Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА УКРАИНЦЕВ

Образование на западноукраинских землях

Изменения в системе образования произошли в период реформ Марии-Терезии. В 1774 г. был принят закон об обязательной начальное образование для детей 5-12 лет. Спустя несколько времени появился закон о введение новой школьной системы. За ним общеобразовательные учебные заведения разделялись на:

· элементарные: в селах - приходские однолетние, в поселках и городках - тривиальны, или трехклассное. Обучение в этих школах должно было вестись на родном «материнской» языком;

· четырехклассные главные и нормальные школы создавались в крупных городах;

· гимназии с двумя годы обучения. Окончания гимназии давало возможность поступления в высшие учебные заведений - академий и университетов.

Во всех учебных заведениях, кроме элементарных и тривиальных, уч­ние производилось немецки. Государство не финансировало школ, и воздерживаться они должны были средства населения. Активизация польского движения повлекла попытки полонизировать систему образования. Когда австрийское правительство согласилось, что языком обучения должна быть та, которой обладает большинство учащихся, поляки пытались любыми средствами саботировать это решение. Доходило до того, что учителя-поляки отпускали учеников-ру­сыновей из школы в те дни, когда прибывали комиссии, или те убедились, что польских детей большинство. Введенный в заблуждение, австрийский правительство 1805 издал указ, по которому все начальные народные школы Галичины и Буковины передавались под контроль римско-католической церкви. Это решение повлекло обострение борьбы за школу »между поляками и украинский, которая продолжалась в течение первой половины XIX в.

На Буковине румынская верхушка не желала способствовать получению образования украинским крестьянством. Украинский язык в школах не допускалась, происходила румынизация системы образования. Подчинение системы школ римско-католической церкви вызвало то, что обучение стало вестись, наряду с румынским, немецким и польским языками.

Полное среднее образование давали гимназии. В 40-50-х гг в Восточной Галиции существовало восемь гимназий, в Северной Буковине - одна, в Закарпатье - девять.

Вузами на западноукраинских землях были основан 1661 Львовский университет, реальная (торго­ные) академия (1817 г.), техническая академия (1844 г.). Украинский язык в эти учебные заведения не допускалась.

Развитие науки

В конце XVIII - первой половине XIX в. в всегда богатой на таланты Украины появилось немало ученых мирового уровня. Начало украинского национального возрождения повлек рост интереса к истории и народной культуры. Следовательно появилось много исторических, языковедческих, этнографических трудов. Кроме своего значения как устоев украинская нации, они также стали толчком к дальнейшим научных исследований.

Развитие науки нуждался создание центров, которые организовывали бы исследовательскую деятельность, способствовали воплощению достижений ученых в жизни и популяризации их идей.

Первым научным центром Приднепровской Украине стало основанное В. Каразиным на Харьковщине Филотехничне общество (1811-1818 гг.) Несмотря на ограниченные за отсутствия каких-либо правительственной поддержки возможности, общество сделало достаточно много. Его члены популяризировали передовые методы ведения сельского хозяйства, новую технику, способствовали созданию предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. Деятельность Филотехничного общества инициировала появление других обществ.

Значительную роль в развитии научных исследований играло Общество наук при Харьковском университете (1812-1829 гг.) Популяризации взглядов его членов способствовало издание специальных периодических сборников. Однако притеснения местной администрации заставили общество прекратить свою деятельность.

Археологические исследования стали главным направлением деятельности Временного комитета для розыска древностей (1835-1845 гг), созданного в Киеве. Необходимость появления такого учреждения повлекли за собой важные археологические открытия, сделанные археологами-любителями в Киеве. При раскопках здесь были найдены фундаменты Десятинной церкви и открыто руины Золотых ворот. Временный комитет взял под свою охрану эти и другие памятники, установил контроль над ведением раскопок в городе, инициировал создание Музея древностей при Киевском университете. После ликвидации комитета его полномочия были переданы официальном учреждении - Временной комиссии для разбора древних актов (Киевской археографической комиссии) при генерал-губернаторе (1843 г.). По замыслу учредителей, целью ее деятельности было искоренение польских влияний в крае через доведение безосновательности польских претензий фактами исторического прошлого этих земель. Объективно деятельность комиссии способствовала изучению многих ранее неизвестных страниц истории Украина. В составе комиссии были М. Максимович, Н. Костомаров, А. Лазаревский и другие известные ученые. В должности художника по 1845 работал в комиссии Т. Шевченко, зарисовывал найдены археологические памятники. Результатом деятельности комиссии стало издание уникального многотомного собрания «Архив Пол­ден­но-Западной России ».

