Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рекомендации отрядному вожатому



Методическое занятие для педагогов «Вечерний огонек»

«Огонек» - одна из форм отрядного мероприятия. Всегда проводиться вечером перед отбоем. Эта форма появилась в ДОЦ «Орленок», впервые предложена была Б.Гиндисом. «Огонек» стал традиционным мероприятием всех детских лагерей, поэтому требует особого внимания.

Обычно под огоньками подразумевают вечерние посиделки, на которых все имеют возможность поговорить по душам, высказать свое мнение, спросить у товарища то, что давно хотел, но как-то не решался это сделать. На огоньках могут подводиться итоги дня, строиться планы на будущее.

Цели:

· регулирование эмоционального настроя в коллективе;

· анализ дня;

· коррекция взаимоотношений в отряде.

Учитывая цели огонька, он, как правило, имеет 3 направленности:

1. Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).

2. Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).

3. Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).

«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается. Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции.

1. Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего огонька?»

2. Второе – очень четко определить свое собственное отношение к дню, делу и т.д. Почему именно такое отношение.

3. Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.

4. В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).

5. Подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).

«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:

1. Приветствие, эмоциональный настрой.

2. Объявление темы, постановка проблемы.

3. Погружение в проблему.

4. Решение проблемы.

5. Песни,

6. Ритуал прощания.

Виды огоньков

Расскажи мне о себе.
Все садятся в круг, и каждый ребенок рассказывает что-нибудь о себе: как его зовут, был ли он уже в этом лагере, и что ему запомнилось, что он любит делать, что может сделать для отряда, успел ли подружиться, познакомиться с кем-нибудь, чего ждет от смены в лагере и т. д.

С неба звездочка упала.
Детям говорится о том, что когда падают звезды, можно загадывать желание и многие люди, увидев падающую звезду, загадывают свое самое заветное желание, и оно обязательно сбывается. Ребята пишут каждый на своей звезде (вырезанной из разноцветного картона), чего они ждут от этой смены. Вожатый собирает все звезды и вешает их на стену. В конце смены их снимают, читают пожелания, и все вместе обсуждают, что сбылось, а что нет.

Загони джина в бутылку.
Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Ведущий их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью "Джин" и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

Свеча - прожитый день.
Ребята садятся в круг и, передавая свечку друг другу, рассказывают по очереди, как прошел для них день и оценка его.

Свеча - желание.
Передавая свечку по кругу, к обычной оценке дня можно добавить свои пожелания на завтра. Можно начать словами: "Я бы хотела, чтобы завтра…"

Огонек историй и легенд.
Вожатый рассказывает детям легенду лагеря, или историю, связанную с темой смены, или просто необычную, интересную, красивую историю. После этого ребята, если захотят, могут тоже рассказать истории, которые они знают. В конце огонька можно спеть всем вместе несколько красивых, тихих песен.

Имена.
Каждый ребенок по очереди рассказывает о своем имени: почему его назвали именно так, откуда произошло его имя, как называли его в детстве, как он хочет, чтобы называли его здесь, какое его любимое прозвище…

Свеча - спасибо.
Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: "Я хотела бы сказать спасибо…за то, что…".

Моя забытая игрушка.
У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли вместе и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. "Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…"

Сказочная полянка.
На воображаемой полянке мы можем превратиться во что угодно: в цветок, бабочку, жука, даже камешек на тропинке. Поделись своими ощущениями, нравится ли тебе быть тем, в кого ты превратился, как ты себя чувствуешь, что видишь?

Звезды.
На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: "Чего я боюсь?", "Моя мечта", "Из-за чего бы я заплакал?", "Если бы я был волшебником". Каждый участник выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.,

Черный и золотой стул.
Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на "золотой" или на "черный" стул. На "золотом" о нем будут говорить только хорошее, на "черном" - будут обсуждаться его недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.

Молчание.
Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузиться в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделится своими ощущениями.

Огонек страшных историй.
На огоньке все рассказывают страшные истории и традиционные "страшилки". "В одной семье появилась красная рука, и стала всех душить…".

Жизненный девиз.
Каждый участник пишет на листе бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т. д.

Письмо домой.
У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т. п. Если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.

Самое важное слово.
У каждого из нас была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Сейчас у участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое бы изменило эту ситуацию.

Лифт времени.
Нужно вспомнить и рассказать о любых трех важных, запомнившихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?

Ручеек, река, озеро, море.
Ребята по очереди говорят, как они себя сейчас ощущают: как ручеек, как река, как озеро или как море. Кто ты сейчас? Какой ты? Может быть, ты стремительная горная река, или же спокойное море, над которым восходит солнце. Закройте глаза и представьте себя. Попробуйте рассказать нам о себе.

Чемоданчик в дорогу.
В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохранится в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он бы хотел увезти со смены: друга, вкусные полдники, вечера у костра…

Паутинка.
Все садятся в круг. Вожатый берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга ("Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…"). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в отряде. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.

Жаль, что его нет.
Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было с начала смены.

