Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОГОНЕК – ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР



«Откровенный разговор» - это уже не анализ дня или дела, не обсуждение конкретного поступка. Здесь обсуждается каждый член отряда как личность, , ему дается оценка как человеку, товарищу.

«Откровенный разговор» - самый трудный по жанру костер, как для ребят, так и для вожатого. Для детей потому, что в их социальном опыте, как правило, не было ничего похожего. В этом возрасте нелегко преодолеть психологический барьер и высказать то, что ты думаешь о каждом из своих товарищей, в том числе и о своем ближайшем друге, объективно оценить того, к кому ты испытываешь антипатию, неприязнь.

Вожатому же очень нелегко создать такой настрой, чтобы сработал фактор «эмоционального благополучия», чтобы откровенный разговор не превратился в разбор персональных дел, чтобы не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений.

Психологически этот костер означает прикосновение, а иногда и «хирургическое вмешательство» в чрезвычайно сложную и ранимую область индивидуального самосознания подростка – его самооценку. Самооценка – отношение к себе как к личности и деятелю – является фактором, во многом определяющим как специфику «Вхождения», «Включаемости» подростка в коллектив, так и того места, которое он будет в нем занимать.

Для подростка неблагоприятна как завышенная, так и заниженная самооценка, ее неадекватность может непредсказуемо повлиять на становление личности.

Основная задача откровенного разговора – как раз содействовать формированию адекватной самооценки у всех ребят отряда.

Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен будет откровенный разговор тогда, когда есть эталон для сравнения. Поэтому в самом начале откровенного разговора вожатый в качестве камертона для всего костра рассказывает о том идеале человеческих отношений, к которому он стремится, причем особенно важно, чтобы этот идеал был не умозрительным, а реальным – это может быть рассказ о каком-то конкретном человеке, друзьях по студенческому стройотряду, группа ребят, с которыми вожатый работал раньше, армейская дружба. В Орленке такой рассказ называют «легендой» и говорили, что он может не соответствовать действительности в каких-то деталаях, главное, чтобы он давал образец, пусть недоступный пока, но реальный в будущем.

Особую роль играет тональность разговора. Широко известна в педагогике фраза: обсуждаем не человека, а поступок. Что же это означает?

Можно ли отделить одно от другого, и разве поступок, совершенный человеком, не характеризует его самого? Нет ли здесь какой-то непонятной двусмысленности? Все это важные и вполне закономерный вопросы. Но отказываться от этого принципа не стоит. Необходимо понимать эту заповедь, как выражение особой тональности разговора, а отнюдь не как безличный, безадресный разбор поступков. Следуя принципу»обсуждаем не человека, а поступок», мы тем самым как бы говорим: «человек для нас не равен тому или иному поступку, важны те мотивы, по котрым они совершаются, чтобы ни было сделано тобой – ты все равно остаешься членом нашего коллектива, нам больно и горько за тебя и вместе с тобой, нам радостно за тебя и хорошо вместе с тобой.

Обсуждая хороший поступок, мы как бы подразумеваем его закономерность – наш товарищ не мог поступить по-другому, а обсуждая плохой поступок, мы как бы отчуждаемего от «автора», выражая тем самым удивление, сожаление и уверенность, что это «не его», «случайное». И, наконец, это правило означает, что нельзя превращать огонек в разбор персональных дел.

Третьей особенностью огонька-откровенного разговора является его добровольность и естественность проведения как для ребят, так и для вожатого. Откровенный разговор не следует проводить в «обязательном порядке» - вожатый должен сам оценить ситуацию в отряде и принять решение: нужен ли откровенный разговор и возможен ли. Если вожатый не уверен в своих силах, то целесообразно пригласить авторитетного и опытного руководителя для того, чтобы он помог в проведении этого сложнейшего костра. Ни в коем случае не следует злоупотреблять этим острым психологическим оружием. Естественность означает, что костер-откровенный разговор должен родиться сам собой. Вожатый говорит, что такие костры – традиция нашего лагеря, но решение о его проведении принимает сам отряд. Пусть этот костер станет традицией как бы каждого звена. Намеками, разговорами с отдельными ребятами, «случайными» воспоминаниями вожатый подводит ребят к идее проведения откровенного разговора. И сделать это нетрудно, поскольку, как мы говорили, именно во время 5-9 пребывания ребят в лагере неизбежно назревает конфликт, который нуждается в разрешении.

