-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
-умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
-воспитание интереса к классической литературе.
Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных; — зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование:карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Оформление:портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Организационная структура урока:
I. Вхождение в тему урока.
Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. - Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали? — Что такое басня? — Кто герои басен? — А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
I. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.
Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.
А какое художественное средство используется в басне?
Ответ: ( Аллегория)
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).
Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
V. Викторина.
Конкурс-разминка.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна) — У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы) — Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська) — Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона) — Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное) — На дереве какой породы восседала ворона? (Ель) — Что пленило лисицу? (Сырный дух) — Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 8-13)
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
2) Угадай название басни по её морали. (Слайды 15-17)
а) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, За дело просто взяться. «Ларчик»
б) Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица, Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться. «Синица»
в) Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша, Что в дружбе все они едва ль не одинаковы: Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»
г) Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».
д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»
е) Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33)
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.
4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.
Цитаты:
· «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
· «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
· «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
· «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
· «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
· «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
· Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
Конкурс «Найди пару»
- Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.
- Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.
- Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Инсценирование басни.
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.