловеческой идеологии.

По критериям, предъявляемым к высшей арийской расе, был проведен отбор молодых мужчин и женщин, физически и психически совершенно здоровых и крепких, без наследственных заболеваний. В тайных лагерях специально созданные из этих мужчин и женщин супружеские пары жили до тех пор, пока у женщины не наступала беременность.. После родов ребенка забирали у матери и воспитывали в специальных детских домах с целью создания «сверхлюдей» чистой расы.

Этот опыт закончился полным провалом. В отчете о деятельности одного из таких детских домов отмечалось, что все его 20 воспитанников сильно отставали в развитии, лишь одного ребенка можно было считать нормальным, у остальных запаздывало развитие речи, многие из них научились элементарным гигиеническим навыкам лишь к 6 годам, некоторые были, как отмечалось в отчете, просто идиотами. О причинах авторы отчета писали следующее:

 

«Они были лишены самого важного, т. е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали, как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом» (1984, с.71-72).

 

Этот трагический «естественный эксперимент» красноречиво свидетельствует, что материнская депривация губит, приводя к тяжелым формам психического недоразвития, даже детей, генетически абсолютно здоровых. Мы считаем важным подчеркнуть это, поскольку часто при обсуждении проблемы сиротства главный упор в объяснении проблем развития таких детей делается на наследственность. И это имеет определенные основания, так как современное сиротство, в основном, социальное, и попадающие в детские дома дети чаще всего являются не только детьми, но и внуками алкоголиков, имеют родителей- наркоманов и т.п.

Исследователи, изучавшие в разные годы и в разных странах детей, оказавшихся без семьи, выделяют разные последствия материнской депривации для психического развития. Эти данные сложно сравнивать между собой, поскольку факторов, различающих эти естественные эксперименты, слишком велико: это разные социокультурные условия и общеисторический фон (война, мирное время), разные время разлуки с семьей и длительность пребывания в учреждении, разный вес наследственного фактора, разные материальные условия жизни в детском учреждении (питание|, наличие игрушек), различия по характеру заботы и по количеству заботящихся о детях взрослых, возрасту детей и т.п.

Возвращаясь к материалам предыдущей главы, выскажем некоторую общую гипотезу: в наибольшей степени страдают эмоциональная и волевая сферы - центральные для развития личности. Для предварительного обоснования этой гипотезы приведем результаты еще одного естественного эксперимента (Д.Кун, 2002). В середине 90-х г.г. ХХ века в переходное, трудное для Румынии время крушения социализма ситуация в детских приютах была очень сложной. Они были сильно переполнены и бедны. Дело доходило до того, что с детьми первого года жизни просто некому было заниматься. Достаточно большая группа детей из этих приютов были взяты на воспитание в обеспеченные канадские семьи. Обследование этих детей, проведенное спустя несколько лет показало, что большинство из них существенно продвинулись в физическом и умственном развитии. Однако многие из них проявляли слабую привязанность к своим приемным родителям, Ярким показателем этого было например, то, что они охотно уходили из дома с чужими людьми, что обычно не делают семейные дети. Психологи, обследовавшие этих детей констатировали у них «отсутствие надежной привязанности», который рассматривается как симптом, свидетельствующий о личностных нарушениях и имеющий серьезное прогностическое значение.

 

2. Фактор времени

Обсуждая проблему развития ребенка вне семьи, в детском учреждении, исследователи отмечают, что последствия материнской депривации в значительной степени зависят от того, в каком возрасте ребенок был разлучен с матерью, семьей, так как проблемы ребенка, оказавшийся вне семьи сразу после рождения, и того, который попал в детский дом в год, различны и при этом отличаются от проблем ребенка, который был направлен в детский дом в семь лет. Так, в психологических исследованиях показано, что тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения испытывающего материнскую депривацию, отличается от типа личности человека, лишенного материнской заботы не с рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла. В таких случаях, отмечает Дж.Боулби, разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального стресса, переживаемого ребенком. (про стресс разлуки?)