Блуждающая свеча.
Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечу, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Например: "Привет, здорово, что ты был именно у меня в отряде, ты замечательный человек. Если бы я был твоим ровесником, мы стали бы хорошими друзьями…". Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.

Расскажи мне обо мне.
Все сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он узнал о своем соседе справа за смену, пытается охарактеризовать его, какой он?

Три желания.
Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые наши желания. Загадайте их. Давайте поделимся, друг с другом, какие желания кто загадал, расскажите о двух ваших желаниях, а одно, самое сокровенное оставьте при себе.

Рекомендации отрядному вожатому

Вечерний костер – один из китов, на которых держится любой палаточный лагерь. Трудно переоценить значение тех разговоров, которые ведутся в тихие вечера у небольшого костра в уютном кругу под сенью деревьев.

Особый эмоциональный настрой костра позволяет снять напряжение трудного дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке.

Костер самоценен и сам по себе: дети, подростки, да и взрослые готовы часами сидеть у завораживающего пламени, но в лагере, и особенно палаточном, костер имеет ничем не заменимые возможности влияния на всю жизнь лагеря в целом и на настроение, а порой на мировоззрение каждого участника лагеря.

Какие же возможности предоставляет костер и что в нем такого особенного?

Во-первых, костер служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и все, что в данный момент тревожит, причем, происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друга и видит глаза всех, с кем живет в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми, никого не стесняясь, даже тем, кто, собственно, никогда раньше не пел, проявить свои артистические способности (или обнаружить их, к собственному удивлению), здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы «не вписались», и вообще, все впервые проще сделать.

В-третьих, костер, сам являясь символом чистоты, устремленности вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определенных традиций, именно с костром наиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, «высокопарные слова» и общий торжественный настрой.

Однажды вожатым с различным стажем работы в «Орленке» было предложено назвать какое-либо традиционное дело, дружинное или отрядное, характеризующее специфику работы лагеря. Большинство, почти не задумываясь, написало: «Вечерний огонек». Затем им было предложено составить перечень самых трудных, ответственных и отличающихся сложностью педагогической инструментовки форм отрядной работы. Возглавил этот список тот же вечерний «огонек». Аналогичные вопросы задавались и детям: самым привлекательным оказался огонек, а самым трудным … выступление на огоньке.

Вот как определяют «огонек» в Орленке:

«Огонек» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. …

Слово «огонек» означает не только костер – это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарища, теплота взаимоотношений и свет дружбы… Главное в нем – содержание и тональность разговора, обсуждения.

Педагогическая задача «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа, коллективного «думанья», и, наконец, воспитать в них культуру общения – научить искусству «разговора».

Методика проведения «огоньков». Данная методика была взята из «Орленка».
Огонек – это:

  • коллективное обсуждение вожатыми и отрядом прожитого дня, проведенного в делах;
  • анализ проведенных дел;
  • анализ проведенных дел;
  • разбор складывающихся отношений;
  • осмысление окружающей действительности;
  • конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления.


Педагогические задачи:

  • учить ребят осмысленно относиться к жизни;
  • прививать навыки коллективной работы;
  • воспитывать в детях культуру общения;
  • учить искусству разговора, публичного выступления.


Виды лагерных огоньков

1. огонек знакомства;

2. огонек оргпериода;

3. огоньки 1/3 смены (пятидневки-десятидневки);

4. огоньки второй и третей декады смены;

5. огоньки итогового периода;

6. огоньки прощание.


Формы проведения

1. анализ дела;

2. анализ дня;

3. огонек откровенный разговор;

4. огонек дежурного отряда («рассвета»);

5. тематические огоньки.

 

Различают следующие виды «огоньков»:

  • Огонек знакомства
  • Огонек оргпериода (первые 3-4 дня в лагере)
  • Огонек первой десятидневки
  • Огонек второй десятидневки
  • Огонек заключительного периода (последние 3-5 дней)
  • Огонек прощания.


Кроме того, внутри «огоньков» 1-3 десятидневок различают такие формы проведения «огоньков», как:

  • Огонек – анализ дела
  • «огонек» - анализ дня
  • «огонек» - откровенный разговор
  • «огонек» дежурного отряда
  • тематический огонек.

^ ОГОНЕК ЗНАКОМСТВА


Это первый огонек в отряде, первый сбор всего отряда на отрядном месте. Значение его в оргпериоде чрезвычайно велико: он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда… Цель огонька знакомства – наладить внутренний эмоциональный контакт со всеми, создать атмосферу взаимопонимания и близости, сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде.

^ Об отряде: «мои новые товарищи – это интересные, творческие и веселые люди, много умеют и знают, с ними можно организовать любое интересное полезное дело, можно обсудить любой интересующий тебя вопрос; много хороших спортсменов, пожалуй, получится неплохой коллектив, я обязательно найду здесь настоящий друзей».

