Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 32. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ



1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита­тельной работой как важнейшая предпосылка повышения каче­ства обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности

Школа – исклю­чительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделе­ние будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если пе­дагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и со­гласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченны­ми целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, сте­пень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свиде­тельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих орга­нов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой – об­щешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осущест­вляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это – директор школы, его заместители по учебно-воспитательной рабо­те, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ты, помощник директора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различ­ных общественных организаций учащихся (учком), учителей (проф­ком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленческих орга­нов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся сле­дующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей ра­боты, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностны­ми лицами школы своих руководящих функций; опора на общест­венное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленно­го дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и кон­центрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микро­климата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципи­альности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполне­нием указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повыше­нии качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руковод­стве школой

В создании творческой атмосферы и здорового психо­логического микроклимата в школе огромная роль принадлежит сове­ту школы. Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важ­нейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащих­ся. Его функции и содержание работы регламентируются специаль­ным Положением о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав школы и вносит в него необхо­димые изменения; разрабатывает основные направления совершен­ствования и развития школы, повышения качества и эффективнос­ти учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополни­тельных финансовых средств и укрепления материально-техничес­кой базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа высту­пает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и об­щественности по одной трети от каждой из названных категорий.

Совет школы выполняет следующие функции:

- организует выполнение решений конференций школьного кол­лектива;

- утверждает план развития школы;

- совместно с директором представляет интересы школы в госу­дарственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;

- по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы органи­зации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, програм­мы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;

- устанавливает режим работы школы;

- осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагоги­ческих и других кадров школы;

- проводит аттестацию педагогических работников школы, вно­сит предложения в квалификационную комиссию при органах на­родного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;

- поддерживает общественные инициативы по совершенствова­нию и развитию обучения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигно­ваний на школу, формирует собственный материальный фонд школы;

- заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмотрение конференции предложения о продлении или прекращении их полномочий;

- ограждает работников школы и администрацию от необоснован­ного вмешательства в их профессиональную и должностную дея­тельность.

Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демо­кратизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.