Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Становление этнографии как науки (середина XIX в.). Классическое эволюционистское направление в этнографии



На 60—70е годы XIX в. падают зарождение и первый расцвет этнографической науки в странах Западной Европы и Америки. Эта наука становится на собственные ноги; выходят классические сочинения по истории человеческой культуры, построенные на этнографическом материале. Появляются общие концепции, осмысляющие факты этнографии.

Наиболее общая из них — зволюционистская концепция, давшая повод называть все направление, получившее господство в те годы, эволюционистским. У него было и другое название: так как этнография рассматривалась тогда преимущественно как естественная наука и тесно связывалась с антропологией, общей наукой о человеке, то и господствующее в ней направление стали называть также антропологическим.

Для этого первого подъема и расцвета этнографической науки в начале второй половины XIX в. были свои глубокие причины, как общественные, таки идейные.

За предыдущие годы и десятилетия накоплено было уже очень много фактического материала по этнографии всех частей света. Это были материалы, собиравшиеся и публиковавшиеся неспециалистами-этнографами, каких тогда еще не было, а путешественниками, моряками, миссионерами, торговцами и др., но это были весьма обильные и свежие фактические сведения. И они продолжали непрерывно пополняться.

Введение в научный оборот этнографического материала отвечало общественной потребности. Об этом свидетельствует появление научных этнографических и антропологических обществ в ряде стран Европы и Америки.

Самым ранним из них было «Парижское общество этнологии» (Societe d'ethnologie de Paris, 1839), которое позже было сменено «Обществом антропологии» (Soeiete d'anthropologie, 1859) и «Обществом этнологии» (Societe d'ethnologie, 1859). В Нью-Йорке (США) в 1842 г.образовалось «Американское этнологическое общество» (American Ethnological Society). В Англии почти одновременно (1843) возникло «Этнологическое общество» (Ethnological Society), а в 1863 г. — «Антропологическое общество» (Anthropological Society); в 1871 г. оба они слились, образовав «Королевский Антропологический Институт Великобритании и Ирландии» (Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland). В Германии «Общество антропологии, этнологии и доистории»(Gesellschaft fur Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte) .появилось в 1869 г. и с того же года начало издавать свой журнал «Zeitschrift fur Ethnologie». В Италии в 1871 г. было основано «Итальянское общество антропологии и этнологии» (Societa italiana di antropologia e di etnologia) во Флоренции и одновременно общество под таким же названием в Риме.

О том же свидетельствовало и появление особого термина для новой науки — «этнология».

Слова «этнография», «этнографический» употреблялись спорадически и раньше, но не как обозначение особой науки. Еще в начале XVII в. (1607) в Магдебурге писатель Иоганн Зоммер начал печатать серию «Ethnographia Mundi». В конце XVIII в. (1791) в Нюрнберге была издана «Ethnographische Bildergallerie». В 1808 г.вышел в свет «Magazin fur Ethnographie und Linguistik».В 1820 г. был издан альбом народных костюмов Венгрии с обозначением на обложке «Ethnographia». В 1826г.итальянский географ Адриано Бальби опубликовал «Atlas Ethnographique».

Появление же нового термина «этнология» знаменовало несомненно ощущавшуюся потребность как-то отметить родившуюся науку. Термин этот был предложен, как это недавно установил Геза Роган Чермак, видным французским натуралистом физиком Жан Жаком Ампером. Последний разработал в 1830 г. схемуо бщей классификации «антропологических» (т. е. гуманитарных) наук, определив среди них место «этнологии» '. Новый термин скоро вошел в широкое употребление. В России термин «этнография» тоже употреблялся •спорадически с начала XIX в. Этот термин стал господствующим и «официальным» обозначением новой науки. Он был закреплен открытием «Отделения этнографии» Русского географического общества и теоретически обоснован в докладе его председателя Н. И. Надеждина «Об этнографическом изучении народности русской».

Еще одним признаком зарождения новой науки было появление в 1874 г. особого справочника руководства для полевых этнографических наблюдений «Notes and Queries on Anthropology». Он был издан «Британской ассоциацией прогресса наук», «чтобы содействовать точным антропологическим наблюдениям путешественников и чтобы помочь тем, кто не антрополог, собирать информацию, требуемую для научных исследований у себя дома»

Рост интереса к изучению различных народов, особенно народов внеевропейских стран, диктовался в известной мере практическими потребностями. Сильнейшие европейские государства превратились уже в колониальные державы, и управление населением колоний требовало каких-то, пусть элементарных, знаний о быте и культуре этого населения.

Идейные корни.

Идейные корни этнографической науки и возникновения в ней эволюционистского течения лежали в истории буржуазного мировоззрения XIX в. Развитие научного мировоззрения эпохи подъема буржуазии очень хорошо охарактеризовало Ф. Энгельсом в его «Диалектике природы» («Введение», написано в 1875—1876 гг.). Энгельс указал на самую основу этого развития: борьбу зарождавшегося капитализма с феодальными силами, развитие «современных европейских наций и современного буржуазного общества»; это был «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством». «С этого времени пошло гигантскими шагами также и развитие наук».

Принцип развития, эволюции завоевал и область биологии: эволюцию растительных и животных видов доказывали биологи Ламарк (1809), Бэр (1829—1837) и другие и, наконец, окончательно доказали Уоллес и Дарвин(1850-е ).