Согласно наблюдения Дж.Боулби, уже шестимесячный младенец в первый месяц разлуки плачет, требует мать и ищет кого-нибудь, кто мог бы ее заменить. Второй месяц разлуки характеризуется возникновением реакции избегания: если кто-нибудь подходит к ребенку, он начинает кричать. Одновременно наблюдается падение веса и снижение уровня развития. Третий месяц знаменуется тем, что ребенок начинает избегать всяких контактов с миром, у него развивается апатия и аутизм.

Идеи о связи между формирующимся типом личности и временем разлуки с матерью нашли, в частности, подтверждение в ретроспективных исследованиях группы подростков-правонарушителей, проведенных Дж.Боулби. Было установлено, что у таких подростков разлука с матерью в возрасте до 5 лет отмечалась, значительно чаще чем в контрольной группе подростков, не совершавших правонарушений (при этом учитывалось не только помещение ребенка в детское учреждение закрытого типа, но и длительное пребывание его в больнице, санатории и т. п.). При этом фактор времени разрыва с семьей оказался более весомым, чем длительность пребывания вдали от дома.

Таким образом, симптомы материнской депривации обнаруживают дети, не только отданные в детский дом, но и оказавшиеся в больницах, санаториях и других подобных учреждениях. В литературе описано депривирующее влияние разлуки ребенка с матерью, даже относительно недолгое. Обычно после возвращения в семью последствия депривации постепенно проходят, однако в ряде специальных исследований было установлено, что в случае разлуки с матерью свыше пяти-шести месяцев изменения оказываются практически необратимыми.

Уточнением этих данных могут служить результаты еще одного исследования Дж.Боули, где было показано, что подростки, потерявшие мать сразу после рождения, отличаются от сверстников, осиротевших в шестимесячном возрасте или позднее. Именно последние часто становились правонарушителями, характеризовались ярко выраженным антисоциальным поведением, в то время как дети, оказавшиеся без матери сразу после рождения, не отличались склонностью к правонарушениям, а были просто замкнутыми и неконтактными.

Эту точку зрения разделяют и многие другие исследователи, однако не все. Так, английский психолог М.Раттер полагает, что, хотя в целом можно установить статистическую зависимость между фактом ранней разлуки с матерью и правонарушениями в более позднем возрасте, нельзя считать эту зависимость причинно-следственной, так как она исчезает, если выделить фактор семейной дисгармонии, которая в большинстве случаев и является истинной причиной разлуки матери и ребенка. Он считает, что в тех случаях, когда разлука с матерью происходит без нарушения семейных отношений, развития отклоняющегося поведения у подростков не отмечается и вообще в таких случаях нарушения бывают несущественными (1987).

Обобщая материалы многолетних исследований, Дж.Боулби высказал предположение, что долговременная разлука ребенка с матерью в первые 3—5 лет жизни приводит, как правило, к нарушению его психического здоровья и оказывает влияние на весь дальнейший ход его личностного развития.

Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося в условиях материнской депривации, Дж.Боулби обозначил как «безэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности он представлял следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Г.Дюрфе и К.Вольф, принадлежащие к венской психологической школе, в начале 30-х годов нашего века провели сравнительное изучение 94 грудных детей из восьми различных детских учреждений. Учреждения отличались уровнем гигиенического ухода за детьми, характером стимулирующей среды (игрушки и т. п.), особенностями воспитания (некоторые дети воспитывались своими незамужними матерями, другие — специально обученным медицинским персоналом, третьи — матерями других детей, находившихся в этом же учреждении). Авторы пришли к выводу о бесспорном преимуществе материнской заботы: дети, за которыми ухаживали их собственные матери, имели самый высокий коэффициент развития. Весомость этого вывода повышается, если учесть, что речь шла о матерях необразованных, не следивших за собой, для которых ребенок был, скорее, обузой.

Еще пример. Во Франции в 50-е годы Дж. Рудинеско-Обри сравнивала группу детей одного-трех лет, поступивших в детское учреждение закрытого типа из плохих семей, с другой группой, в которую входили дети, длительное время воспитывавшиеся в этом учреждении и не имевшие контактов с семьей. Коэффициент развития в первой группе оказался значительно выше, чем во второй.