Исследования археологических и исторических памятников Северного Причерноморья и Крыма проводило созданное 1839 в Одессе Общество истории и древностей. Его члены организовывали археологические раскопки античных городов, древних крепостей и курганов. Благодаря связям членов общества с учеными из других стран знания о давней историю украинских земель стали известными в научных центрах Европы.

Наибольшей культурно-образовательной учреждением на западноукраинских землях был основан 1817 поляками Оссолинеум (Народный заведение им. Оссолинских). В его состав входили библиотека, музей и типография. В Оссолинеуме хранились многочисленные архивы польских магнатов, коллекции археологических памятников, оружия, картин, скульптур т.д. Содержались в его собраниях уникальные документы по истории Украины, в частности архивы украинских городов, оригиналы универсалов украинских гетманов и другие документы. Изучая эти материалы, историки узнавали о малоизвестных страницах прошлого Украины.

4. В Украине наиболее распространенными музыкальными инструментами были:
Банду́ра
— украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Бандура отличается полнотой звучания и ярким характерным тембром. Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, защипывая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Кобза — украинский лютнеподобный

струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов. Предшественником кобзы является маленький лютневидный инструмент вероятно тюркского или булгарского происхождения.

Торба́н — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (30 — 40 струн), из семейства лютневых, родственен теорбе и бандуре, от которой отличается наличием навязных ладов.

Тремби́та — народный духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание. Украинский, польский, словенский, венгерский, хорватский, далматинский, румынский духовой мундштучный пастушеский музыкальный инструмент. Представляет собой большую деревянную трубу длиной до четырёх метров без вентилей и клапанов.

Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

5.Испокон веков хата выполняла свое естественноеназначение семейного очага, где рождались иоберегались лучшие семейные традиции, которые потомпереходили в наследство детям, : любовь к родителям, природе, песне, к труду.
Хата и весь замкнутый цикл хозяйственных зданий(хлев, мельница, ветряк, кузница, кладовая, колодец)были не только местом поселения, но и носителями содержательных символических знаков, которыевыполняли как эстетическую, так и символическую функцию. Они были носителями информации о социальном состоянии, зажиточности, вкусе хозяина,мировоззренческих позициях, сведениях о составесемьи.
За народными верованиями, построение первой хаты приписывается Сатане. Построив хату, он не догадался сделать окон. Долго нечисть носила свет в хату горстями,а потом, отчаявшись, подарила Богу. Господь сделал три окна и в хате стало светло.
Число "три" традиционно стало составной частьюсимволического содержания хаты : по вертикали жилье делилось на три части: завалинка, стены, крыша. В жилищной комнате, как правило, было три окна, на фасадной стене - три отверстия (двери и два окна). Жилье чаще всего было трехкамерным(сени, хата, кладовая), окно делалось из трез оконных стекол, а настенные росписи размещались тремя горизонтальными полосами: средняя определялась высотой окон, а две другие - расстоянием от окон к крыше и завалинке.

Три яруса жилищного пространства играли важную символическую роль во взаимосвязи обжитого пространства со Вселенной. Нижний ярус - это обїединение с матерью-землей, нижним миром создания; верхний ярус жилья - это связь с небом; средний - человеческая среда, которая испытывает изменения, осваивая оба соседние. Нижний ярус - то стены с подпечьем, ряды - предел мира наземного и подземного. Верхний ярус и потолок хаты - это якобы небо, а сволок исполняет роль охранника жилища, линии, на которой она держится и которую не смеют переступить злые духи. Элементы среднего яруса - стены, двери, окна, простенки - это промежуток между идеализирующей небесной сферой и подземным миром. Окна и двери выступали в роли каналов общения человека с окружающей средой, наделялись магическими свойствами оберегів жилья.

Широко использовались в Украине настенные росписи, которые пришли еще с трипольской культуры. Об этом свидетельствуют археологические находки, в частности изображения на стенах совы, барвинка, веток с цветами, букетов. Примером цветной отделки срубных домов было окрашивание швов. На Лемківщині разрисовывали на входных дверях "цвел" - своеобразную информацию о составе семьи : ветка с листьями барвинка символизировала женщин в семье, а ветка со звездами - мужчин. Рождался ребенок - дорисовывали ветку, а когда умирал какой-то член семьи - рисовали крестик.

Веками сложилось так, что украинская хата не представлялась отдельно от вишневого садика, пруда, колодцы над путем, куста калины, бархатцев и маттиол в цветнике. Вместе с вышитыми полотенцами, домоткаными дорожками и рисованными дымоходами, которые издавна украшали хату и защищали ее от враждебных человеку сил, украинское жилье представляло целостную систему и служило своеобразной визиткой украинцев как нации в мире. На том месте, где должна была стоять хата, заранее были определенные места будущей усадьбы.