О себе: «что ж, и я не хуже их всех, я тоже могу предложить кое-что отряду; думаю, что мои цели будут достигнуты в этом отряде. « И, как финал, вывод: «это самый лучший отряд, и мне очень повезло, что я попал именно сюда!».

Восприятие человека человеком и человеком группы людей подчиняется особым психологическим законом (см. работы А.А. Бодалева и его сотрудников). Первоначальное восприятие определяется по преимуществу эмоциональными моментами, которые опережают рациональные (логические) ступени восприятия и обладают огромной информативной значимостью для личности. «Знания» друг о друге, которые выносят дети с огонька знакомства, невелики: они помнят 5-6 имен, несколько фактов биографии и ярких случаев, но вот эмоциональное впечатление бывает огромно, и методика построения огонька знакомства должна быть подчинена формированию его в нужном педагогу направлении.

Еще днем в тайне от всех ты с двумя-тремя мальчишками ходили готовить отрядное костровое место: запасли хворосту, окопали кострище, расположили полукругом бревнышки и чурбачки, на которые сядут ребята. И вот все дела первого дня закончены.

Слегка утомленные, возбужденные ребята по твоей просьбе собираются на условленном месте. Напомни им о верхней одежде, вечером будет сыро и прохладно.

По дороге к костру заведи негромкий разговор, обрати внимание ребят на красоту окружающей природы, вечерний закат – настрой ребят на лирический тон.

У костра пусть первой начнет гитара. Хорошая песня объединит, согреет, пусть даже слова для ребят будут пока незнакомы. Потом слово тебе. Первый огонек, безусловно, ведет вожатый: начинает, делает связки, обобщает, поддерживает эмоциональный фон.

Обрати внимание ребят на круг, в котором сидите. Желтый костер и ваши светлые лица – это какой-то солнечный круг в темноте. Все немного наклонились вперед, потому что стоит выпрямиться – и тебя обступает темнота, ты как бы совсем один. Здесь так близко одиночество и дружба! И то, и другое зависит только от тебя: захочешь одиночества – откинься чуть назад, и ты наедине с собой, с шумом леса; станет грустно – склонись к костру, и ты среди друзей. В таком тесном кругу вы будете встречаться каждый день – глаза в глаза, плечо к плечу. В кругу слушают, в кругу поют, в кругу играют, подводят итоги, поздравляют и прощаются. Напомни правила круга, расскажи ребятам о традиции доброго отношения к людям, к каждому из сидящих здесь. Вон вас сколько – и все личности! Интересные, загадочные, уже нашедшие себя и только ищущие. Давайте познакомимся! – говоришь ты и начинаешь с себя.

Как зовут, откуда приехал, что любишь и умеешь, твои ценности и кредо жизни, мечты и увлечения. Особенно не растягивай – ведь твой рассказ будет опорой, примерной схемой для ребят.

Хорошо, если с первого дня у твоего отряда появится свой маленький неброский символ – свой талисман: значок, забавная игрушка, лесной амулет. Передавая этот символ по очереди друг другу, ребята будут рассказывать о себе, расспрашивать других, спорить. Держа в руках что-то, чисто психологически легче говорить.

Нить разговора все время находится у тебя – ты чувствуешь, где нужно сделать паузу и предложить ребятам спеть песню, попросить юного поэта прочесть стихотворение, где пошутить, а где просто помолчать.

Можно и нужно задавать вопросы. Ведь не все ребята умеют рассказывать, да еще интересно. Помоги им раскрыться! Используй такие приемы:

 

  • задание сочинить за две минутки, пока звучит гитарный перебор, самому себе коротенькую рекламу;
  • просьба рассказать о самом памятном случае в жизни, о моменте незабываемой радости, страха, преодоления себя;
  • просьба рассказать о своем друге, маме;
  • предложить ситуации: в космический полет можно взять только три самых нужных вещи, или самых дорогих для тебя, или самых необходимых для братьев по разуму. Что возьмешь с собой? Какие желания загадаешь, если у тебя всего три волшебных спички?
  • Рассказать легенду о маленьком трубаче - каково твое отношение, за кем бы пошел ты, а сам каким хотел бы стать трубачом? Или поспорить о песне А.Макаревича «Костер».

 

Уместно будет именно на первом огоньке рассказать о традиции доброго отношения к песне (знание песни, уважение к авторам, умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая ее, умение сохранить в своем репертуаре лучшие песни предыдущих поколений, умение передать эти песни тем, кому передаем эстафету; знать время и место для исполнения каждой песни, учиться не кричать песню и петь с душой, и т.д.).

Продолжительность огонька знакомства – не более полутора часов, иначе ребята, поддавшись усталости, потеряют интерес к разговору.

Можно провести первый огонек знакомства и по-другому. Пусть о себе расскажут только что созданные творческие объединения тезок (по именам), или группы ребят, родившихся в одно время года (весна, лето, осень, зима), или увлекающиеся чем-то одним (любители кошек, муравьев, пичужек), причем, расскажут интересно, зажигательно, с юмором. Или проведите пресс-конференцию между двумя космолетами. Все будет зависеть от возраста ребят, уровня их развития, логики первого дня, тех задач, которые ставил на этот самый длинный день смены.