Впоследствии в работах, проведенных в 50-70-е г.г. (В.Голдфарб, В.Деннис и др.) эти данные были уточнены и детализированы. Так, было проведено сравнение двух групп детей. Первую группу составляли дети их приюта. Каждый ребенок в первые 8 месяцев жизни содержался в отдельной комнате (для того чтобы предупредить возникновение инфекции). Короткие контакты со взрослыми были ограничены временем кормления и пеленания. При этом кормили детей из закрепленных на кроватке бутылочек. С детьми не играли, на их крик и плач практически не реагировали . Особенности развития (физического и психического) этой группы детей постоянно сравнивали с характеристиками второй группы детей, воспитывающихся в нормальных условиях.

Оказалось, что самые маленькие дети (в возрасте до 3-4 месяцев) из этих групп не различались. Однако дети старше четырех месяцев из приюта стали заметно отличались от детей из семей. Причем эти дети из приюта также вели себя по-разному. Большая их часть были пассивны. Они вяло реагировали на других людей, не пытались привлечь к себе внимание взрослого, крайне редко пытались приблизиться ко взрослому для того, чтобы тот обнял или поцеловал их. Другие, напротив, постоянно требовали внимания и ласки взрослого. Наконец, третьи (их было меньше всего) сидели в углу своей кроватки, погруженные в себя и раскачивались взад-вперед с ничего не выражавшими лицами. Таким образом, только эти последние напоминали детей, описанных Р.Шпицем и Дж.Боулби, что по-видимому, связано с тем, что эти авторы изучали крайние, наиболее тяжелые случаи развития ребенка в условиях материнской депривации.

Примеры подобных исследований, проведенных в том числе и в нашей стране, можно было бы приводить еще и еще. Интересующихся данной проблемой мы можем отослать к уже неоднократно упоминавшемуся фундаментальному труду И. Лангмейера, 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте», который был опубликован на русском языке в Праге в 1984 году, где подробно описано большинство этих исследований, и который сейчас можно найти в интернете.

Существует мнение, что в отличие от ребенка, с рождения оказавшегося без материнской заботы, развитие личности ребенка, имевшего мать, но в какой-то момент лишившегося ее, идет по так называемому невротическому типу, когда на передний план выступают разного рода защитные механизмы. Дж. Боулби отмечал, например, что дети, разлученные с матерью, приспосабливаясь к новым условиям жизни, часто как бы забывают ее и даже начинают относиться к ней негативно: не хотят узнавать, ломают полученные от нее игрушки.

Красноречивое наблюдение приводит польский исследователь К.Обуховский: «Ребенок после возвращения из больницы узнавал всех домашних, за исключением матери». Опишем и известную нам реакцию ребенка на возвращение матери из длительной командировки. Когда мама вошла в комнату, обращаясь к бабушке, он равнодушно спросил, указывая на мать: «Эта тетя — моя мама? Ну, я так и думал», после чего отвернулся и пошел играть со своими игрушками. Отметим, что этот пятилетний малыш очень ждал мать, часто спрашивал о ней, но реакция на встречу была, как видим, явно невротической. Невротическим было и его поведение в последующие дни. В какой-то момент (это было ночью) мальчик пришел к матери, буквально вцепился в нее и в течение нескольких дней ее не отпускал от себя ни на шаг: стоял возле двери ванной и туалета, не давал разговаривать с другими людьми и т.п.

Подобные невротические реакции ярко проявляются в рисунках детей, разлученных с родителями. Вот как это описывает литовский психолог Г.Т. Хоментаускас, анализирующий рисунки 7-летних детей, живших в семьях, а потом отданных в интернат:

 

«Первое, с чем должен справиться ребенок в подобной ситуации разлуки, это назойливые мысли, что он обманут, что он никому не нужен, нелюбим, что он оставлен всеми — совсем один в этом мире. Такие мысли провоцируют реакции протеста и последующее подавленное настроение. В этот период ребенок высказывает либо недоумение, либо сильное недоверие к взрослому: «Все они такие. Они могут обмануть и оставить тебя в любой момент». Дети замыкаются в себе, не делятся своими переживаниями со взрослыми — они как бы переваривают обиду в себе. …. Если в это время ребенка попросить сделать рисунок семьи, то он всякими способами будет отказываться, неосознанно пытаясь избежать травмирующего переживания. Ребенок задает самые разнообразные «защитные» вопросы, например: «А зачем?», «Что такое семья?» — или просто отговаривается: «Не умею людей рисовать», «Никогда не рисовал семью» и т. п. Даже тогда, когда ребенок приступает к выполнению задания, он долго сидит молча, смотрит по сторонам и в отличие от ребенка с хорошими эмоциональными отношениями в семье начинает с изображения неодушевленных предметов. Для детей в такой ситуации достаточно типично детальное изображение дома, солнца и туч и отсутствие изображения членов семьи».