Четвертой особенностью является то, что в этот день не проводится никаких других костров, а потому время на проведение откровенного разговора, вообще говоря, не ограничено.

Обсуждение можно начать по кругу, а можно и спросить: «Кто хотел бы первым послушать мнение о себе?».

Однако, если желающих выставить первыми себя для разговора нет, вожатый начинает со «своего» - с вожака или старожила лагеря, предупредив их об этом и настроив предварительно на то, что их поведение во многом определит дальнейший ход костра. При этом вожатый дает оценку даже излишне строгую, чтобы все последующие могли примерить предъявляемые требования к себе, и не возникло неожиданных срывов типа убегания с костра. Если получилось так, что в отряде только новички, также целесообразно начать с самого «надежного», крепкого помощника во всем, также предварительно объяснив, что ему будет очень трудно как первому, и, может быть, даже сказать, какие пожелания ему будут высказаны самим вожатым.

Мы рекомендуем не давать «слово для оправдания», тот, о ком шла речь, просто молча выслушивает мнение товарищей, не вступая в полемику.

Еще раз подчеркнем совершенно особую роль вожатого на этом огоньке. Он должен быть предельно внимателен и собран. Он должен задавать вначале и выдержать до конца правильную тональность обсуждения. Он должен уловить момент, когда нужно разрядить обстановку песней, или, наоборот, прочесть стихотворение, позволяющее усилить чувства.

Вожатому не требуется преодолевать комплекс «с другом всегда заодно» - его суждения точны, принципиальны, но, и это подчеркнуть, доброжелательны в первую очередь. Он знает своих ребят, знает, кому достаточно намека, а кому нужно четко и внятно указать на то, что мешает отряду жить, и в дальнейшей жизни может существенно помешать самому обсуждаемому. Вожатый может заострить, а может смягчить тон обсуждения в зависимости от того, что один глубоко переживает замечания, а другому – как с гуся вода.

Вожатый должен внимательно следить за тоном высказываний и сразу пресекать оскорбительные и пренебрежительные нотки в разговоре, не допускать перепалок, постоянно напоминать, что все, что говорится – это личное мнение каждого, и совсем не обязательно оно безусловно точное.

И, наконец, именно вожатый подводит итоги обсуждения, делает выводы, задает оптимистическую нотку по завершении разговора.

Огонек нужно закончить в общем кругу хорошей песней.

Можно считать, что огонек-«откровенный разговор» удался тогда, когда получился разговор очистительный, серьезный, и ребята ушли с него потрясенными и умиротверенными одновременно.

Итак, на огоньке-«откровенном разговоре» должно быть:

§ Предварительная эмоциональная подготовка

§ Особая тональность разговора

§ Обсуждение каждого члена отряда, причем каждый должен высказать свое мнение по установленной схеме анализа

§ «легенда» - этический рассказ вожатого

§ неограниченность во времени

§ добровольность и естественность в организации и проведении.

Не должно быть:

§ разбора персональных дел

§ сведения счетов, взаимных оскорблений или, наоборот, беспричинного захваливания

§ искусственного затягивания или ускорения темпа обсуждения.

После откровенного разговора отряд, да и весь лагерь в целом, вступают в принципиально новый период своей жизни, когда центр тяжести на огоньках переносится с эмоционального восприятия дня и эмоциональной же оценки своих товарищей к серьезным разговорам о жизни и о себе.

ОГОНЕК ПРОЩАНИЯ

 

Вечерние огоньки последних 2-3 дней пребывания в лагере, когда уже близок последний прощальный костер, становятся все более лиричными, на них часто звучат прощальные нотки. Ребята к этому времени очень изменяются даже чисто внешне: становятся более внимательными друг к другу, смягчаются интонации в общении. Отрядные вечерние огоньки становятся к этому времени уже настоятельнейшей потребностью, песни в кругу, спокойный разговор у небольшого костерка, когда все рядом и каждый – твой друг.

В это время хорошо поговорить на огоньке о мечтах, о будущем, пофантазировать о том, как каждый будет жить после лагеря, договориться о том, как отряд будет жить дальше, о новых встречах…

На этих кострах велик удельный вес песен, можно слушать стихи, читать небольшие рассказы, в том числе и из классики, а также написанные самими ребятами, рассказывать легенды и притчи. Необходимо учитывать, что в данном случае чрезвычайно важен эмоциональный подтекст подобного общения, который дает необычайно много для развития личности каждого подростка. Иногда реплики, междометия, взгляд, прикосновение, а то и просто молчание несут гораздо больше доступной для подростка информации, чем иная, пусть даже очень правильная и пространная речь

Совершенно особым является последний день в лагере, и последний огонек – огонек прощания.