Попробуем сделать вывод из всего вышесказанного.

Что в огоньке знакомства должно быть обязательно:

 

  • Выступление-представление каждого члена отряда
  • Рассказ вожатого о традициях лагеря (огонька, песни, речевки, круга)
  • Особый эмоциональный настрой (возбуждения, торжественности и одновременно лиричности)

 

Что является творческой (необязательной) частью:

 

  • Различные формы представления (творческие группы, круги интересов, тематический разговор, игры)
  • Содержание вступительной и заключительной речи вожатого.

 

Чего не должно быть:

 

  • Нельзя обезличивать огонек, превращать его в знакомство делегаций, групп, палаток;
  • Нельзя подменять огонек пением песен или чтением стихов;
  • Нельзя практиковать различные чаепития, конфеты, и прочее, что отвлекает, напоминает ребятам традиционные школьные посиделки с чаем и танцами, и тем самым снижает тот эмоциональный настрой, без которого невозможен огонек знакомства;
  • Нельзя затягивать огонек: недопустимо, чтобы интерес ребят на ком-то из еще непредставившихся уже иссяк; или на кого-то «не хватило времени»; или кто-то, окончательно замерзнув и плюнув на все, уполз в палатку. Такие грубые ошибки практически непоправимы – их категорически нельзя допускать!

 

^ ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА


Оргпериод – это первые три дня пребывания в лагере, когда устанавливаются взаимоотношения, когда дети адаптируются к лагерю, усваивают нормы поведения, стиль взаимоотношений. И колоссальную роль в этом играют отрядные огоньки, которые дают возможность детям выплеснуть накопившиеся впечатления, поделиться возникшими мыслями, хотя не нужно забывать, что, как правило, они еще не умеют использовать все возможности, которые им предоставляет костер. Таким образом, задача вечерних огоньков оргпериода – научить ребят говорить, помочь им раскрыться и понять, что они сами могут строить и изменять свою жизнь, жизнь своего отряда и всего лагеря.

Необходимо учесть, что чисто психологически первые три дня ребята буквально переполнены новыми впечатлениями и им хочется поделиться ими – поэтому вечерний огонек, костер может и должен стать тем местом, где они чувствуют внимание и понимание.

Этому способствуют «законы обсуждения у костра»:

 

  • Говори вполголоса, если хочешь сказать что-либо – не выкрикивай с места, подними руку;
  • Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай;
  • Критикуй не с целью унизить и оскорбить, а помочь и посоветовать;
  • Критика должна быть конструктивной: критикуя – предлагай (однако не следует это правило возводить в абсолют, поскольку это неплохой демагогический прием – можно осечь критикующего, благо далеко не всегда, осознав недостаток, можно сразу предложить путь его устранения). Поэтому данный закон можно трактовать так: критикуешь – предлагай подумать, как исправить.
  • На огоньке говорят то, что думают;
  • На огоньке нет места обидам.


Все вместе это создает атмосферу задушевного, искреннего общения. А потребность в общении у подростков одна из самых главных. Они не всегда об этом подозревают. Таится в сердце желание открыться кому-то, услышать о себе правдивое, но доброжелательное слово, узнать себя получше, проверить, сопоставить с другими. И вот это желание обнаруживает себя на огоньке, становится непреодолимым, и с этого часа человек уже не может жить без ежевечерних разговоров с друзьями у тихого костра. Словно искал человек долго, нашел, наконец, и не хочет потерять.

Кажется, это просто – сесть всем в кружок и говорить друг о друге правду. Да не тут-то было! Разговор может превратиться в клубок взаимных оскорблений и обид, жестких и непоправимых. Те, кто прочитал повесть В.Тендрякова «В ночь после выпуска», смогут представить себе тяжелейшие травмы, которые принес «откровенный» разговор людям, забывшим о достоинстве другого человека, не приученным к прямоте без уважений, к чуткости без лицемерия.

Коллективный самоанализ обладает величайшей силой воспитательного воздействия. Он формирует оптимальную самооценку, оценку человеком своих сил, возможностей, способностей и дарований, он улучшает самочувствие каждого в коллективе. Он создает привычку рассматривать коллективную жизнь и работу во всех их составных и в целом, видеть не только конечный результат, плохой или хороший, но и причины, от которых зависел успех или неуспех, рассматривать организацию дела организаторами, взаимодействие групп, отношение к делу каждого.

Но, как всякое средство педагогического воздействия, огонек, требует точной методической инструментовки.

Структура огонька включает в себя:

Песни, которые поют для настроения, для того, чтобы снять напряжение, усилить или изменить эмоциональный тонус, направить разговор в новое русло. Песней и начинается, и заканчивается разговор у костра.

