Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ранние проявления расизма



Под расизмом понимается обычно Те0рия, согласно которой человеческие расы неравноценны в смысле способности к умственному и нравственному развитию. Расизм утверждает, что есть высшие и низшие расы и что именно расовые различия являются факторами, определяющими ход исторического развития народов, особенности их культуры и уровень ее развития.

Когда-то эта теория представляла собой наивную попытку понять и объяснить различия в культурном облике народов. В таком виде расистская точка зрения выражена, например, в чрезвычайно путаном сочинении Христофа Мейнерса (1786). Позже, в XIX в., расизм выступает уже как откровенно реакционная и эксплуататорская идеология, употребляемая для оправдания рабства и всякого вообще социального гнета.

Так, в США в годы борьбы аболиционистов за уничтожение рабства негров некоторые антропологи (Мортон, Нетт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства негров на том основании, что негры-де — низшая раса, не способная жить без посторонней опеки. Почти одновременно (в 1850-х годах) в Европе на почве обострения классовой борьбы и шатания буржуазного строя проявилась та же тенденция теоретического подкрепления позиций господствующего класса при помощи расистской теории. В 1853 г. Жозеф Артюр Гобино, французский аристократ, дипломат и публицист, издал свою ставшую печально знаменитой книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас».

В этом обширном сочинении Гобино пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной и основной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или «этнический», как Гобино весьма неправильно иногда выражался) фактор всегда был и остается важнейшей движущей силой культурного прогресса. Не условия географической среды, не общественные учреждения, не нравственные понятия, а именно и только расовые качества людей влияют на развитие культуры, определяют задержку развития и упадок.

Гобино— последовательный сторонник полигенизма, отрицающего единство человеческого рода (он пытался даже как-то согласовать при помощи сложных вывертов полигенизм с церковно-христианским учением о единстве происхождения всех народов от прародительской пары) Человеческие расы различаются между собой, по мнению Гобино, не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психологическим качествам и по различной степени способности к развитию и даже к усвоению культуры. Мало того, культура (цивилизация), созданная одной расой, даже и не может проникнуть в среду людей другой расы. Народы дикие в настоящее время были такими всегда и впредь такими останутся.

Низшей расой Гобино считал «черную» («меланическую»), несколько более развитой — «желтую», а высшей и единственно способной к прогрессу — «белую» расу, в особенности ее элиту — «арийскую» расу. Свой важнейший тезис Гобино старался обосновать путем обстоятельного обзора истории всех тех десяти (по его счету) цивилизаций, которые известны в человеческой истории (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская, перечисляемые именно в этом порядке). Все они, по убеждению Гобино, созданы белой расой, притом высшей ее разновидностью — арийцами.

При помощи каких «научных» фокусов Гобино «доказывает» это свое более чем странное утверждение — это уж не стоит и излагать. Достаточно сказать для примера, что он приписывает создание египетской цивилизации какой-то арийской колонии на Среднем Ниле, подкрепляя это заявлением о родстве египетского языка с санскритским. Китайская цивилизация была создана «ветвью белых людей», которых на то уполномочило «провидение»; они прибыли-де некогда из Индии, поселились в Хунани и там смешались с местным населением. Даже в создании доколумбовых цивилизаций Америки дело не обошлось без каких-то «белых элементов», хотя откуда они там взялись, Гобино и сам толком не знает, подозревая в этом скандинавов Исландии и Гренландии X в. — ведь без них культура все равно же не могла развиться.

Из арийцев же на первое место Гобино ставил германцев — цвет человечества, вдохновителей всякой высшей культуры. Они создали настоящую славу Рима (ибо не античный Рим, а средневековый, «германский» Рим стал подлинным культурным центром) и образовали ряд государств в новой Европе, в том числе Русь, ибо «без них (германцев-норманнов) Россия не существовала бы».

Но создавая повсюду цивилизацию, белая раса, в том числе арийцы, постепенно смешивалась с другими расами, теряла свою чистоту, а потому и свою первоначальную энергию. Это вело и ведет постепенно к общему застою, унылому однообразию. А впереди еще более мрачная перспектива. В будущем Гобино рисует себе такую малоутешительную картину: «Нации — нет, стада человеческие, погруженные в угрюмую дремоту, будут жить, оцепенелые в своем ничтожестве, как буйволы, жующие свою жвачку на стоячих лужах Понтийских болот».

Исчезновение «арийской расы», смешение ее с низшими расами неминуемо повлечет за собой своего рода тепловую смерть человечества. Но и это состояние не будет еще концом, дальше будет хуже. По мнению Гобино, численность населения Земли непрерывно сокращается, прежнего многолюдства нет нигде. И кончится дело неизбежно тем, что род человеческий, дошедший до полного животного отупения, попросту вымрет, «и земной шар, онемевший, будет уже без нас продолжать описывать свои бесстрастные круги в пространстве...».

Таково вкратце содержание этой книги, написанной блестящим языком, но поразительной по своему полнейшему игнорированию элементарных исторических фактов. Своеобразная эрудиция сочетается здесь с невежеством, публицистический накал — с фантазией автора.

Если историческая концепция Артюра Гобино представляла собой в сущности реакционно-романтическую фантазию, не имевшую никакой солидной фактической основы, то продолжатели и последователи Гобино постарались запастись именно такой основой. И этой основой послужила им не более и не менее как биологическая теория эволюции, дарвиновская теория естественного отбора как фактора развития видов.

«Социальный дарвинизм»

Использование дарвинизма реакционными антропологами и социологами-расистами — любопытный пример того, как здоровая научная идея, примененная без серьезного теоретического обоснования в некоей новой области, получает искаженный вид и приносит прямой вред.

Некоторые видные немецкие антропологи и биологи-эволюционисты — Геккель, Фохт, Бюхнер и др. — также считали расовые типы внеевропейских народов низшими. Отсюда ведет свое начало целое течение в антропологической науке (отразившееся и на этнографических представлениях), которое получило впоследствии название «социального дарвинизма», или «политической антропологии», или «антропосоциологии». Наиболее известными деятелями этого реакционного направления считаются: в Германии — Отто Аммон, Людвиг Вольтман; в Англии — Хаустон Чемберлен; во Франции — Ваше де Ляпуж.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.