Вот эта-то идея эволюции, одерживавшая на протяжении первой половины XIX в. блистательные победы одну за другой в разных областях знания и вытеснявшая из них закостенелые полубогословские взгляды, не могла не проникнуть и в науку о человеке и его культуре, в науку, в то время только складывавшуюся. Неудивительно, что первой и классической школой в этнографической науке стала эволюционистская школа.

Основные идеи, на которых построены концепции представителей эволюционистской школы, очень несложны и могут быть выражены в нескольких словах: это идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этогоразвития — от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культурывыведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида.

Указанные идеи, конечно, по-разному преломлялись у отдельных представителей эволюционистского направления.

Важнейшими его представителями считаются: в Англии— Герберт Спенсер, Джон Фергюссон, МакЛеннан, Джон Лёббок, Эдуард Тэйлор, Джемс Фрэзер; в Германии—Адольф Бастиан., Теодор Вайц, Оскар Петель, Юлиус Лилперт, Генрих Шурц; во Франции — Шарль Летурно; в США — Люис Генри Морган.

Адольф Бастиан

(1826-1905) выступил одним из первых. Врач по образованию, он провел почти треть своей долгой жизни в 'путешествиях, побывав почти во всех частях света. Из своих путешествий Бастиан привозил много численные этнографические коллекции, которые легли в основу созданного и руководимого им Берлинского музея народоведения. Бастиан был также инициатором и активным членом Берлинского «Общества антропологии, этнологии и доистории», редактором издававшегося этим обществом журнала «Zeitschrift fur Ethnologic». Научно-литературная продукция Бастиана огромна — ему принадлежат многие десятки работ. Из них самые крупные: «Der Mensch in der Geschichte», 1—3, 1860; .«Beitrage zur verglekhenden Psychologic», 1868; «Ethnologische Forsehungen und Sammlung von Material, 1—2, 1871 — 1873; «Die deutsche Expedition an die Loangokuste», 1— 2, 1874—1875; «Allgemeine Grtmdzuge der Ethnologic», 1884; «Die Culturlander des alten America», 1—2, 1889, и др.

Уловить идеи Бастиана и изложить их систематически очень трудно, так как сам он писал в высшей степе ни сбивчиво и многословно. Книга Бастиана носит подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения», и каждый из трех томов имеет особые названия: 1) «Психология как естественная наука», 2) «Психология и мифология», 3) «Политическая психология». Автор пытается опереться на успехи естественных наук, которым, по его словам, обязана наша современность своим«могучим прогрессом», и применить «точно позитивный метод исследования» естественных наук к исследованию«человеческого духа».

Психология, как полагал Бастиан, есть «наука будущего», которая может стать «краеугольным камнем единого мировоззрения». Это мировоззрение не будет, по его мнению, ни материалистическим, ни идеалистическим, ибо «истинная наука не знает ни материализма, ни идеализма, она охватывает то и другое». Единство человеческой психики, т. е: «стихийная (или элементарная) мысль», обусловливает единство человеческой культуры. Но каждый народ «развивает сам из себя определенный круг идей», и пока народ живет обособленной жизнью, этот «круг идей» остается постоянным, но сношения с другими народами вводят в него новые идеи, побуждают к действию и т. д.

При всей запутанности и хаотичности изложения основная точка зрения Бастиана была несомненно прогрессивной. Единство человеческого рода, единообразие человеческого сознания, умственный прогресс, зависимость его от условий среды и пр. — все это были здоровые и передовые для того времени идеи. Конечно, попытка свести всю историю человечества к «психологии», развитию «элементарных» и «народных» мыслей есть чистейший 'идеализм, хотя Бастиан и ссылался порой на действие внешней среды. Его претензия стать выше материализма и идеализма была наивна. Из всех эволюционистов Бастиан был, пожалуй, наиболее идеалистическим мыслителем.

Теодор Вайц

Почти одновременно с Бастианом выступил Теодор Ваиц (1821—1864), профессор философии Марбургского университета. В противоположность Бастиану Вайц был не путешественником, а чисто кабинетным ученым-систематиком. Его «Anthropologie der Naturvolker» в 6 томах (1858—1872) (последние два тома изданы посмертно его учеником Герландом) (представляет собой самую солидную для того времени «водку всех известных тогда данных о внеевропейских народах.

В своих научных взглядах Вайц обнаруживал трезвую сдержанность: он отвергал наивно расистские представления об умственной неравноценности рас, отвергал упрощенное мнение о прямом влиянии географической среды на культуру людей, исходил из идеи единства человечества, а различия в уровне культурного развития разных народов приписывал — вполне правильно — историческим условиям.

«Антропологию» Вайц понимал как общую науку о человеке, синтезирующую две области знания — «анатомию, физиологию и психологию человека, с одной стороны, и историю культуры вместе со всеми примыкающими к ней науками, с другой стороны». Антропология имеет целью «исследовать естественную основу (die Naturgrundlage) истории». Прежде всего, она должна вскрыть «естественное состояние» (Naturzustand) человечества, исследовав его эмпирическим методом, т. е. методом естественных наук. Собственно «этнографию», или «этнологию», он представлял в более узком значении — как изучение «племенного родства отдельных народов и племен». В своем изложении Вайц уделял большое место чисто антропологической (по физическим качествам) характеристике человечества и его частей, хотя самым важным и интересным он признавал изучение «психических, моральных и интеллектуальных особенностей людей

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.