^ Разбор прожитого дня. При обсуждении прошедшего дня можно использовать такие схемы анализа:

 

  • Обычная


Что понравилось? Почему?

Что не понравилось? Почему?

Кто понравился? Почему?

Кто не понравился? Почему?

 

  • Конспект дня (каждый рассказывает обо всех событиях дня, комментируя их);
  • Письмо домой (расскажи о самом важном);
  • Пошаговое обсуждение: сначала обсуждаются подъем, затем зарядка…


При этом итоги дня не требуют длительного обсуждения: даже в старшем отряде, даже если огонек посвящен только итогам дня, этот разговор не длится более 30 минут. А в какой-то день он может занять 7-5 минут.

^ Откровенный разговор. Он продолжается и после делового обсуждения дня. Ребята размышляют вслух о том, каков «Я» вообще и каков наш отряд, как надо жить, кем мы станем в будущем… Решают для себя, что такое нравственная убежденность, мужество, верность, настоящая доброта.

^ Время для творчества. Вечером у костра хорошо почитать стихи – и свои, и любимые, провести летучий конкурс: кто больше небесных звезд назовет по именам, а кто больше знает звезд театра, музыки, кино, спорта, науки… Время на творчество – это десять минут общей радости, общей увлеченности, негромкого веселья.

^ Сюрприз для огонька. Его, как правило, готовит дежурная или сюрпризная группа (группа особого назначения). Если у кого-то сегодня день рождения, его поздравят на огоньке. Теплее, нежнее и ласковее здесь звучат слова, и хорошие, порой неожиданные здесь дарят подарки. Отыскался в отряде новый талант, его будут тщательно скрывать до вечера, и все, в который уже раз, удивлены: у нас и актеры свои есть, и художники, и музыканты, стихотворцы, острословы. Иной раз сюрприз – новая песня. Иной раз – живая картинка: про вас и про нас. Бывает, что картошка, тайно запеченная в горячих недрах костра, или сухарик каждому. Бывает и многое другое, необыкновенное, чего и не предугадать! А как же – сюрприз!

Огонек всегда огонек. Но на одном – главное это, на другом – другое. А может, главное – планы на оставшиеся дни, или разговор «Расскажи мне обо мне», или другой тематический разговор. Когда-то - гость, когда-то – сюрприз.

^ Роль вожатого на огоньке. Вожатый играет на первых огоньках определяющую роль – именно он задает тональность обсуждения, смотрят за соблюдением законов, подавая сигнал, когда кто-нибудь эти законы нарушает. Поскольку свои впечатления о дне высказывают все по кругу, нужно быть готовым к тому, что возникнут повторы, паузы – в этом нет ничего страшного. Важно, чтобы каждый понял: его мнение нужно, он должен высказаться. Вожатый же, фиксируя в своем дневнике выступления ребят, тем самым еще раз показывает им, что все их предложения и замечания не пропадают без следа. Вожатый редко утверждает, он чаще ставит вопрос (а прежде, чем задать его, обращается, как и все, за разрешением к ведущему – дежурному командиру). Он знает: искусство вести разговор – это искусство поставить вопрос.

Вожатый завершает обсуждение дня своим выступлением, при этом он выражает свое мнение, опираясь на выступления ребят: согласен с Васей в том, но не согласен в этом, интересный поворот у Сергея в оценке работы дежурной группы, а вот позиция Саши его удивила, давайте подумаем, почему она такая. Вожатый должен четко обозначить свою позицию, но при этом ни в коем случае не обидеть ребят с другой точкой зрения, наоборот, он должен подчеркнуть, что каждый высказывает свою позицию, так и должно быть.

Обязательными компонентами огонька оргпериода являются:

 

  • Предложенная вожатым схема анализа;
  • Повторение «законов обсуждения на огоньке» перед началом разговора и строгая фиксация нарушений законов;
  • Выступление всех членов отряда по кругу;
  • Обобщающая речь вожатого на основе выступления детей;
  • Оценка работы дежкома (дежурного командира отряда);
  • Выработка рекомендаций на будущее.

 

На огоньке не должно быть:

 

  • Монолога вожатого;
  • Оценочных отрицательных суждений в адрес личностей ребят – можно осуждать поступки, но не осуждать ребенка, а, осудив поступок, протянуть руку помощи и выразить надежду, что эта была случайность, или просто имярек еще не освоился в лагере, но в дальнейшем все будет в порядке.

 


^ ОГОНЕК – ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР

«Откровенный разговор» - это уже не анализ дня или дела, не обсуждение конкретного поступка. Здесь обсуждается каждый член отряда как личность, ему дается оценка как человеку, товарищу.

«Откровенный разговор» - самый трудный по жанру костер, как для ребят, так и для вожатого. Для детей потому, что в их социальном опыте, как правило, не было ничего похожего. В этом возрасте нелегко преодолеть психологический барьер и высказать то, что ты думаешь о каждом из своих товарищей, в том числе и о своем ближайшем друге, объективно оценить того, к кому ты испытываешь антипатию, неприязнь.