Далее Г. Т. Хоментаускас анализирует рисунок 7-летнего мальчика на тему «Нарисуй свою семью»:

 

«Детально, разноцветно изображен дом (символ семьи, на которую ребенок смотрит с ностальгическим, но скрытым желанием), нарисовано солнце (символ материнской заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок). Так ребенок косвенно, символически показывает, как значимы для него семья и те отношения, которые там существовали. Тут же можно уловить и отношение к собственным чувствам относительно семьи,— не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отмежевывается от них. Такое отношение понятно — ведь не будь привязанности, любви, не было бы и мук расставания. На первый взгляд кажется парадоксальным, что в рисунках детей, оторванных от семьи, отсутствуют ее члены. Их нет не потому, что ребенок о них не помнит или они для него незначимы. Члены семьи, точнее воспоминания о них, связаны с негативными эмоциональными переживаниями — чувством покинутости, нелюбимости, и ребенок избегает такой темы. Наряду с этим дети утрачивают доверие к ранее самым близким людям, да и другим взрослым тоже. Они не чувствуют себя в безопасности, им неуютно в окружающем мире» (1989, с.83-84).

 

Приведенные и многие другие факты, оставшиеся за пределами нашего изложения, убедительно свидетельствуют, что ребенок, по тем или иным причинам переживший раннюю и достаточно длительную разлуку с матерью, попадает в очень тяжелую ситуацию, которая оказывает серьезное негативное влияние на его развитие. Главную роль здесь играет именно фактор материнской депривации. Конкретные формы нарушений в психическом развитии ребенка зависят от целого ряда условий: в каком возрасте произошла разлука с матерью, как протекал процесс формирования привязанности, была ли жизнь ребенка вне семьи постоянной или временной.

 

3. Фактор заботы. Моно- и политропность

Существует идея монотропности,впервые сформулированная Дж,Боулби, суть которой состоит в следующем. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы тепло и забота сосредоточивались в одном человеке. Это не обязательно должна быть биологическая мать ребенка, но важно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым.

Выразительное, почти парадоксальное доказательство этого мы находим в книге американского психолога Ю.Бронфенбреннера (1969), где описываются две группы умственно отсталых детей, живших в специальном приюте в одном из городов США. В каждой группе — экспериментальной и контрольной — было по 13 малышей. Дети из экспериментальной группы в трехлетнем возрасте были отданы на попечение женщин, также находившихся в учреждении для умственно отсталых. Контрольная группа оставалась в приюте и воспитывалась так, как это принято в подобных учреждениях.

Эксперимент проводился около полутора лет. За это время коэффициент умственного развития детей из экспериментальной группы в среднем вырос на 28 баллов (с 64 до 92), а в контрольной — снизился в среднем на 26 баллов. По окончании эксперимента детей, воспитывавшихся умственно отсталыми женщинами, усыновили психически полноценные родители.

Наиболее выразительные результаты были получены через тридцать лет после эксперимента. Анкетирование выявило, что все те, кто ранее входил в экспериментальную группу, за исключением двоих, окончили среднюю школу, а четверо даже учились в колледже, все стали совершенно самостоятельными и неплохо адаптированными к жизни людьми. В контрольной группе многие испытуемые' умерли, а остальные находились в учреждении для умственно отсталых.

Ю.Бронфенбреннер объясняет полученные результаты в первую очередь огромной заинтересованностью умственно отсталых «матерей» в детях: они проводили со «своими» детьми много времени, играя, разговаривая и всеми способами обучая их. Детям постоянно оказывали внимание, дарили подарки, их водили на экскурсии и предоставляли самые различные возможности проявить себя. Каждый ребенок чувствовал себя любимым и необходимым конкретной женщине.

