Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Джон Фергюссон МакЛеннан



В Англии в качестве глашатая эволюционистских идей в этнографии едва ли не первым выступил (точнее, первым получил известность) Джон Фергюссон МакЛеннан (1827—1881), юрист по образованию. В 1865 г. он издал небольшую книгу «Первобытный брак», где поставил вопрос о развитии форм брака и семьи на протяжении истории человечества.

В частности, он попытался связать вместе причинной связью следующие более или менее распространенные обычаи: брак через похищение (умыкание); экзогамию; полиандрию; женский счет родства. Согласно выводам, к которым пришел МакЛеннан, эти четыре явления суть следствия одной и той же причины, а именно — недостатка женщин в первобытных племенах, в свою очередь порожденного обычаем умерщвлять новорожденных девочек.

Надо сказать, что его труды составили в то время заметный вклад в науку. МакЛеннан был не первым, кто выдвинул тезис об историческом приоритете женского счета родства перед мужским. За 4 года до него, в 1861 г., швейцарский ученый Бахофен выступил с таким же тезисом, но он обосновывал его лишь на материале античной мифологии и литературы, связывал свои исторические мысли с мистико-религиозными построениями, писал трудным языком. Книга Бахофена осталась мало известной. Сам МакЛеннан познакомился с ней уже после выхода в свет своего труда, в 1866 г. Для широких кругов читателей «открыл» материнское право скорее МакЛеннан. Однако его объяснение происхождения материнского права (женского счета родства), его попытки связать его с полиандрией, с нехваткой женщин и прочим были мало удачны. Еще менее удачным было объяснение, дававшееся МакЛеннаном браку-умыканию и экзогамии.

В Англии одно время взгляды МакЛеннана были популярны, сам он был даже официально признанным основателем и главой английской школы первобытной истории» Впоследствии (взгляды его вышли из моды. В других же странах их мало кто признавал.

Джон Леббок

Видное место среди классиков эволюционистской школы занимает англичанин Джон Лёббок (1834—1913), позже«сэр», а впоследствии лорд Эвбери. Археолог и этнограф, он попытался в двух капитальных сочинениях дать обобщенное изложение фактов и выводов этих двух наук: («Доисторические времена» (1865) посвящены археологии, хотя три главы в конце книги касаются специально «современных дикарей»; «Начало цивилизации» (1868; издано в 1870 г.) — построено целиком на этнографическом материале.

Обе науки, этнографию и археологию, Леббок рассматривал как средство построения истории человеческой культуры, особенно в ее ранних стадиях, для чего он считал возможным применить метод естественных наук, особенно геологии. В своей книге «Начало цивилизации» Лёббок ставит ряд кардинальных вопросов развития человеческого общества и культуры. Основное внимание его привлекает история брака и семьи. Вслед за Бахофаном МакЛеннаном и другими, Лёббок признавал, что первоначально господствовали иные, более широкие, чем теперь, формы брака, хотя кое в чем он и не соглашался c мнениями своих предшественников. Лёббок называл самую раннюю форму брачной жизни «коммунальным (общинным) браком», где все мужчины и женщины каждой небольшой общины считались в супружестве между собою». Впоследствии этот «коммунальный брак» сменился, по Лёббоку, через похищение женщин индивидуальным браком, а отсюда развился и обычай экзогамии.

Эдуард Тэйлор

Наиболее широкую известность из всех классиков эволюционизма получил английский этнограф Эдуард Бернетт Тэйлор. (1832—1917). Родом из зажиточной семьи, он в молодости готовился к торговопромышленной деятельности и не получил высшего образования. Но во время поездки в Америку в 1855 г. (для поправки здоровья) он заинтересовался древностями и бытом народов этой страны.

Вернувшись на родину, Тэйлор начал систематически изучать этнографическую литературу. В 1865 г. он издал свой первый серьезный труд «Исследования в области древней истории человечества». В нем он проводит идею прогресса человеческой культуры от эпохи дикости до современной цивилизации; различия в быту и культуре отдельных народов он объясняет неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития.

Затем, после опубликования нескольких небольших статей, Тэйлор издал свой основной труд «Первобытнтя культура» (1871), скоро получивший мировую известность. В нем последовательно и систематически изложены основные идеи Тзйлора, строго эволюционистские, притом подкрепленные громадной массой этнографического материала. Основное внимание уделено в книге развитию духовной культуры человечества, особенно верованиям. В 1881 г. вышел еще один и в сущности последний крупный труд Тэйлора «Антропология», в .котором как бы подводились итоги предшествующих работ автора; охвачены здесь и вопросы развития техники, материальной культуры.