Вожатому же очень нелегко создать такой настрой, чтобы сработал фактор «эмоционального благополучия», чтобы откровенный разговор не превратился в разбор персональных дел, чтобы не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений.

Психологически этот костер означает прикосновение, а иногда и «хирургическое вмешательство» в чрезвычайно сложную и ранимую область индивидуального самосознания подростка – его самооценку. Самооценка – отношение к себе как к личности и деятелю – является фактором, во многом определяющим как специфику «Вхождения», «Включаемости» подростка в коллектив, так и того места, которое он будет в нем занимать.

Для подростка неблагоприятна как завышенная, так и заниженная самооценка, ее неадекватность может непредсказуемо повлиять на становление личности.

Основная задача откровенного разговора – как раз содействовать формированию адекватной самооценки у всех ребят отряда.

Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен бедет откровенный разговор тогда, когда есть эталон для сравнения. Поэтому в самом начале откровенного разговора вожатый в качестве камертона для всего костра рассказывает о том идеале человеческих отношений, к которому он стремится, причем особенно важно, чтобы этот идеал был не умозрительным, а реальным – это может быть рассказ о каком-то конкретном человеке, друзьях по студенческому стройотряду, группа ребят, с которыми вожатый работал раньше, армейская дружба. В Орленке такой рассказ называют «легендой» и говорили, что он может не соответствовать действительности в каких-то деталаях, главное, чтобы он давал образец, пусть недоступный пока, но реальный в будущем.

Особую роль играет тональность разговора. Широко известна в педагогике фраза: обсуждаем не человека, а поступок. Что же это означает?

Можно ли отделить одно от другого, и разве поступок, совершенный человеком, не характеризует его самого? Нет ли здесь какой-то непонятной двусмысленности? Все это важные и вполне закономерный вопросы. Но отказываться от этого принципа не стоит. Необходимо понимать эту заповедь, как выражение особой тональности разговора, а отнюдь не как безличный, безадресный разбор поступков. Следуя принципу» обсуждаем не человека, а поступок», мы тем самым как бы говорим: «человек для нас не равен тому или иному поступку, важны те мотивы, по которым они совершаются, чтобы ни было сделано тобой – ты все равно остаешься членом нашего коллектива, нам больно и горько за тебя и вместе с тобой, нам радостно за тебя и хорошо вместе с тобой.

Обсуждая хороший поступок, мы как бы подразумеваем его закономерность – наш товарищ не мог поступить по-другому, а обсуждая плохой поступок, мы как бы отчуждаемого от «автора», выражая тем самым удивление, сожаление и уверенность, что это «не его», «случайное». И, наконец, это правило означает, что нельзя превращать огонек в разбор персональных дел.

Третьей особенностью огонька-откровенного разговора является его добровольность и естественность проведения как для ребят, так и для вожатого. Откровенный разговор не следует проводить в «обязательном порядке» - вожатый должен сам оценить ситуацию в отряде и принять решение: нужен ли откровенный разговор и возможен ли. Если вожатый не уверен в своих силах, то целесообразно пригласить авторитетного и опытного руководителя для того, чтобы он помог в проведении этого сложнейшего костра. Ни в коем случае не следует злоупотреблять этим острым психологическим оружием. Естественность означает, что костер-откровенный разговор должен родиться сам собой. Вожатый говорит, что такие костры – традиция нашего лагеря, но решение о его проведении принимает сам отряд. Пусть этот костер станет традицией как бы каждого звена. Намеками, разговорами с отдельными ребятами, «случайными» воспоминаниями вожатый подводит ребят к идее проведения откровенного разговора. И сделать это нетрудно, поскольку, как мы говорили, именно во время 5-9 пребывания ребят в лагере неизбежно назревает конфликт, который нуждается в разрешении.

Четвертой особенностью является то, что в этот день не проводится никаких других костров, а потому время на проведение откровенного разговора, вообще говоря, не ограничено.

Обсуждение можно начать по кругу, а можно и спросить: «Кто хотел бы первым послушать мнение о себе?».

Однако, если желающих выставить первыми себя для разговора нет, вожатый начинает со «своего» - с вожака или старожила лагеря, предупредив их об этом и настроив предварительно на то, что их поведение во многом определит дальнейший ход костра. При этом вожатый дает оценку даже излишне строгую, чтобы все последующие могли примерить предъявляемые требования к себе, и не возникло неожиданных срывов типа убегания с костра. Если получилось так, что в отряде только новички, также целесообразно начать с самого «надежного», крепкого помощника во всем, также предварительно объяснив, что ему будет очень трудно как первому, и, может быть, даже сказать, какие пожелания ему будут высказаны самим вожатым.

Мы рекомендуем не давать «слово для оправдания», тот, о ком шла речь, просто молча выслушивает мнение товарищей, не вступая в полемику.