Относительно происхождения названия "хата" существуют немало гипотезы и мысли. Ученые Г.Успенський и Д.Бантиш-Каменський выводят этот срок из немецкого языка(Нütte f - "курень", "лачуга"), академик А.Кримський и археолог В.Сєдов отстаивают мысль о ее истоках из иранских языковых источников.

Внутренняя площадь хаты, ее застройка по всей Украине была похожей, хотя в каждой местности во внутреннем интерьере отражались как национальные, так и региональные этнические черты жизни украинцев. Каждая хата являла собой завершенное произведение искусства , построеннное по законами красоты и совершенства.

Внутренняя площадь хаты разделялась на рабочую, обрядовую и бытовую. Рабочая площадь - это печь, мисник, ложник; бытовая - это кровать, сундук, колыбель, скамьи, лава.

Дом считался жильем лишь с того времени, когда загорался в печи огонь. Печь - это огонь или очаг, потому отсюда и происходит распространенная метафора "семейный очаг". Очаг был символом нерушимости семьи, его сборным пунктом и святыней. В печи жил сверчок - дух предков.

Окна были "глазами" хаты, которые освещали жилье, связывая таким способом замкнутое внутреннее пространство с безграничностью внешнего мира.

Коммуникативную функцию связи хаты с окружающим миром осуществляли порог и стены. Из сеней были входы к хате, к кладовой, на чердак. Здесь хранилось зерно, вещи, корзины, жернова. В сенях были полки для посуды. Здесь держали муку, картофель, молоко, другие продукты. Кладовой люди издавна приписывали чудодейственную силу.

 

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА УКРАИНЦЕВ

Традиционный мужской костюмукраинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются - со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки , напоминающие погоны или вышитые вставки - “уставки”.

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), - его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулыукрашали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх. [more]

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных - с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: "верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин - всегда белого, у мужчин - серого, черного цвета, а кожухи - из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков".

Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка . Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубойматерии. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.

Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи - наиболее древний - ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.

На Украине можно провести границу (условно - по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных - с воротником, чаще - отложным.

Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.Понева - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку - плахта. Дергасостояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) - уже первой, надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки - андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - "монисто", "дукачи".

 

Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: "Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью - суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки".

 

6. Литературу начинает поддерживать государство и замечается её значительный подъём. В этот период мы наблюдаем различные направления и стили. Так Игнат Михайличенко и Эллан-Блакитный пишут в стиле радикального пролеткультовства, а Михаил Семенко в своём творчестве использует футуристическое направление. Параллельно им работала группа неоклассиков, возглавляемая Николаем Зеровым.

Реалистично отображал окружающую действительность революционный преобразователь украинской прозы М. Коцюбинский в своих рассказах «На камені», «Цвіт яблуні», «Intermezzo», «Fata morgana».

Параллельно ему создаёт свои шедевры реалист-прозаик Архип Тесленко. Его проза полна пессимизма и отчаяния. Это становится очевидным при чтении таких его произведений, как «Страчене життя», «Да здравствует небытие», «Прощай, життя», «Тяжко».

Через всё творчество Леси Украинки проходит идея национального освобождения. Она предчувствовала приближение революции и отображала это в своих произведениях. Её настроения и эмоции переданы в таких известных трудах, как «Слово, чому ти не твердая криця?», «Кассандра», «У катакомбах», «Лісова пісня».

Единомышленником Коцюбинского является и Степан Васильченко, который выражает любовь к своему народу в лирико-импрессионистических новеллах «Крамольна ніч», «Осіння казка», «Петруня», «Мати» и других произведениях.

Но, к сожалению, большинство «тружеников» украинского возрождения погибает в Гражданской войне, в голодоморе 1932 – 1933 годов, в большевистских репрессиях тридцатых годов. Несмотря на то, что многие писатели всесторонне поддерживали советскую власть, большинство из них (приблизительно 240 человек) были репрессированы в 1938 – 1954 годах. Часть украинских писателей расстреляли, другие умерли в тюрьмах, а судьбы других и по сей день остаются неизвестными.

В этот период арестовывают Максима Рыльского, десять лет скитается по лагерям Остап Вишня, расстреливают Николая Зерова, Григория Косынку, Николая Кулиша, Михаила Семенко, Евгения Плужника. Попытки спасти своих товарищей доводят Миколу Хвылевого до самоубийства. Расстреливают Леся Курбаса, руководителя театра «Березиль», а работу самого театра запрещают.

Несмотря на всю жестокость событий той эпохи, писателям удавалось создавать и до ныне актуальные произведения. Наиболее яркими и выразительными являются детища Александра Гончара, Павла Тычины, Александра Довженко, Владимира Сосюры, Максима Рыльского и других.