Подобно другим эволюционистам Тзйлор рассматривал историю человеческой культуры как «часть истории природы». Он был убежден, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений». Это однообразие .«может быть приписано однообразному действию однообразных причин». Разнообразие же форм культуры Тэйлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего». Эти последовательные стадии развития соединяют между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества, от caмыx отсталых до наиболее цивилизованных. «Не может быть и сомнения о возможности развития од них видов орудий, нравов или верований из других, так как развитие в культуре доказывается общеизвестными данными». Подобно другим эволюционистам, Тэйлор твердо стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры. Он считал, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень много известно фактов, «которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном».

Будучи убежден в прогрессе человеческой культуры, Тзйлор, как и другие эволюционисты, представлял себе этот прогресс как постепенное усовершенствование, развитие одних явлений из других. Вся его книга наполнена обильными фактами, расположенными в порядке эволюционных рядов — от простого к сложному. Концепция развития у Тэйлор а и других эволюционистов — это ограниченная и упрощенная концепция «развития как уменьшения и увеличения», чисто количественного возрастания. От этой упрощенно-схематической концепции имманентного развития Тэйлор почти нигде не отступал. Он, однако, порой смутно ощущал ее недостаточность, понимал, что явления культуры существуют не каждое само по себе, что они как-то связаны одно с другим. Тэйлор не мог не видеть, что культура и отдельные ее явления принадлежат народам; он говорил «о том молчаливом согласии или единодушии, которое в такой сильной степени побуждает целые народы соединяться в употреблении общего языка, в исповедании общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания».

Тзйлор широко пользовался научным приемом для определения взаимнойисторической связи явлений культуры: так называемым методом пережитков. Самый термин «пережиток» (survival) именно он ввел в науку. Под «пережитками» Тэйлор понимал «те обряды, обычаи, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого». Таких «пережитков», сохранившихся от древних времен, Тэйлор много находил в быту культурных народов Европы.

Шарль Летурно

Во Франции наиболее известным и наиболее типичным представителем эволюционизма был Шарль Летурно (1831—1902), врач и физиолог по образованию, необычайно плодовитый писатель. В своей книге «Социология по данным этнографии» (1880) он изложил свое научное мировоззрение, согласно которому именно этнография может и должна служить основой познания истории человека и его культуры.

Вслед за этой книгой выходили в свет одна за другой его многочисленные работы, посвященные эволюции отдельных сторон общественной жизни и культуры: «Эволюция морали» (1884), «Эволюция брака и семьи»(1888), «Эволюция собственности» (1889), «Политическая эволюция» (1890), «Юридическая эволюция у различных человеческих рас» (1891), «Религиозная эволюция» (1892), «Эволюция рабства» (1897) и ряд других. Видимо, только развитие материального производства и материальной культуры не привлекло внимания французского ученого.

Все эти книги были написаны простым, общедоступным языком, и их много читали. Но научный уровень их был невысок даже и по тому времени. Именно в широкой популяризации этнографических знаний, а не в оригинальности выводов и не в их солидной обоснованности лежит главная научная заслуга Летурно.

Юлиус Липперт

К числу менее известных представителей эволюционистского направления принадлежит Липперт, который, однако, заслуживает более серьезного внимания, чем ему обычно уделяют: из всех эволюционистов он выделяется наиболее последовательной материалистической точкой зрения на историю культуры человека.

Юлиус Липперт (1839—1909), родом из австрийских (чешских) немцев, был историком и этнографом. Человек разносторонних интересов, он занимался и историей Богемии (Чехии), и историей религии, и общей историей человеческой культуры. Для этнографии представляют наибольший интерес его труды по истории религии — «Культ душ в его отношении к древнееврейской религии», «Христианство, народные верования и народные обычаи», «Всеобщая история жречества»; по истории семьи — «История семьи»; наконец, его наиболее известный обобщающий труд — «История культуры».

Построенная в чисто эволюционистском плане, эта книга в то же время пронизана материалистическими идеями. «История культуры,— так начинает Липперт свою книгу, — есть история того труда, который поднял человечество из низменного и бедственного состояния на занимаемую им теперь высоту». «Способности» человека развиваются под влиянием условий среды. В самой истории расселения по земле Липперт видит прежде всего борьбу с природой как фактор прогресса.

 

В 70—80х годах появлялось, особенно в Германии, немало обобщающих сочинений по этнографии и истории культуры, написанных в строго эволюционистском стиле. Из них выделяются: «Народоведение» Оскара Пешеля (1874) (этот автор в отличие от других эволюционистов держался скорее теории изначальности парной семьи и патриархального права), «Естественная история человека» Фр. Гельвальда, ряд сочинений Георга Герланда, ученика Вайца и издателя его посмертных работ (Герланд пытался применить картографический метод к изучению явлений культуры и был автором первого «Этнографического атласа»), «Всеобщая этнография» Фридриха Мюллера (1873). Были и другие. По этому поводу Пенниман в шутку заметил, что, «вероятно, всякий немец, не писавший «Всеобщую историю культуры» в десяти томах, писал «Народоведение» в двадцати»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.