Еще раз подчеркнем совершенно особую роль вожатого на этом огоньке. Он должен быть предельно внимателен и собран. Он должен задавать вначале и выдержать до конца правильную тональность обсуждения. Он должен уловить момент, когда нужно разрядить обстановку песней, или, наоборот, прочесть стихотворение, позволяющее усилить чувства.

Вожатому не требуется преодолевать комплекс «с другом всегда заодно» - его суждения точны, принципиальны, но, и это подчеркнуть, доброжелательны в первую очередь. Он знает своих ребят, знает, кому достаточно намека, а кому нужно четко и внятно указать на то, что мешает отряду жить, и в дальнейшей жизни может существенно помешать самому обсуждаемому. Вожатый может заострить, а может смягчить тон обсуждения в зависимости от того, что один глубоко переживает замечания, а другому – как с гуся вода.

Вожатый должен внимательно следить за тоном высказываний и сразу пресекать оскорбительные и пренебрежительные нотки в разговоре, не допускать перепалок, постоянно напоминать, что все, что говорится – это личное мнение каждого, и совсем не обязательно оно безусловно точное.

И, наконец, именно вожатый подводит итоги обсуждения, делает выводы, задает оптимистическую нотку по завершении разговора.

Огонек нужно закончить в общем кругу хорошей песней.

Можно считать, что огонек-«откровенный разговор» удался тогда, когда получился разговор очистительный, серьезный, и ребята ушли с него потрясенными и умиротверенными одновременно.

Итак, на огоньке-«откровенном разговоре» должно быть:

 

  • Предварительная эмоциональная подготовка
  • Особая тональность разговора
  • Обсуждение каждого члена отряда, причем каждый должен высказать свое мнение по установленной схеме анализа
  • «легенда» - этический рассказ вожатого
  • неограниченность во времени
  • добровольность и естественность в организации и проведении.


Не должно быть:

 

  • разбора персональных дел
  • сведения счетов, взаимных оскорблений или, наоборот, беспричинного захваливания
  • искусственного затягивания или ускорения темпа обсуждения.


После откровенного разговора отряд, да и весь лагерь в целом, вступают в принципиально новый период своей жизни, когда центр тяжести на огоньках переносится с эмоционального восприятия дня и эмоциональной же оценки своих товарищей к серьезным разговорам о жизни и о себе.


^ ОГОНЕК ПРОЩАНИЯ


Вечерние огоньки последних 2-3 дней пребывания в лагере, когда уже близок последний прощальный костер, становятся все более лиричными, на них часто звучат прощальные нотки. Ребята к этому времени очень изменяются даже чисто внешне: становятся более внимательными друг к другу, смягчаются интонации в общении. Отрядные вечерние огоньки становятся к этому времени уже настоятельнейшей потребностью, песни в кругу, спокойный разговор у небольшого костерка, когда все рядом и каждый – твой друг.

В это время хорошо поговорить на огоньке о мечтах, о будущем, пофантазировать о том, как каждый будет жить после лагеря, договориться о том, как отряд будет жить дальше, о новых встречах…

На этих кострах велик удельный вес песен, можно слушать стихи, читать небольшие рассказы, в том числе и из классики, а также написанные самими ребятами, рассказывать легенды и притчи. Необходимо учитывать, что в данном случае чрезвычайно важен эмоциональный подтекст подобного общения, который дает необычайно много для развития личности каждого подростка. Иногда реплики, междометия, взгляд, прикосновение, а то и просто молчание несут гораздо больше доступной для подростка информации, чем иная, пусть даже очень правильная и пространная речь

Совершенно особым является последний день в лагере, и последний огонек – огонек прощания.

Разумеется, это должен быть самый главный, самый запоминающийся костер из всей лагерной смены, а потому к его проведению необходимо особенно тщательно подготовиться, вести его должен самый опытный в части проведения огоньков руководитель.

В отличие от первого огонька знакомства, который готовят вожатые, огонек прощания – коллективное творчество всех ребят отряда и вожатых. Здесь уместны:

 

  • сюрпризы, добрые шутки, подарки и сувениры;
  • любимые песни и стихи, легенды и притчи;
  • письмо для ребят следующей смены, или письмо нам же, только будущим (ведь мы не растеряемся, мы встретимся еще?), или письмо вожатым о самом-самом;
  • «концерт по заявкам» - когда каждый просит исполнить для всего отряда или конкретно для кого-то какую-либо песню, причем поясняя, почему именно эту;
  • загадывание желаний на звездном небе, оформление «дерева мечты» (разноцветные ленточки с желаниями повязываются на ветки дерева);
  • заполнение «зеркала» пожеланий; обмен адресами;
  • ритуал прощания с рекой, костром, встреча рассвета;

  • договор о будущей встрече отряда;
  • подготовка доброго утреннего сюрприза соседям: кухне, штабу, вожатскому отряду, врачу, плаврукам или всем сразу на главной площади или пляже.