Идею монотропности прекрасно выразили И. Лангмейер и 3. Матейчек:

 

«Ребенок, бесспорно, нуждается в центральном «объекте», на котором сосредоточиваются все его виды активности и который обеспечивает для него требующуюся уверенность. ...При нормальных обстоятельствах это, конечно, скорее мать или другое лицо на ее месте, становящееся фокусом, к которому притягиваются все отдельные виды активности ребенка, «как верноподданные к королю» (по сравнению Дж. Боулби) (1984, с. 250-251).

 

В современных исследованиях, напротив, все чаще отстаивается идея политропности, сутькоторой состоит в том, что ребенок может установить отношения привязанности не с одним-единственным человеком (в идеале - матерью), но с несколькими (тремя-четырьмя близкими людьми, которыми могут быть, помимо матери, отец, дедушка, бабушка, тетя, няня и др.). Важно соблюдение трех основных условий. Эти отношения должны быть:

ü эмоционально теплыми

ü стабильными

ü непрерывными, устойчиво повторяющимися

Именно от несоблюдения стабильности контактов страдают воспитанники детских учреждений, особенно дети раннего возраста. Американский исследователь Д.Пруг обнаружил, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми (в больницах, детских домах, яслях) маленький ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он перестает стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушным.. Однако в обычной практике детских домов как в нашей стране, так и за рубежом заботящиеся о ребенке взрослые меняются значительно большее количество раз. Так, к исследовании, проведенном в одной из американских больниц, было выявлено, что в течение 14 дней ребенок встречался с 32 новыми для него лицами.

Значение теплоты эмоционального контакта подчеркивают английские исследователи М.Прингл и В.Бейслоу. Они анализировали особенности психического развития и школьной успеваемости детей из учреждений закрытого типа в возрасте 8-ми, 11-ти и 14-ти лет. В целом их данные подтверждают результаты многих других исследователей: дети сильно отставали в учении, имели серьезные эмоциональные нарушения. Интересно, однако, что при этом часть воспитанников (около 30%) по уровню своего психического развития не отличались от своих сверстников из нормальных семей. Когда М.Прингл и В.Бейслоу проанализировали причины этого, они обнаружили, что все хорошо развитые и хорошо приспособленные дети, несмотря на длительное пребывание в детском учреждении, были кем-то любимы, кем-то ценились, имели к кому-то, кроме работников интерната, отношение (родители, родственники, опекуны). Те же, кто характеризовался отставанием в психическом развитии и плохой приспособленностью, с самого раннего детства не имели устойчивых эмоциональных связей с другими людьми. Авторы приходят к выводу, что сама по себе физическая сепарация от родителей и от дома, само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям психического развития — все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в опыте ребенка.

Этим же можно объяснить эффективность одного из подмосковных детских домов, наблюдавшихся нами в конце 90-х г.г. прошлого века. В этом, сравнительно небольшом по численности детском доме, к работе с детьми, помимо педагогов и воспитателей, был привлечен весь взрослый персонал - шоферы, повара, слесари и т.д. За каждым взрослым был «закреплен» ребенок. Поразила заинтересованность этих взрослых в «своем» ребенке. На педсовете, где мы сообщали о результатах психологического обследования, неожиданно оказалось очень много народа: тем присутствовали почти все взрослые детского дома, которых интересовали не столько общие результаты и тенденции, сколько ответы на вопрос: «А мой-то как?». Педсовет напоминал скорее родительское собрание.

Ребенок, воспитывающийся в доме ребенка, детском доме и других подобных учреждениях, с раннего детства имеет дело не с одним взрослым, постоянно присутствующим и центральным персонажем его жизни, а с множеством взрослых, все время сменяющих один другого. Это явление принято называют мультипликацией материнской заботы.

Распределение материнских функций между несколькими воспитателями многие ученые считают основным фактором, определяющим практически все дефекты психического развития ребенка из закрытого детского учреждения. Наиболее однозначны в такой оценке представители психоаналитического направления, полагающие, что фигура матери ничем не заменима для маленького ребенка.

Однако не все согласны со столь категоричным утверждением. Так, бихевиорально ориентированные психологи, уделяющие основное внимание изучению поведения ребенка в различных условиях подчеркивают, что не множественность воспитательных воздействий сама по себе, а содержание этих воздействий определяют результаты развития.