Разумеется, это должен быть самый главный, самый запоминающийся костер из всей лагерной смены, а потому к его проведению необходимо особенно тщательно подготовиться, вести его должен самый опытный в части проведения огоньков руководитель.

В отличие от первого огонька знакомства, который готовят вожатые, огонек прощания – коллективное творчество всех ребят отряда и вожатых. Здесь уместны:

§ сюрпризы, добрые шутки, подарки и сувениры;

§ любимые песни и стихи, легенды и притчи;

§ письмо для ребят следующей смены, или письмо нам же, только будущим (ведь мы не растеряемся, мы встретимся еще?), или письмо вожатым о самом-самом;

§ «концерт по заявкам» - когда каждый просит исполнить для всего отряда или конкретно для кого-то какую-либо песню, причем поясняя, почему именно эту;

§ загадывание желаний на звездном небе, оформление «дерева мечты» (разноцветные ленточки с желаниями повязываются на ветки дерева);

§ заполнение «зеркала» пожеланий; обмен адресами;

§ ритуал прощания с рекой, костром, встреча рассвета;

§ договор о будущей встрече отряда;

§ подготовка доброго утреннего сюрприза соседям: кухне, штабу, вожатскому отряду, врачу, плаврукам или всем сразу на главной площади или пляже.

Конечно, на последнем огоньке неизбежны грустные нотки и даже слезы. Некоторые вожатые ошибочно полагают, что опухшие от слез глаза ребят утром – это главный показатель их положительной работы с отрядом. Слезы, конечно, могут быть, но провоцировать ребят на безудержные рыдания – нечестно. Окончание смены в лагере – не конец света. Уверенность в будущем, желание достичь задуманного, вера в друзей и свои силы, ожидание новых встреч, благодарность – вот те чувства, которые должны быть написаны на пусть грустных, но улыбчивых лицах уезжающих из лагеря ребят.

 

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

 

Следует подчеркнуть, что огоньки многократно повышают свой педагогический потенциал, если проводятся именно как система, если сформированы традиции их проведения, и ребята осознают возможности огонька как средства общения, средства своего личностного роста и влияния на жизнь звена, отряда, лагеря.

На огоньке обсуждается скорее не результат, а процесс его достижения. Интересует отношение к делу и друг другу. Обсуждение идет «по горячим следам», когда еще не остыло эмоциональное переживание дня, события, поступка.

Непреходяща роль вожатого на огоньке: как лоцман в извилистом морском проливе искусно ведет корабль по верному курсу, так и вожатый направляет сложное движение мыслей, причем так, что никто этого не подозревает. Подготовка к разговору и ведению огонька – одна из главных забот думающего о своих ребятах вожатого.

Предлагаемые здесь рекомендации – рекомендации, а не догма. Мы надеемся, что они послужат той точкой опоры, которая поможет вам эффективно использовать педагогические возможности столь любимых нами огоньков у вечернего костра.

В Приложении предлагаются некоторые материалы в помощь вожатому при подготовке к отрядному огоньку.

 

При составлении методических рекомендаций использованы брошюры:

§ «Вечерний огонек», автор Б. Гиндис, опыт ВДЦ «Орленок»;

§ «Отряд барабанщиков», составитель А. Порываева, опыт Омского лагеря актива «Коммунар»;

§ «Вечерний костер в детском лагере», «Костры», составитель Ю. Листопадов, опыт дружины скаутов-разведчиков «Шуя».

 

1. Горячий стул.Когда в коллективе существует конфликтная ситуация, все дети садятся круг и выбирают, либо все остальные говорят о человеке хорошее, либо плохое.

2. Спичка.У каждого человека в руках оказывается не зажженная спичка. По кругу от первого, спичку которого поджигает вожатый, передаётся огонь.

3. Огонёк - вожатый.Вожатый высказывает своё мнение о каждом ребёнке. Может быть проведён только в последний день.

4. Огонёк - дети.Все дети высказывают своё мнение о каждом ребёнке (только те, что желают высказаться).

5. Тематический огонёк.На огонёк детям задаётся какая-то интересная тема или форма проведения. К примеру, это может быть футболка, которую бы я одел сегодня и пр.