Конечно, на последнем огоньке неизбежны грустные нотки и даже слезы. Некоторые вожатые ошибочно полагают, что опухшие от слез глаза ребят утром – это главный показатель их положительной работы с отрядом. Слезы, конечно, могут быть, но провоцировать ребят на безудержные рыдания – нечестно. Окончание смены в лагере – не конец света. Уверенность в будущем, желание достичь задуманного, вера в друзей и свои силы, ожидание новых встреч, благодарность – вот те чувства, которые должны быть написаны на пусть грустных, но улыбчивых лицах уезжающих из лагеря ребят.


^ НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ


Следует подчеркнуть, что огоньки многократно повышают свой педагогический потенциал, если проводятся именно как система, если сформированы традиции их проведения, и ребята осознают возможности огонька как средства общения, средства своего личностного роста и влияния на жизнь звена, отряда, лагеря.

На огоньке обсуждается скорее не результат, а процесс его достижения. Интересует отношение к делу и друг другу. Обсуждение идет «по горячим следам», когда еще не остыло эмоциональное переживание дня, события, поступка.

Непреходяща роль вожатого на огоньке: как лоцман в извилистом морском проливе искусно ведет корабль по верному курсу, так и вожатый направляет сложное движение мыслей, причем так, что никто этого не подозревает. Подготовка к разговору и ведению огонька – одна из главных забот думающего о своих ребятах вожатого.

 

Для вечернего огонька существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к огоньку.

2) Все: и дети, и взрослые – располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

«Когда говорит один — все молчат»

«Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки»

«Закон свободного микрофона»

«Все сказанное на огоньке не должно «выноситься» за его пределы» «Огонек» — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют»

«Через центр круга переходить нельзя»

Огонек проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

Основной, самый главный элемент огонька – анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму огонька-анализа.

Огонек – анализ дня

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы: «Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?», «Что сегодня в нашем отряде было хорошо?», «Что было не очень хорошо и даже плохо?», «Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?»

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый

Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго огонька и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний огонек песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой.

Хороший огонек никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо

Очень важно помнить, что огоньки, на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении огоньков.

1) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2) Паутина. Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если успокоитесь или в следующий раз.

4) Шляпа. Написать вопросы, которые накопились за несколько дней Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении кэтому

5) Ромашка, Листочки. Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

6) Ниточки. Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Таким образом выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику

7) Дерево. В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего огонька на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку. Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят. Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

8) Конверт откровений. На предложенных листочках бумаги до начала «огонька» дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

Уже отмечалось, что анализ прожитого дня — один из основных элементов вечернего «огонька», но вечерний «огонек» — это не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних «огоньков».

Расскажи мне о себе

Это форма традиционного огонька-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.

При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на огоньке используется некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – «эстафетной палочке» – почем именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш — все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на огоньке продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает огонек более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход огонька.

В большинстве своем классический вариант огонька-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

-дети не адаптированы к новой ситуации;

-дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно,

-внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство «Разведай, выясни, сообщи» и т.д.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни — информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на «огоньке» знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой — отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька

Тематический огонек

Проведение такого огонька необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких огоньках можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь

Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический огонек крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

Не забудьте, что слова, сказанные на таком огоньке, не должны остаться только славами — у огонька должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

Проблемный огонек

Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта – проблемный огонек.

Конечно же, такой огонек – это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком огоньке – честный, справедливый арбитр («арбитр» — в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой огонек готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации «разыгранные» в течение дня, предшествующего проблемному огоньку. Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо «подогреть», либо «охладить» конфликтную ситуацию. Создать наиболее «выгодный» эмоциональный настрой у ребят перед огоньком.

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип не навреди!!! Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.

Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово «профилактика».

Тем не менее, проблемный огонек лишним в отрядной жизни не будет никогда.

Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком огоньке.

Конверт»

Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

- что ты больше всего ценишь в людях?

- какая твоя самая большая цель в жизни?

- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

2. «Здравствуй, мне очень нравится …»

По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

3. «По одежке встречают …»

Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я» Ваша задача – написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

1) Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

2) Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3)Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4) Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

Кельтское колесо»

По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера — этолюди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с Запада — это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности. Люди с Востока — это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга — обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Этапы:

I. 7-10 минут на подготовку.

Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств

2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.

3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.

4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

Солнышко»

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на огоньках всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение «огонька». Нет норм проведения «огонька». Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства.

Маленькие советы

1. «Огонек» должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.

2. «Огонек» — это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для «огонька» можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.

3. Вечерний «огонек» — это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение «огонька» в развлекательном ключе.

4. Каждый «огонек» требует подготовки. Ведь каждый «огонек» должен стать незабываемым и единственным в своем роде.

5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из «огоньков». Может быть, вы будете загадывать желания на «огоньке». Или на первом отрядном «огоньке» каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем «огоньке» их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим «огонькам» романтичную атмосферу.

6. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда «вечерней», т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и «вечерняя» речевка, а может быть и то и другое. Предлагаем один несколько вариантов «вечерних» песен и речевок.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.