К похожему выводу приходили и некоторые отечественные психологи, стоящие на иных теоретических позициях. Так, известный детский психолог А. В. Запорожец писал:

 

В домах ребенка «не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Дальнейшее развитие ребенка зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от овладения различными видами деятельности» (Основы дошкольной педагогики, 1980, с. 67).

А. В. Запорожец не считал исключительность связи ребенка с матерью даже биологически наиболее оптимальной. Напротив, биологически целесообразной, с его точки зрения, является именно политропность ребенка, т. е. наличие у него многосторонних и прочных связей с разными окружающими взрослыми.

Вопрос о преимуществах моно- или политропности и по сей день остается дискуссионным. Попытки решить его с помощью строгих научных экспериментов не дают однозначных ответов.

Интересны в этом отношении данные кросскультурного исследования, в котором сравнивались дети США, живущие в обычных американских семьях, и дети из израильских семей, проживающих в кибуцах. Как известно, жизнь в кибуцах носит подчеркнуто общинный, коллективный характер, когда воспитание детей осуществляется коллективно и контакты ребенка с семьей весьма ограничены. В этом смысле воспитание ребенка в кибуцах можно считать преимущественно политропным. Сравнение показало, что среди обследованных американских детей 65% имели надежную привязанность, в то время как среди израильских детей, принимавших участие в обследовании, надежную привязанность имели лишь 37%.

Американские исследователи X. Рейнголд и Н. Бейли организовали две группы, в которые включили шестимесячных детей-сирот из детского учреждения. В одной — экспериментальной — группе за детьми ухаживал только один воспитатель. В другой — контрольной — было четыре воспитателя, как было принято в данном учреждении. Эксперимент длился три месяца. В результате дети из экспериментальной группы обнаружили лучшие показатели социального развития, чем их сверстники из контрольной. Однако различия оказались нестойкими: обследование детей через год не выявило никакой разницы между ними. Авторы пришли к выводу, что наличие единственного взрослого, заботящегося о ребенке, не оказывает решающего воздействия на его развитие, по крайней мере тогда, когда оно длится всего три месяца.

К этому эксперименту можно предъявить достаточно много претензий, но он весьма поучителен в одном отношении — в демонстрации временности и нестойкости позитивных сдвигов, возникающих под влиянием определенных воспитательных воздействий. В психологической литературе описано множество формирующих, развивающих экспериментов, в которых удается достичь прогресса в психическом развитии ребенка в результате правильной (с научной точки зрения) организации психологического и/или педагогического воздействия на него. Но обычно для выводов используется лишь сдвиг, возникающий сразу после эксперимента, и почти никогда не анализируется отсроченное действие.

По-видимому, вопрос о преимуществе монотропности или политропности не может быть решен однозначно. В одних ситуациях успешным является монотропный опыт, в других - политропный. С нашей точки зрения, в конечном итоге развитие ребенка зависит не от количества устанавливаемых ребенком привязанностей, а от того, есть ли они вообще и, если есть, то каков характер этих привязанностей.

 

4. Материнская депривация в

историко-культурном контексте

 

Приводимые материалы недвусмысленно свидетельствуют о том, что феномены материнской депривации тесно связаны с общим социокультурным контекстом, с тем видением материнства и детства, отношением к ребенку и матери, которое характерно для той или иной эпохи и которая соответственно менялась на протяжении истории человечества.

Приведем таблицу из книги Й.Лангмейера и З.Матейчека (1984, с.178-179). Отметим два момента, важных, с нашей точки зрения, при анализе материалов, представленных в таблице.

Во-первых, развитие научных представлений о депривированном ребенке, как правило, на один этап предшествовало развитию культурных моделей воспитания такого ребенка.

Во-вторых, фиксация феномена материнской депривации произошла относительно поздно - во второй половине ХХ века - тогда, когда в массовом масштабе произошел переход к сравнительно небольшой семье, основанная преимущественно на эмоциональных связях.

Таблица 4.