Во второй половине ХХ века начинается хрущевская оттепель, способствующая зарождению в 1960-е годы мощного художественного движения шестидесятников. Василий Стус, Василий Симоненко, Лина Костенко, Григорий Тютюнник, Иван Драч и Дмитрий Павлычко являются яркими представителями этого поколения. Они занимаются поисками нового, осмысливают национальный опыт, занимают активную гражданскую позицию. Это и приводит их в ряды диссидентов, а вскоре опять начинаются аресты и ссылки. Многие из них будут реабилитированы только в начале 90-х годов.

7. Архитектура Украины 20 века

В начале ХХ века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре - модерн. Архитектура модерна в каждой стране приобретала национальные черты, и таким образом появляется архитектура украинским модерна. Как известно, в начале ХХ века части территории Украины находились под влиянием Российской и Австро-Венгерской империй, поэтому на этих территориях модерн, и в том числе украинский модерн имел характерные особенности. Архитектура Западной Украины в начале ХХ в. находится под влиянием Венского сецессиона, и приобретает названия "сецессия". Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинского сецессии, имеющая черты гуцульского и закопанскому народного искусства. На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный разновидность модерна: "Украинский модерн", возникший в Полтаве. Наиболее известные сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве, но руководство империи противодействовало развитию украинской культуры и, в частности, национальной архитектуры. Это было одной из причин, которые не способствовали украинского модерна. Таким образом наиболее широко на российской части Украины было представлено русский вариант модерна, также в Украине существуют образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы, конечно, привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированные неоготический (Народы Европы) или неомавританском стиле (Восточные народы).

На территории Украины во времена модерна творили такие фигуры как академик Алексей Бекетов, Викентий Прохаска, Григорий Артынов, Адам Генрих, Василий Кричевский, Тадеуш Обминський, Иван Левинский. Выделяется фигура Владислава Городецкого. Особенно благодарен Городецкому Киев, украшенный неповторимыми зданиями в стиле модерн ( дом с химерами ), неоклассицизма (музей древностей и искусства, ныне Национальный художественный музей ), неоготики ( Николаевский костел, ныне Национальный дом органной музыки ), мавританской архитектуры (караимская кенаса, ныне Дом актера ).

В 1910-1920 гг. получил распространение стиль необарокко - попытка соединить традиции высокого «мазепинского барокко» с достижениями европейского модерна.

После Социалистической революции в степени на смену эпохи модерна приходит эпоха модернизма, которая в Советской Украине представлена стиле конструктивизма. Наиболее поражая сооружения этой эпохи были построены в первой столице Украинской республики - Харькове (дом Госпрома ), Киеве (Жилые здания партаппарата в районе "Липки", Первый дом Доктора).

В 1932 г., с организацией единой Союза архитекторов, был провозглашен единственный творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Конструктивизм подвергли жестокой критике, многие архитекторов-конструктивистов был репрессирован или казнен. Начинается активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры режима с его порывами к гигантомании и бутафорской помпезности форм, но архитектура сталинского историзма приобрела национальных украинских рис.

В 1936-1939 гг были построены: здание ЦК КП (б) У, сейчас Министерство иностранных дел Украины (проект П. Лангбарда); дом НКВД, ныне Кабинет министров Украины (проект И. Фомина); дом Верховного Совета УССР (проект В. Заболотного); штаб Киевского особого военного округа, ныне Администрация Президента Украины (проект С. Григорьева).

Коммунистический режим разрушил немало выдающихся зданий, которые позже были внесены в официальные списки памятников архитектуры ( Михайловский и Никольский военный соборы в Киеве, Троицкий собор в Глухове и т.п.). Сегодня некоторые из них, например, Михайловский или Успенский собор Киеве, отстроены.

После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это имело огромное влияние на грандиозное восстановление Крещатика (архитекторы А. Власов, А. Добровольский и др.).. Богатые традиции украинского барокко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично сочетаются с городским рельефом. В архитектуре домов была активно использована украинская орнаментальная пластика и колорит.

 

В 1960-70-е годы появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы Михаил Гречина, О. Заваров ); наземные станции Киевского метрополитена «Крещатик» (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров и др.).; «Университет» (архитекторы Г. Головко, М. Сыркин и др..) гостиница «Тарасова гора» в г. Каневе (архитекторы Н. Чмутина, Е. Гусева, В. Штолько и проч.) Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы Авраам Милецкий, Эдуард Бельский ); киноконцертный дворец «Украина» (архитекторы Е. Маринченко и др.)..Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко (архитекторы В. Ладный, А. Будиловский, Л. Коломиец и др.)..




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.