Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Французское Просвещение и французский материализм XVII века: Ж.-Ж. Руссо и П. А. Гольбах




В XVII в. философская и политическая мысль активизируется во Франции. В этих условиях формируется идейное течение, получившее название Просвещение, которое окончательно оформляется в первой половине ХХVIII в. Просвещение объединяло всех прогрессивно мыслящих людей: ученых, естествоиспытателей, юристов, философов.

Само понятие «Просвещение» как название эпохи возникает в связи с тем, что его представители возвысили роль разума, полагая, что благодаря интеллектуальным возможностям человека, благодаря всеобщему процессу развития, прогресса науки и общества, распространения прогрессивных знаний, человек становится лучше, нравственнее, совершеннее. Поэтому просветители активно критиковали феодальный строй, устоявшиеся представления о Боге, предрассудки и суеверия, то есть всё то, что, по их мнению, является причиной невежества и искажения изначально доброй природы человека. И именно поэтому просветители выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. В этот период широко распространяется критика не только церкви (как уже было в эпоху Возрождения), но и принципов религии; поэтому широко распространяется деизм, а также входит в моду атеизм. Деятельность просветителей идейно подготовила Великую французскую революцию 1789–1794 гг.

Основой философии французского Просвещения стали материалистические идеи (в частности, идеи механистического материализма), а также новая идеология, ставшая позднее известной как «проект Просвещения».

Теоретические источники «проекта Просвещения» – философские концепции Локка и Лейбница, в которых прогресс человечества зависит от прогресса познания и от опыта. Основные его идеи следующие:

· необходимо построить автономную философию, свободную от религиозных установок, то ест построенную на рациональных, научных, опытных основаниях;

· такая перестройка возможна путем распространения ценных и полезных знаний о природе и обществе в кругу образованных людей;

· необходимо просвещать монархов, тогда они будут претворять в жизнь принципы разума;

· обязательна критика религии, борьба с догмами, так как религия всегда находится в противовесе с новыми знаниями о природе, обществе и человеке;

· было предпринято многотомное издание под названием «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел», где предполагалось собрать все новейшие достижения, новейшие научные подходы, опирающиеся на прогрессивные философские концепции. Предполагалось, что это издание, как факт систематически представленного прогрессивного знания, приведет к реальным позитивным изменениям общественной жизни; идейным вождем энциклопедистов был Д. Дидро, в написании статей принимали участие Кондильяк, Гольбах, Монтескье, Вольтер и Руссо.
К основным направлениям философии французского Просвещения относятся следующие:

· деистическое: представители отвергали как идею личного Бога, так и идею пантеизма, а понимали Бога лишь как первоначало, причину всего сущего, отвергая возможность вмешательства Бога в процессы природы и деятельность людей (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк);

· атеистически-материалистическое: атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических естественно-научных позиций. В вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму (Дидро, Гельвеций, Гольбах);

· утопически-социалистическое: начало формироваться еще в середине XVII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции и после ее завершения; основной интерес социалистов-утопистов был связан с проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости (Оуен, Сен-Симон).

В целом философия французского Просвещения была идеологическим оружием окрепшей в XVII в. французской буржуазии, которая боролась за власть против абсолютизма и привилегий знати и духовенства. В этой борьбе французские сторонники Просвещения использовали такие ключевые идеи как индивид, разум, прогресс.

Просветительские идеи культивирования разума и оптимизма в отношении прогресса и будущего человечества, выраженные в крайних формах, вызывали критику и скептический пессимизм уже у современников. Такую позицию занял известный философ этого периода Ж.-Ж. Руссо, поэтому его идеи определяют как отрицательную реакцию на философию Просвещения.

Ж.-Ж. Руссо, считает также как и просветители, что человек добр по своей природе. Однако, в отличие от просветителей, полагающих, что добро

в человеке будет возрастать вслед за прогрессом цивилизации, Руссо убежден, что в цивилизации, напротив, заключено зло. Поэтому трём ключевым идеям (индивиду, разуму и прогрессу) Руссо противопоставляет свои: против преклонения перед разумом Руссо выдвигает культ чувств; индивиду и личным интересам, которые превозносят просветители, Руссо противопоставляет сообщество и общую волю; против идеи прогресса он выдвигает лозунг «назад к природе».

Являясь представителем низших слоев общества, Руссо подробно исследует естественное состояние человеческого общества, возникновение частной собственности и критикует социальное неравенство, причину которого он видит в имущественном неравенстве. К имущественному неравенству, по его мысли, приводит развитие цивилизации. Руссо критикует цивилизацию и науку, полагая, что улучшение телесных потребностей влечет деградацию потребностей духовных. Таким образом, он угадал социальную обусловленность науки и культуры, а именно то, что культура создает искусственные потребности и человек стремится казаться иным, чем он есть в действительности.

П. А. Гольбах – немец по происхождению, представитель француз-ского материализма и атеистического направления Просвещения. Он стремился опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские и теологические концепции, объясняющие природу.

Одна из центральных его идей, изложенная в произведении «Система природы», – принцип редуцируемости, обозначающий сводимость всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа, по Гольбаху, ничто иное, как совокупность различных движущих сил материи, ибо кроме движущейся материи ничего не существует. Таким образом, если у Декарта движение введено в материю Богом, а у Спинозы движение является модусом атрибута распространенности (протяженности), то Гольбах доказывает, что движение является источником всех свойств, оно обладает свойством универсальности.