6. Огонёк - стоп-кадр.Детям предлагается представить, что у каждого из них всю смену с собой был фотоаппарат. Каждый ребёнок может выкинуть одну фотографию и одну поставить в рамочку.

7. Огонёк – роза и чертополох.У каждого ребёнка есть одна роза и один чертополох, которые он может подарить за что-то любому сидящему в кругу.

8. Огонёк – зеркало.Каждый ребёнок может попросить любого сидящего в кругу рассказать о себе.

9. 3 пальца.Дети распределяются в два круга. Один круг передвигается, второй остаётся на месте. Каждый с каждым из противоположных кругов на счёт три может выбросить от одного до трёх пальцев. Если наименьшее число выброшенных пальцев равняется одному, то эти двое здороваются, если двум, то обнимаются, если трём, то целуются.

10. Огонёк с клубком верёвки.Либо все дети высказываются и перебрасывают клубок верёвки любому сидящему в кругу, который ещё не высказался, таким образом образуя паутину. Либо клубок просто передаётся по кругу (либо через 6 человек), замыкает его, и каждый отрезает свою частичку клубка для того, чтобы повесить её на руку, как символ единения отряда (либо «обнималки»).

11. Огонёк – одиночество.При возникновении сложных ситуаций всем детям предлагается в полной тишине подумать на волнующую тему. Следует проследить кто, как и с кем думает. Затем кто-то может высказаться.

12. Социометрия.Каждый ребёнок в специально подготовленном бланке ранжирует своё отношение ко всем остальным по пятибальной системе: 5 – люблю; 4 – нравится; 3 – безразличен; 2 – недолюбливаю; 1 – ненавижу. Социометрия может быть как анонимной (себе участник ставит «5»), так и не анонимной.

13. Огонёк-знакомство.Главная задача – ребёнок должен сообщить о себе какую-то интересную и необычную информацию (может быть самый светлый и счастливый момент в жизни).

14. Огонёк-молчание.Вожатый задаёт интересующие его вопросы, дети отвечают на них про себя. Кто хочет – может высказаться. Недостаток: вожатый не получает информации.

15. Огонёк-одиночество.Лучше проводить его на свежем воздухе. У каждого ребёнка маленькая свечка. Задаётся тема или проблемная ситуация. Дети либо думают в одиночестве, либо общаются друг с другом, пока горит свеча.

16. Сердечки.Каждый ребёнок тянет сердечко с написанным на нём хорошим пожеланием и может подарить его любому.

17. Огонёк-зверушки.Какой зверёк жил во мне сегодня?

18. Огонёк-камушек в ботинке.Что стало для вас этим камушком в ботинке?

19. Огонёкможет проводиться отдельно для мальчиков и отдельно для девочек, а также для каждой комнаты по-отдельности.

20. Легенда про Розу и чертополох (черенок розы прорастёт там, где ты будешь счастлив; долго ходил; черенок погиб; встретил девушку; роза проросла, но в чертополохе; вырвал чертополох; не нашёл розу).

21. Легенды про друзей (одна – про протоптанную друзьями тропинку, вторая – про огонь на соседней горе).

22. Легенда про «Всё в твоих руках».

23. Легенда про «Следы остались».

24. Выделить в человеке что-то такое, чего нет в других.

25. Если бы у меня было много денег, то что бы я тебе подарил.

26. Огонёк – вопрос для каждого:комфортно ли тебе в отряде? Что тебе в себе нравится? Можно ли заслужить любовь? Умеешь ли ты прощать? Человек, которого ты уважаешь и за что? Хороший ли ты друг? Какие черты характера ты не приемлешь в людях? Что тебе в себе нравится? Как можно избежать ссоры? Веришь ли ты в любовь с первого взгляда? Каким должен быть идеальный ребёнок? И пр.

27. Начало огонька – вожатые садятся у свечи и ждут пока дети успокоятся.

28. Огонёк-релакс.Детям предлагается занять любую удобную позу и закрыть глаза. В это время вожатый под расслабляющую музыку рассказывает им о детстве, просит вспомнить какие-то его особенности. Затем идёт обсуждение того, что вспомнил каждый.

29. Как ты себя чувствуешь?Дети становятся в круг. Каждый внимательно присматривается к соседу слева и пытается угадать как тот себя чувствует. Тот в свою очередь соглашается или нет.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.