Развитие культурных моделей и развитие понятия депривированного ребенка в Европе

Исторический Период Культурные модели воспитания детей Основной недостаток в удовлетворе-нии психических потребностей Модель депривиро-ванного ребенка Развитие социальной помощи Развитие концепций психической депривации
Средневековье Высокая аффективность (неустойчивая) и крайняя уступчивость Короткое детство и ранний уход из семьи Широкая патромониальная семья Зависимость от группы, интенсивные внесемейные чувства Идея ребенка как маленького взрослого, смешение возрастных групп     Неприятие или отвержение группой Покинутый (отвергну-тый) ребенок-найденыш Развитие сиротских домов и госпиталей при монастырях -
17-19 столетия Продолженное детство Несколько более узкая (патриархальная) семья Возрастание аффективности в семье, повышающаяся дисциплина вне семьи (школа) Идея пристойного ребенка   Недостаток обществен-ной дисциплины и хороших нравов Морально покинутый ребенок (“vagabund”) Развитие школы с возрастным ограничением (и общежитием) Донаучный этап
Вторая половина 19 столетия Высокая аффективность и строгая дисциплина внутри семьи (мать-отец) Иерархия авторитета в семье Подчеркивание личной морали Идея морального детства Недостаток авторитета (отец) и аффективно-сти (мать) Ребенок без родителей (сирота, внебрачный ребенок) Возникно-вение воспитатель-ных учреждений Благотворительная социальная помощь «Эмпи- рический» этап     Шлоссман(1920)
Начало 20 столетия Умеренная дисциплина, подчеркивание «разумности» в развитии (снижение аффективности) Либерализация и демократизация в семье Общеизвестные моральные ценности Идея образованного ребенка Недостаток руководства в семье (социальная запущен-ность)   Морально опускающий-ся ребенок (из семей «на окраине» общества) Социальная помощь, народное просвещение,общественное образование
Вторая четверть 20 столетия Понижениеавторитарности, дальнейший рост рациональности (порядок, последовательность) Продолжающаяся демократизация семьи Идея продуктивного (успешного) ребенка Недостаток рациональной заботы и воспитания Воспитатель-но запущенный ребенок Обществен-ная социально-медицинская помощь «Мобилизующий» этап Боулби (1951)
Послевоенный период Снова возрастающая аффективность и уступчивость в малой ядерной (партнерской) среде Сосредоточение аффективности внутри семьи Идея эмоционально приспособленного ребенка Недостаток эмоциональ-ных связей в малой семье Эмоциональ-но депривированный ребенок («материн-ская депривация») Забота о психическом здоровье Замещающая семейная забота «Критиче-ский» этап Эйнсуорт, (1962)
Современные тенденции Умеренно возрастающая аффективность Повторное подчеркивание дисциплины Открытость и планирование Идея сензитивного ребенка Недостаток осмысленного отношения к миру и самому себе «Отчужден-ный» ребенок Социально-психологические службы Экспериментально-теоретический этап

***

Подводя итоги рассмотрению проблемы материнской депривации отметим, что материалы многочисленных исследований убедительно свидетельствуют, что ребенок, по тем или иным причинам переживший раннюю и достаточно длительную разлуку с матерью, попадает в очень тяжелую ситуацию, которая оказывает серьезное негативное влияние на его развитие. Главную роль здесь играет именно фактор материнской депривации. Конкретные формы нарушений в психическом развитии ребенка зависят от целого ряда условий: в каком возрасте произошла разлука с матерью, как протекал процесс формирования привязанности, была ли жизнь ребенка вне семьи постоянной или временной.

Более подробно на материале собственного экспериментального исследования мы рассмотрим этот вопрос во второй части книги.

 

 

Часть вторая

Дети из детского дома

Если ребенка критикуют,

он учится осуждать.

Если ребенок живет с чувством

безопасности,

он учится доверять себе.

Если ребенок живет

с враждебностью,

он учится драться.

Если ребенка принимают,

он учится любить.

Если ребенок живет в страхе,

он становится тревожным.

Если ребенка признают,

он учится ставить перед собой

цели.

Если ребенка жалеют,

он учится жалеть.

Если ребенка одобряют,

он учится любить себя.

Если ребенок живет с ревностью,

он учится испытывать вину.

Если ребенок живет

с дружелюбием

он узнает,

что мир - хорошее место

для жизни

Х.Дж.Джинотт

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.