С понятием универсальности движения Гольбах связывает понимание детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что причины и их следствия существуют в объективной зависимости. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Так как движение протекает закономерно и является универсальным, то и природа, и весь мир подчинены универсальным закономерностям (обусловлены ими, то есть детерминированы), которые проявляются через причины и следствия. Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха носит механистический характер. Гольбах абсолютизирует момент необходимости: так как природа является движущейся материей, в ней нет места случайности. Поэтому Космос – это бесконечный ряд причин и следствий, причем то, что в одном случае может быть причиной, в другом случае может быть следствием. В эту строго детерминистическую систему Гольбах помещает и человека: человек подчинен механистически действующей цепи причин и следствий.

Всё творчество Гольбаха проникнуто атеизмом. Распространению атеизма он посвятил свою популярную работу «Карманное богословие, или Краткий словарь христианской религии», где он в сатирической форме разбирает основные религиозные понятия.


Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представительфилософии французского Просвещения. Он происходил издворянского гасконского рода. Получив классическое июридическое образование, был на различных должностях всудебных учреждениях, что дало ему возможность изучитьюридическую практику Франции того времени. Затемотходит от всего этого и посвящает себя изучениюестественных и общественных наук. Первый еголитературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) -имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-абсолютистский режим. Основной работой Монтескье поправу считается произведение "О духе законов" (1747). Ещеон написал "Рассуждение о причина величия и паденияримлян" (1734).В своей социальной философии Монтескьерассматривает причины существования разных формобщества, полагая, что для того, чтобы снять ту или инуюформу общественного развития, необходимо почитать тозаконодательство, которое существует в данном обществе.Монтескье различал два типа законов, существующихв обществе:1) "естественные", которые определяютсябиологическими, природными характеристиками человека ивыражают его отношения к природе я к другим людям, но,так сказать, во внеобщественном состоянии;2) социальные законы.Монтескье выделял три основных образа правления,существовавших в истории: республиканский,монархический, деспотический. Он полагал что юридическиенормы государства определяются формой государства,законы же - это юридические выраженные правила,определяющие отношения между верховной властью ичленами общества. Эти законы, согласно Монтескье,формируют политическую свободу, состоящую в том, чтокаждый имеет право делать все, что дозволено законами.Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, чтозаконодательства, характерные для определенных формправления, а именно демократического, монархического идеспотического, детерминированы различными факторами:характером политической власти, почвой, рельефом (т.е.географической средой), нравами, обычаями, религиознымиверованиями, численностью населения.Тем самым Монтескье попытался осознать обществокак целое, связанное в единое целым рядом условий,факторов. Эта целостность и определяет, согласноМонтескье, "дух народов". Каждая форма правления -своеобразная структура, все элементы которойвзаимосвязаны и необходимы для функционирования целого.В каждой социальной структуре главным элементомМонтескье считал ту или иную человеческую страсть,которая дает возможность действовать, чтобы сохранитьустойчивое состояние. Для республики характернадобродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх.Если та или иная "страсть", или психологический принцип,ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самымМонтескье устанавливал определенную зависимость междуобразами правления и психологией народов, что имело подсобой важные основания. Монтескье выводил этизависимости из географической среды, в которой главнуюроль играли климат, почва и рельеф местности.Составная часть учения Монтескье - его концепция"разделения властей", которая в определенной степени быларазвитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделениезаконодательной, исполнительной и судебной властейдолжно быть при любой форме правления, как примонархии, так и при демократии. Он писал, что необходиморазделить "власть создавать законы, власть приводить висполнение постановления общегосударственного характераи власть судить преступления или тяжбы частных лиц".Только подобное государственное устройство, в котором всеэти власти разделены, может обеспечить такое положение,"при котором никого не будут понуждать делать то, к чемуего не обязывает закон, и не делать того, что закон емупозволяет" [Избр. произв. М., 1955. С. 290-291]. Этаконцепция Монтескье имела огромное демократическоесодержание и не потеряла своего значения до настоящеговремени.

Мо-цзы

Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) - древнекитайскийфилософ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучалконфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзыизложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданногоего учениками. Главная цель, пронизывающая концепциюМо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовьпонимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по мнениюМо-цзы, может разрешить любые конфликты, как вэкономической, так и в политической сферах. Он видел восуществлении этого принципа выход из политического иэкономического хаоса. Кроме того, критикуя конфуцианство,Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своейэтической доктрины. Он подчеркивал важность уваженияталантов, самоуважения, ; ненападения. Он полагал, что всеталантливые люди должны иметь ; возможность управлятьстраной вне зависимости от происхождения. S Выступалпротив войн и считал, что "нельзя нападать на соседниецарства, убивать народ, захватывать скот и грабитьбогатства". Мо-цзы также выступал против конфуцианскогоположения, что "воля небес" определяет судьбу человека, исчитал, что люди перестанут бороться за свое счастье, еслиповерят в судьбу, которая от них не зависит. Не признавалконфуцианское положение, что воспитание народа должноосуществляться посредством музыки и ритуала. В то жевремя Мо-цзы не отрицал "роли небес" в жизни человека,полагая, что Бог наказывает или вознаграждает людей в тоймере, в какой они следуют принципу всеобщей любви.В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения,что истинные знания - это те, что получены в процессепрактической деятельности. Он также выступал против"врожденного знания".Мо-цзы - основатель направления моизма. Моисты
развивали идеи своего учителя с позиций наивногоматериализма. Они разрабатывали в основном проблемылогики и теории познания. По их мнению, вещи,существующие вокруг нас, имеют объективный характер инезависимы от нашего сознания. Человеческое сознаниевозникает в результате деятельности органов чувств имышления.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.